Удивительна подчас судьба таланта в русском искусстве. Илья Саввич Галкин (1860–1915) — художник, близкий к передвижникам, чей путь от ученика сапожника до портретиста императорской семьи стал примером упорства и верности призванию.
История искусства не может быть написана только лишь на материале гениев. Для ее воссоздания в полном объеме необходимы, если так можно выразиться, жизни и судьбы «обычных художников», создавших «культурный фон» для гениев. Творчество одного из таких художников является предметом настоящей статьи.
Галкин родился 15 июля 1860 года в семье мастерового Гатобужской (Готобужской) бумажной фабрики Саввы Дмитриевича и его жены Акилины Архипповны. Детство своё Илья провёл в фабричной слободе. Бедная семья отдала мальчика в ученье к сапожнику. Повторилась обычная история: между делом будущий художник набрасывал рисунки, на которые обратил внимание случайный посетитель мастерской, при его содействии Галкин попал сначала в рисовальную школу, а затем в Академию Художеств.
В 1883 г. Илья пишет прошение о поступлении в ИАХ. Успешно сдав экзамены, Илья Галкин приступает к обучению живописному искусству. В 80-е годы ХІХ века Академия художеств, пережив «бунт 14», случившийся в 1863 году, отстаивает принципы академизма.
Исследователь искусства Е. В. Нестерова писала об академическом методе:
«Академический метод, безусловно эклектичный, был весьма удобен для живописцев, не обладающих ярким талантом и индивидуальным дарованием... Вооружившись устоявшейся традицией... художник академического направления, даже при отсутствии большого таланта и не имея ничего своего за душой, являл профессиональный уровень, обеспечивающий его произведениям известную степень художественности, эстетики восприятия».
В ИАХ Галкин проходит обучение по классу исторической живописи, параллельно посещая занятия по пейзажному классу. Вместе с ним основам исторического жанра обучаются Валентин Серов, Наркиз Бунин... Интересное сравнение за учебное задание весны 1884 г. по классу исторической живописи «Рассказ атамана Ивана Перстия своей шайке разбойников о подвигах Ермака» — Галкин получает ІІI категорию, а Серов IV. Зная вклад этих художников в развитие искусства, понимаешь, что Серову уже претит работать в академической манере.
Пейзажные работы Галкина академического периода нам неизвестны, но о достигнутых в этой области начинающим художником успехах можно судить по свидетельству писателя Василия Немировича-Данченко, который приводит воспоминание Галкина о его встрече с Шишкиным:
«Я ученик был. Как-то Шишкину попались мои работы. <...> И вдруг смотрю: чудо явленное. Сам Шишкин ко мне. Посидел у меня долго. Внимательно перебрал все мои наброски. Кое-что отметил, а за многое обругал. Суровый был мужчина! Только от этой ругани тепло на душе стало. Дороже она мне казалась одобрений мимоходом, на которые так щедра наша старшая братия. Советы давал прямо золотые. Кое-где кистью подправил и точно живою водою брызнул. Загорелась моя мазня... А в заключение точно пощёчиной меня: Дарование, душа моя, у вас несомненное, а только душа у тебя малая. Как это, спрашиваю? Чего ты это как пёс на блевотину на портреты кидаешься? Веласкеса из тебя не выйдет, ты даже до Крамского не дорастёшь. Так, дешевкой будешь обходиться. А чувство природы у тебя есть, но и оно заглохнет. Ты пейзажист... Советовать тебе напрасно. Тебе заработок нужен...».
Предсказание Шишкина оказалось провидческим. В академический период Галкин предпочитает создавать жанровые и детские портреты, например, «Путник» (1886), «Портрет мужчины с трубкой» (1887), «Украинка у плетня» (1887, ГРМ), «Улыбающаяся девочка» (1889) и другие. Художник тщательно выписывает лица детей, открыто и доверчиво улыбающихся миру.
В 1898 г. картина «За чтением», приобретённая ранее ИАХ для своего музея, была передана в собрание Русского музея императора Александра ІІІ. Художник И. Н. Павлов писал о картине:
«В Музее императора Александра III среди других замечательных произведений искусства, есть картина И. С. Галкина, изображающая девушку за книгой. По-видимому, это очень интересное чтение, так как девушка, не отрываясь, следит за каждой строчкой занимательной книги. Её лицо освещено светом лампы: рука подпирает голову; поза не принуждённая, удобная. Так, обыкновенно сидят люди, отрешившиеся в данную минуту от всяческих забот и отдавшиеся чтению до глубокой ночи. Часы будут проходить за часами: маятник будет мерно ударить в такт, а страницы книги будут мелькать с лихорадочной быстротой. <...> При взгляде на картину Галкина вы невольно остановитесь, и умное лицо девушки, не лишённое своеобразной русской красоты, надолго запечатлеется в вашей памяти».
В 1892 г., окончив научный курс Академии художеств, что являлось необходимым условием для карьерного роста, Галкин получает звание классного художника третьей степени. Год спустя, в ноябре 1893 г. за «Портрет академика живописи Ю.Б. Феддерса» (1893) и «Портрет художника В. Г. Казанцева» (1893) Галкину присуждают звание классного художника второй степени.
В 1890-е гг. художник продолжает следовать избранному ещё в Академии направлению — изображение жанровых портретов и сцен, представленных, как правило, в природном окружении.
Картина «Рыбаки на Волхове» показывает сцену труда на природе. Композиция картины построена по диагонали, причём рыбаки находятся в верхней части этой диагонали, максимально удалённой от зрителя. Художник не «вписывает» зрителя в процесс рыбалки, а предлагает посмотреть на него со стороны и даже испытать чувство зависти от удачного улова. Рыбаки дружно тянут закидной невод с уловом. Колорит картины сдержан, только два красных пятна рубах центральных рыбаков вносят акцентную ноту в колористическую гамму композиции. Художнику удалось создать ощущение слитности людей и природы. Холодное хмурое утро, удачное время для рыбалки. Линия берега и линия воды не контрастируют друг с другом, но и не сливаются, отражения рыбаков в реке вторят мерному ритму движения реальных фигур.
В 1895–1898 гг. получает заказы на написание императорских портретов от различных учреждений, ведомств, обществ и частных фирм. В написания императорских портретов для исполнения этих заказов Галкиным был использован опыт натурных сеансов в январе-феврале 1895 г. вместе с И.Е. Репиным и другими художниками во время создания ими «образцовых портретов.
Интересен ответ И. Е. Репина корреспонденту А. В. Жиркевичу, на вопрос о Галкине. Репин пишет весьма саркастично:
«А про Галкина? Он ординарный, даже очень. Во дворец он попал в гардеробную, чтобы списать этюд с костюма государыни. Государыня увидела случайно его работу, и когда он попросил позволения писать с нами вместе с государя, ему разрешили, также с государыни. Казалось, что мы с Антокольским относились к нему дружески, ему жаловаться на нас стыдно. А написал он херувимов по фотографии и сидел перед натурой только для виду, делал своё, и вообразите! — его работа понравилась, но писания эти его совсем не художественны».
Портрет императрицы Александры Фёдоровны становится популярным. Александра Фёдоровна изображена на портрете в придворном платье «русском стиле» с распашными рукавами и ювелирных украшениях из жемчуга, бриллиантов и цветных драгоценных камней, с веером в руках.
О том, как создавался этот портрет, записал со слов И. Е. Репина К. И. Чуковский:
"Репин рассказал мне, <...> как однажды его и художника Галкина пригласили во дворец написать царицу Александру Фёдоровну: - И вот вышла к нам немка, беременная, выражение лица змеиное, сидит и кусает надменные тонкие губы. Я так и написал её злой и беременной. Подходит министр двора: "Что вы делаете? Посмотрите сюда!" и показал мне портрет, который рядом со мной писал Галкин. У Галкина получилась голубоокая фея. "Простите, я так не умею, — сказал я смиренно и попросил с поклонами, чтобы меня отпустили домой".
Галкин преображает натуру. Преувеличивает глаза, «смягчает» горбинку тонкого носа молодой императрицы. Но и полностью обвинять его в отходе от действительности не приходится. Известно, что Александра Фёдоровна была не только надменна, но и стеснительна. По воспоминаниям современников, когда она бывала на публике, у неё выступали красные пятна на коже. Галкин, в общем, идеализируя императрицу, всё же написал покрасневшие кисти рук портретируемой. При создании портрета Галкин пользовался фотографиями императрицы. Портрет, по сути, представляет собой симбиоз натурных зарисовок и работы по фотографии, что было характерно не только для Галкина, но и для многих живописцев, создающих портреты императорских особ: за время натурных сеансов выполнялся портретный эскиз, тогда как аксессуары дорабатывались позже.
В дни Февральской революции, сокрушившей монархию, в "Петроградской газете" явилась любопытная заметка, посвящённая царским портретам:
"Николая Романова писали многие художники, в том числе Репин, Серов, но бывший царь, по-видимому, не особенно много понимавший в искусстве, предпочёл портрет работы покойного И. С. Галкина..."
Ещё одна сфера творческой деятельности художника в конце ХІХ создание произведений религиозного характера (икон, эскизов для мозаичных композиций). Одним из значимых проектов того времени было возведение храма Христа Спасителя (1891–1894) и часовни в селе Борки Харьковской губернии на месте крушения царского поезда и чудесного спасения императорской семьи 17 октября 1888 г.
Достигнув финансового благополучия, художник в 1899 г. покупает имение Пожинки в Тверской губернии. Галкин в Пожинках почувствовал себя человеком, свободным от условностей столичного общества. Ощущается, что он здесь может творить, не оглядываясь на мнение публики и критики. Судя по сохранившимся фотографиям, Илья Саввич здесь в своей среде в кругу семьи, друзей и окрестных крестьян. Как свидетельствуют документы «крестьяне хорошо знали и любили <...> художника, отзывавшегося на чужое горе и нужды, бравшего к себе крестьянских сирот, которых он кормил, одевал, обучал в школе и ремёслам».
В Пожинках художник много отдаётся творчеству, пишет незатейливые жанровые сценки, пейзажи и портреты - «Варка варенья», «После дождя. В старинном парке» (1905)", «Портрет старика» (1907) и др.
В Пожинках Галкин, под влиянием молодых художников, часто приезжавших на Удомельскую землю (Н. Н. Богданов-Бельский, В. К. Бильницкий-Бируля, С.Ю. Жуковский и др.), увлечён новыми живописными поисками: в некоторых его работах исчезает «академическая сухость» и появляется чистота цвета, прозрачность световоздушной среды. Об этом можно судить по картине «Летний день».
Но поиски новых художественных решений не оставили заметного следа в его творчестве и не стали для него близким.
Галкин умирает в Пожинках в окружении своих родных 11 апреля 1915 г.
Творческая деятельность Илья Саввича Галкина — один из характерных примеров развития артистической личности в России второй половины XIX — начала ХХ вв. Выходец из слободской глубинки, пройдя обучение в Академии художеств, на протяжении всей жизни он с любовью пишет крестьянские типы, мастерски создаёт парадные портреты членов императорской семьи. Художник хорошо чувствует тенденции эпохи, предпочтения заказчиков, вкусы публики. Его работы до сих пор находят своих ценителей.
Источники: статья "Ординарный художник": жизнь и творчество Ильи Галкина", авторы А. В. Карпов Н. Н. Мутья, The Academia.edu Team; Википедия.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий.