В основе сюжета аргентино-испанской драмы/триллера “Женщина в очереди” лежит реальная история аргентинки Андреа Казаменто (в фильме фамилия заменена на Морелло), активной сторонницы реформы правосудия, ключевой фигуры в борьбе по защите прав лиц, лишённых свободы, и основательницы гражданской ассоциации семей заключённых (ACIFAD).
Режиссером выступил Бенхамин Авила (Benjamín Ávila), он также исполнил в фильме микроскопическую роль (главы банды по фамилии Сантилльян). А главную роль исполнила уругвайская актриса Наталия Орейро. Роль Андреа Казаменто она назвала вызовом для себя и, надо сказать, исполнила она ее прекрасно.
Фильм вышел в прокат в Аргентине в начале сентября 2025 года, а на Netflix был опубликован – 31 октября.
Сюжет
2004 год, Буэнос-Айрес. Вдова Андреа Морелло воспитывает троих детей – 18-летнего Густаво (в исполнении Федерико Хайнриха), Мартину и Матиаса, которые еще учатся в младшей школе. Иногда с детьми ей помогает мать.
В одно обычное утро в дом Андреа, пока Густаво отвозил брата и сестру в школу, ворвалась полиция. Они искали Густаво. Когда он вернулся, его арестовали и отправили в тюрьму строгого режима. С этого момента жизнь Андреа полностью перевернулась. Будучи уверенной, что арест произошел по ошибке, она начала искать способ вызволить сына из заключения.
Но получить какой-либо ответ оказалось очень трудно – даже адвокат не знает ответа, как долго продлится пребывание Густаво в камере до суда. А позже Андреа узнает, что ее сын оказался под арестом не по ошибке, чем очень ее расстроил.
Каким получился фильм в итоге
“Женщина в очереди” из тех биографических фильмов, которые приоткрывают, насколько многообразна жизнь, какие ситуации в ней возможны, этот сюжет показывает, что необычные истории приключаются и с обычными людьми, и это становится темой для фильма. Жизнь – лучший драматург, уж точно.
Сценарий не копирует историю Андреа Казаменто, история подверглась необходимой драматизации, но основные линии истории сохранены – неожиданный арест сына (его настоящее имя – Хуан), помещение его в тюрьму строгого режима на восемь месяцев и новое романтическое знакомство.
Помимо того, что подтекстом сюжета идут социальные темы – проблема семей заключенных и тягучее аргентинское правосудие, требующее обязательной реформы, также в фильме показано, что родные люди являются настоящей загадкой, которую можно не разгадать всю жизнь, и то, что личное счастье можно найти и в тюрьме.
Конечно, как именно Андреа принялась за свою активную социальную деятельность, не показано, но акцент сделан на том, что ее на такой шаг подтолкнуло. С точки зрения драматургии, история простой женщины, отстаивающей справедливость для своего сына, кажется более выигрышной, чем дальнейшая бюрократия, сопутствующая созданию ACIFAD.
В фильме очень подробно показаны упаднические настроения главной героини, изменения в ее жизни и муторный унизительный процесс досмотра посетителей заключенных. Это холодная обстановка, бесконечно длинная очередь ожидающих, проверка посылок и каждого, кто посылку принес (интимный досмотр в том числе, чтобы заключенному не пронесли запрещенные вещества, например).
Андреа постепенно превращается в тень самой себя, потому что она постоянно переживает, не зная, что происходит с Густаво. Адвокат с большим трудом добился права, чтобы парень раз в неделю звонил матери в определенное время.
Ее увольняют с работы из-за участившихся опозданий, она сталкивается с неловкостью своих подруг, которые, с одной стороны, оказали ей финансовую помощь, но, с другой, они сделали это за ее спиной. Андреа оскорбило то, что они, узнав, что с ней случилось, обсудили ее ситуацию за ее спиной, словно это только ее проблема, и она не может коснуться больше никого.
Для Андреа дополнительным болезненным моментом стало то, что ее сын оказался вором. Это такой сверхъестественный момент – вот Андреа бросает укор своим подругам, что они считают ее прокаженной; но вот сама Андреа, глядя на своего сына в тюрьме, вдруг осознает, что такое произошло именно с ней. Она действительно приобрела “клеймо”. Настоящая Андреа Казаменто рассказывала в интервью о первых днях после ареста сына: “Я впервые увидела эту очередь людей, состоящую в основном из женщин, некоторые из которых были с детьми, и все нагружены сумками. Все они ждали, чтобы войти”. Она не осознавала, что уже стала еще одной из женщин в этой очереди. Ее впечатление из первых дней после случившегося и зрелище женщин в очереди дало название фильму.
Еще одним вдохновением для сюжета стала история любви Андреа и Альехо (в исполнении Альберто Амманна). Они сблизились, пока Андреа навещала своего сына, более того, Андреа помогла Альехо ‘познакомиться’ с его собственной дочерью. Когда наркоман и вор Альехо попал в тюрьму, его дочери было всего два года, и он с тех пор ее не видел, равно как и она – его. С символической точки зрения образы Андреа и Альехо – это опора в трудное время, которая приходит с неожиданной стороны. Насколько жизнь жестока и непредсказуема, настолько же она способна проявить теплоту по отношению к человеку.
Финальный титр сообщает, что в реальности суда над Густаво не было, эта линия была добавлена для драматизации, но вот, что показано прямиком из жизни, так это сцена, когда Альехо звонит Андреа, чтобы попрощаться с ней: “Я освобождаю тебя”. Впереди у него было еще 14 лет заключения, и он не хотел обременять Андреа, считая, что произошедшее между ними было хорошим временем, и его стоит оставить в памяти. Тем не менее, Андреа продолжила визиты в тюрьму. У Альехо был более гибкий график посещений, потому встречаться было проще.
Они поженились, пока Альехо еще находился в тюрьме (они даже обвенчались в часовне при пенитенциарном учреждении). Они и по сей день вместе, у них есть общий сын Хоакин, которому уже 20 лет.
Вот такая история. Не было бы счастья….
***