В 1995 году на киностудии «Ленфильм» родился фильм, который не только стал спасением для отечественного кинематографа в эпоху голливудского господства, но и превратился в культовое произведение искусства. История его создания — это история нежданного чуда, когда случайное стечение обстоятельств, холодная осень и горсть талантливых людей создали кино, которое спустя три десятилетия по-прежнему цитируют на всех углах. Давайте разберём, как именно режиссер Александр Рогожкин, иностранный студент и небольшая съёмочная группа создали шедевр.
Во-первых, важно понимать, что Рогожкин вообще не собирался снимать комедию. Это был один из самых больших парадоксов при создании картины. Режиссер, ученик великого Сергея Герасимова, до этого снимал серьёзные, мрачные, тяжёлые фильмы, которые показывали в ночи для «шибко умных» зрителей. Но судьба распорядилась иначе. Его давний друг и директор фильмов Михаил Кирилюк, заядлый охотник и рыболов, однажды пригласил Рогожкина отдохнуть на охоте. Режиссер согласился — и вот уже, вернувшись с охоты, начал за один вечер набрасывать на бумагу свои впечатления. Из этих набросков, щедро приправленных самыми известными охотничьими байками и русскими стереотипами, родился сценарий.
Рогожкин сам вспоминал об этом периоде: если бы он честно описал всё, что происходит на охоте, его обвинили бы в издевательстве над русским народом. Поэтому режиссер решил показать охоту глазами иностранца — молодого финна Райво, который много прочитал о русских охотничьих традициях и теперь встречается с их суровой реальностью. Идея казалась безумной, но это именно то, что нужно было русскому кинематографу в середине 90-х.
Кастинг происходил интересно. Алексей Булдаков и Виктор Бычков были приглашены на роли без проб — Рогожкин уже работал с ними раньше на фильме «Ради нескольких строчек» и знал их мастерство. Но главное условие было найти финского актера, который бы говорил по-русски. На помощь пришла финская киноиндустрия. Оказалось, что в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) обучался студент Вилле Хаапасало, финн, который хоть и не владел русским языком при поступлении, но быстро его освоил. Вилле был идеальным кандидатом. На момент съёмок ему было всего 22 года, и вот уже режиссер предложил ему главную роль в кинокартине, которая позже изменит его жизнь. Актер до сих пор помнит свои ощущения: он настолько волновался из-за камеры, что позже не вспомнит даже подробностей о съёмках.
Финны согласились помочь финансировать проект — это был совместный фильм двух стран. Правда, как иронично вспоминает Кирилюк, пока финны думали, режиссер уже закончил съёмки. Но это не помешало картине стать шедевром.
Съёмки начались летом 1994 года, но ждали они долго из-за финансирования. В итоге первые кадры стали сниматься в конце лета, а затем через весь сентябрь и октябрь. Большую часть картины снимали в поселке Проточное, расположенном в Приозерском районе Ленинградской области, прямо на границе с Карелией. Рогожкин арендовал старый пионерский лагерь, где разместил всю съёмочную группу. Там, в изоляции от цивилизации, режиссер запретил актёрам читать газеты и смотреть телевизор — он хотел, чтобы они действительно ощутили суть русского отдыха на природе.
Эпизод с загрузкой коровы в самолёт снимали на военном аэродроме «Веретье» в городе Остров, Псковская область. Поездки на моторках и катерах запечатлевали на Ладожском озере, а сцены дворянской охоты из снов финна — под городом Пушкин. Рогожкин хотел, чтобы эти сцены выглядели романтично, даже используя атмосферу «Войны и мира» Толстого. И именно контраст между этой исторической красотой и абсурдной реальностью современной охоты создавал главный смысл картины.
Съёмочная группа столкнулась с невероятными сложностями. Осень в Ленинградской области — это не что иное, как предчувствие суровой зимы. В сценах в бане, которые актёры вспоминают с лёгким содроганием, было не жарко, а холодно. Баню топили, но только по вечерам и уже после съёмок. Днём же температура в парилке держалась около десяти градусов. Почему? Потому что если бы было жарко, камера не работала бы. Актёры парились холодными мокрыми вениками, мокро шлепались друг друга — и всё это при минусовой температуре, после чего нужно было прыгать в ледяную воду, изображая полное блаженство.
Во время съёмок сцены, где охотники убегают от медведя, Алексей Булдаков неудачно упал на камень и повредил ребро. Но это был ещё не самый трагичный случай. Виктор Бычков едва не утонул в одной из сцен. А актер Семен Стругачев даже был укушен медвежонком, который исполнял роль. Мохнатого актера усыпили, но в определённый момент он проснулся и укусил своего коллегу. Однако именно этот живой, яркий дубль осталась в окончательном монтаже картины.
Отдельная история с коровой. Для фильма снимались три буренки, потому что нужно было, чтобы расцветка, количество и форма пятен на коже животных выглядели одинаково. Решение было просто гениальным: художники перед каждой съёмкой раскрашивали коров гуашью. Одну из этих коров действительно загружали в бомболюк (грузовой отсек) самолёта. Летчики рассказывали, что это была реальная история, хотя, как саркастично замечает Кирилюк, летчики тоже могут соврать. В любом случае, одна из коров вскоре после съёмок отелилась, и её теленка назвали Летчиком в честь киношных приключений его матери.
Не все актёры выходили из съёмок без приключений. Алексей Булдаков, исполняющий роль генерала Михалыча, вспоминал свой шок от премьеры. После просмотра первой версии фильма он подошел к режиссеру и спросил: «Витя, почему они смеются? Мы же снимали серьёзный фильм!» И действительно, Рогожкин предупреждал всех во время съёмок: «Мы снимаем не комедию». Он хотел снять комедию по некомедийным законам — стилистика его фильма предполагала спокойное, отстранённое наблюдение, а не активную актерскую игру на переднем плане.
Музыка к фильму была написана композитором Владиславом Панченко, и именно её ритмичность придала картине дополнительный шарм. Знаменитый «Генеральский вальс» стал одной из самых узнаваемых мелодий в истории русского кинематографа.
Съёмки велись 35-миллиметровой плёнкой, что было редкостью даже по тем меркам. Рогожкин категорически отказывался снимать на видеокассеты, требуя именно плёнку и качественный звук. Режиссер предупредил, что согласен снимать продолжение только при одном условии — если будет плёнка 35 мм и звук Dolby. Он был уверен, что телевизионная компания не согласится на такие колоссальные по тем временам расходы. Но ОРТ согласилась, и Рогожкину пришлось снимать.
Премьера картины состоялась на фестивале «Кинотавр» в 1995 году в Сочи. Фильм заработал Гран-при, приз ФИПРЕССИ, диплом и приз Российской гильдии киноведов. Позже получил множество наград, включая премию «Ника» в категориях лучший фильм, лучшая мужская роль (Алексей Булдаков) и лучший режиссёр.
Но здесь произошло нечто поистине чудесное. Картина могла вообще не стать известной. В день премьеры для VIP-персон на фестивале объявили рыбалку на яхтах. Кино показывали в три часа дня, когда по традиции все уходят на пляж. Смотрели его только члены жюри, а начинался проливной дождь. Все вместо пляжа пришли в кинозал. После просмотра люди не расходились с кинотеатра в течение полутора часов. Так что, как видите, успех «Особенностей национальной охоты» — это дело случая, вмешательство провидения.
После выхода фильма Вилле Хаапасало испугался своей внезапной известности и на время уехал в Финляндию, где работал трактористом. Позже он вернулся и продолжил актёрскую карьеру, сняв и режиссировав фильм «Кукушка» вместе с Виктором Бычковым.
Съёмки «Особенностей национальной охоты» были нелёгким, но невероятно плодотворным временем. Режиссер Рогожкин впоследствии говорил, что жалеет, что снял трилогию. Он не любит тиражировать, это не его стиль. Но первая картина была уникальна — это был фильм, рождённый из искренних впечатлений, снятый с настоящей любовью и искусством режиссёра, который понимал русскую душу и всю абсурдность наших национальных особенностей.
Какая сцена из «Особенностей национальной охоты» запомнилась вам больше всего? Что вас смешило, а что трогало до глубины души?