Найти в Дзене
VK Play

Обзор Rue Valley: почти Disco Elysium 2

Еще одна замечательная игра под конец года Временные петли — одна из самых популярных тем в научной фантастике, и при этом одна из самых сложных. С одной стороны, она дает чуть ли не безграничную творческую свободу. Хочешь, делай чистую фантастику. Хочешь, оберни сюда какое-нибудь высказывание про общество. Хочешь, сделай камерную историю о личных сожалениях одного человека. При этом вариантов, как завернуть сюжет, очень много. С другой стороны, создание такой истории требует от автора внимательного подхода. Зрителя, читателя или игрока надо правильно направлять, удерживать внимание и найти способ не утомить повторяющимися эпизодами из жизни героев. Перекрутить сценарий, запутаться или скатиться в занудство очень легко. Трейлер Rue Valley с датой релиза При этом создать хорошую игру про временную петлю еще сложнее. Если в книге или фильме всегда можно разжевать все моменты, то в интерактивной истории геймера можно потерять на любом этапе. Стало скучно, не знает, что делать, не может ре
Оглавление

Еще одна замечательная игра под конец года

Обзор Rue Valley: почти Disco Elysium 2
Обзор Rue Valley: почти Disco Elysium 2

Временные петли — одна из самых популярных тем в научной фантастике, и при этом одна из самых сложных. С одной стороны, она дает чуть ли не безграничную творческую свободу. Хочешь, делай чистую фантастику. Хочешь, оберни сюда какое-нибудь высказывание про общество. Хочешь, сделай камерную историю о личных сожалениях одного человека. При этом вариантов, как завернуть сюжет, очень много.

С другой стороны, создание такой истории требует от автора внимательного подхода. Зрителя, читателя или игрока надо правильно направлять, удерживать внимание и найти способ не утомить повторяющимися эпизодами из жизни героев. Перекрутить сценарий, запутаться или скатиться в занудство очень легко.

Трейлер Rue Valley с датой релиза

При этом создать хорошую игру про временную петлю еще сложнее. Если в книге или фильме всегда можно разжевать все моменты, то в интерактивной истории геймера можно потерять на любом этапе. Стало скучно, не знает, что делать, не может решить головоломку — в общем, ловушек масса. Такие проблемы были, например, у 12 Minutes — многообещающего интерактивного триллера с участием Джеймса Макэвоя, Дейзи Ридли и Уиллема Дефо.

К счастью, студия Emotion Spark сумела ошибок избежать: во всяком случае, большую часть. Их первую игру Rue Valley уже после анонса стали называть духовным наследником Disco Elysium, а соответствовать такому статусу ой как непросто. Но счастлив признать, что получился действительно достойный приемник и одна из лучших игр этого года.

Завязка

Практически экран загрузки
Практически экран загрузки

События Rue Valley вращаются вокруг забытого богом городка, куда за сеансами психотерапии по решению суда приезжает мистер Харроу. Мужчина, естественно, не рад вынужденной поездке, да и разбираться в своих проблемах не очень хочет: хотя их, как быстро становится понятно, хватает. Его раздражают все встреченные люди, их поступки, а в самом Ру-Вэлли заняться нечем — разве что умереть со скуки.

Вечером на все это уныние наслаивается дождь, а после особо сильного удара грома небо озаряет яркая желтая вспышка — и герой вновь приходит в себя в кресле у терапевта. Вскоре выясняется, что герой застрял во временной петле, причем очень компактной — всего в 47 минут. Уехать из города, найти помощь или какое-то другое решение не получается, а ситуация, кажется, безвыходная. Уже чувствуете вайбы отчаяния из Disco Elysium?

Впрочем, сценаристы не тянут кота за хвост. Не хочу спойлерить, но поверьте: довольно быстро герой начинает обращать внимание на странные закономерности, неосторожные фразы других обитателей города и многое другое. Куда заведет его история — лучше узнать самому.

Геймплей

Сидим, грустим
Сидим, грустим

Rue Valley — изометрическая нарративная RPG. Или пусть будет «RPG-лайт»: ваши выборы влияют на исход некоторых событий, но как-то застрять в истории, как я понял, не получится. Даже если герой не проходит проверку важного навыка, игра сразу предложит новый ответ в диалоге, чтобы сценарий двигался дальше.

В самом начале можно выбрать, какой характер будет у главного героя. Например, сделать его интравертом, экстравертом или решить, как он реагирует на эмоции: подавляет или отдается в их власть. Эти начальные решения достаточно важные: я, кажется, заметно усложнил себе прохождение, сделав замкнутого персонажа, который с трудом может заговорить с другими людьми. Но решение найти всегда можно.

По теме:

Обзор The Outer Worlds 2 — затянувшаяся шутка
Обзор Choice of Life: Samosbor — мрак, жесть и юмор в Гигахрущевке

Сам же игровой процесс устроен просто: герой может общаться с другими персонажами и взаимодействовать с интерактивными элементами окружения — их, причем, мало. Заниматься пиксельхантингом, комбинированием предметов и другими унылыми вещами не придется: вы почти всегда понимаете, куда надо пойти и что сделать.

Для того чтобы вы точно не застряли в прохождении, игра использует систему вдохновения. Временная петля не стирает ваши воспоминания, поэтому вы составляете эдакий дворец памяти: держите в голове карту со всеми персонажами, а новые факты о них переплетаются и формируют узлы идей и теорий, которые вы можете проверить. Скажем, вы поговорили с женщиной, которая пинает кофейный автомат, а потом девушка на ресепшене подсказала вам, как его починить: появится возможность «вдохновиться» на попытку починить машину в следующей петле.

-4

Звучит, возможно, запутанно, но по сути это система квестов. Биография жителей городка заполняется новыми фактами, поэтому при любом ступоре достаточно просто еще раз с ними поболтать. Почти наверняка информация от другого разговора позволит задать персонажу новый вопрос.

Еще одна механика — состояния. Если у вас плохо развит какой-то конкретный навык, можно компенсировать это найденным предметом или диалогом. Скажем, если вам плохо удаются беседы с людьми, можно заглянуть в туалет к врачу и найти там спрятанную бутылку виски. Работает это и в другую сторону: если вы потерпели сокрушительную неудачу, то другие проверки станут сложнее, пока вы не избавитесь от плохого состояния. Впрочем, повторяюсь, застрять в игре не получится: вы все равно достигнете цели, просто другой дорогой.

Изучая факт за фактом, вы будете распутывать историю Ру-Вэлли. Вернее, даже истории: у игры есть центральный сюжет, на который наслаиваются личные драмы жителей города. Какие-то из них прямо связаны с тем, что происходит сейчас, другие написаны скорее для того, чтобы вас немного запутать. Но копаться в пыльном прошлом интересно: все сюжеты так или иначе переплетаются в историю города, где каждый несчастлив по-своему.

Почему Rue Valley – одна из лучших игр года

Несмотря на довольно типичную завязку, Rue Valley быстро затягивает в свой мир: поначалу крохотный, вроде бы скучный город начинает обрастать секретами, новыми локациями и необычными персонажами. Практически у каждого из героев какой-то скелет в шкафу, а незначительные детали их биографии могут со временем оказаться важными для вашего приключения.

Авторам удалось построить вокруг механики временной петли интригующую и при этом реалистичную историю, в которой сразу несколько центральных тем. Опять-таки, без спойлеров обойтись сложно, но по факту Rue Valley – эмоциональное переживание на тему депрессии, терапии, умении прощать себя, смиряться и так далее. У игры очень хороший сценарий, который удерживает внимание, постоянно подкидывает новые сюрпризы и заставляет нервно поглядывать ночью на часы. Обещаешь себе пройти еще одну петлю и потом «уже точно пойти спать» (нет).

Все персонажи отлично озвучены: большой плюс для игры, у которой вряд ли был огромный бюджет
Все персонажи отлично озвучены: большой плюс для игры, у которой вряд ли был огромный бюджет

История получилась очень живой, эмоциональной и трогательной. Кто-то не может смириться с потерей, кто-то мечтает наладить отношения с семьей, кто-то скучает по бывшей девушке. Практически все страдания персонажей тут понятны, и наверняка как минимум некоторые из них будут вам близки. Но особенно хорошо игра «попадает» в тех, у кого за душой целый ворох таких переживаний: от некоторых сцен тут просто разрывается сердце.

При этом в начале петли главный герой постоянно возвращается в кабинет психотерапевта, где проговаривает свои проблемы и пытается их решить. В этой плоскости Rue Valley оказывается еще и своеобразной бесплатной терапией: легко зачитаться рассуждениями врача и его советами о том, как разобраться с распространенными переживаниями.

Это не значит, что за игру можно сесть в любом настроении, и она обязательно вас поразит. На мой взгляд, некоторые игроки просто не поймут отдельные элементы сюжета Rue Valley, если не бывали в определенном состоянии. Впрочем, записать это в минусы игры не могу: даже шедевральная Disco Elysium тоже требует от игрока определенного настроя.

Rue Valley часто напоминает о том, как тяжело жить без интернета
Rue Valley часто напоминает о том, как тяжело жить без интернета

Авторам Rue Valley удалось и по-новому взглянуть на концепцию временных петель. Обычно у героя есть несколько часов или даже целый день, но тут всего 47 минут: это накладывает на героя дополнительные ограничения и создает проблемы. Скажем, чтобы прочитать целую книгу, Хэрроу придется пережить петлю несколько десятков раз. А что делать, если следующая зацепка находится в баре, до которого только идти минут 20? Искать способ попасть туда быстрее, конечно.

Все это могло превратиться в геймплейный и нарративный кошмар, но разработчики хорошо понимали, когда надо остановиться. Если герою по сюжету надо раз 10 вернуться в один день и совершить одинаковое действие, начнется монтаж, показывающий, как герой возвращается много раз подряд. Такой прием используется в правильные моменты, превращая потенциально занудные эпизоды во что-то более доступное для прохождения.

Надо признать, что иногда чувство меры авторам все же отказывает. Из-за некоторых заданий порой надо заняться рутиной, попробовать разные вариации одного действия, и даже монтаж сцен иногда смотреть не хочется: да-да, мы поняли, временная петля и все такое. Из-за этого темп повествования иногда проседает, а динамичная, в целом, история буксует в неподходящие моменты. Один экран путешествий между локациями на всю игру утомляет.

Несмотря на некоторый депрессивный настрой, Rue Valley получилась очень уютной, а анимация включения света после удара молнии – просто какая-то магия
Несмотря на некоторый депрессивный настрой, Rue Valley получилась очень уютной, а анимация включения света после удара молнии – просто какая-то магия

Некоторые побочные истории получились хоть и проработанными, но лишними. Видно, что авторы потратили на них время, грузят игрока россыпью имен и дат, все это кажется важным, но на деле только отвлекает от центральных линий. В игре нет откровенно унылых и плохих историй, но сценарий, на мой взгляд, можно было подсократить и сделать лучше.

Впрочем, на эти проблемы обращаешь внимание только при быстром прохождении, как это было у меня. Большую часть времени игра удерживает отличную динамику, а заскучать в ней не успеваешь. На полное прохождение у меня ушло 11 часов, из которых примерно 7 я играл чуть ли не залпом.

Disco Elysium 2?

Если после прохождения Disco Elysium вы отчаянно искали что-то похожее, то да – Rue Valley действительно может хотя бы на время унять эту боль. Игры перекликаются, причем история Emotion Spark местами чуть ли не более печальная, чем творение ZA/UM – хотя казалось бы.

Если же кто-то наивно ждал, что Rue Valley станет эдакой Disco Elysium 2, то расстрою – это не совсем так. Но не потому, что новая игра сильно хуже. Дело в том, что сделать еще одну Disco Elysium в принципе крайне сложно. Шикарный сценарий, залезающий в душу пронзительный саундтрек, голос Ленваля Брауна, который звучит будто из другого мира, сложно устроенный мир с политической системой, придуманный сценаристом задолго до самой игры – тогда просто сошлись все звезды.

Но игра студии Emotion Spark хороша другими моментами. В ней мало лишних действий, все персонажи отлично озвучены уже на релизе, а еще много пронзительных, красивых и понятных историй о человеческой природе. Безусловно, это игра не для всех, но «своему» игроку она обязательно должна понравиться – несмотря на мелкие недостатки.

Оценка: 9 из 10