Именно сегодня, 11 ноября, хочу рассказать чудесный эффект от поисковой поездки в Петербург, которая произошла со мной три года назад.
Много лет подряд, каждый год в конец октября и начало ноября, я наблюдала, что в этот период я постоянно ворчу, постоянно не довольна, что мне очень плохо внутри и мне хочется, чтобы об этом состоянии кто-то узнал. Состояние навязчивое, не дающее ни на что отвлечься и ничем не перекрываемое.
Это крайне не похожее на меня состояние.
Самочувствие не было связано с событиями или обстоятельствами, но всегда приходило строго в одно и то же время. Я, как в фильме «День сурка», должна была что-то в этот период осознать, но до меня никак не доходило.
И вот дошло! Точнее, пространство просто взбесилось от моей недогадливости и само ткнуло меня носом в то место, где я могла разобраться уже со своей ежегодной хандрой.
А тот как раз в октябре мне резко приспичило ехать в Выборг. Ну, хорошо. Такое острое желание, я беременная, особо чувствительная. И я себя послушала, не смотря ни на какие адекватно мешающие этой поездке причины.
Но, раз уж Выборг, думаю, выделю пару дней и на давно отложенный поисковой процесс в Петербурге. А то как-то каждый раз до него в этом городе не доходят руки.
И вот, в начале ноября, как раз на родительскую субботу, случилось чудо.
Мы поехали в Санкт-Петербург, к дому на Большой Пушкарской, где почти век назад, на протяжении 13 лет жили мои прабабушка и прадедушка.
Я ходила вокруг, во дворе, вглядывалась в окна.
Там, совсем рядом, на углу, в Матвеевской церкви они крестили четверых своих детей.
В том числе и Клавдию.
Почему я вспомнила именно про Клавдию?
Сейчас будет минутка математики.
В семье моих прадеда и прабабушки было 8 детей и 6 из них - выживших и доживших до преклонных лет. Пятеро - тесно и близко общались всю жизнь, даже живя в разных городах и имея большую разницу в возрасте. Например, у моей бабушки, самой младшей, с ее старшими братом и сестрой было 21 и 18 лет разницы. Это им не мешало.
И была дочь Клавдия, со старшей Марией они были погодками. Разница была даже слишком маленькая, что я не сразу заглянула в эти даты, когда искала в метрических книгах даты их рождения. Всего год и три месяца.
Но она была отдельно. Связь с ней не поддерживали. Бабушка упорно говорила: «Всё было нормально, не ругались, ничего не было». Никто даже не знает, где и когда она умерла.
Так как у моей бабушки не было свидетельства о рождении, то официально узнать эту информацию я не могла. Но вот в сентябре случилось чудо и нашёлся оригинал бабушкиного свидетельства в непредсказуемом месте. Точнее, оно тоже было восстановлено в 1937 году., видимо отцом, так как прабабушки уже не было. Бабушке тогда было 9 лет. В ЗАГС оно не сохранилось, восстановить повторно было не возможно.
В связи со всеми этими сложностями с бабушкиными документами, надежда разгадать семейную тайну держалась на волоске.
И вот, я гуляла по скверу, где ранее была церковь, снова ходила во дворе дома… Долго гуляла.
Матфиевская (Покровская) церковь (с 1923 года - собор) - один из старейших храмов Петербургской стороны, основанный в первой трети XVIII века. В средине того же века при церкви было кладбище.
За свою двухвековую историю церковь Св. Матфия неоднократно перестраивалась и ремонтировалась. Мои предки стали её прихожанами как раз после самой последней реконструкции. Собор закрыт и снесён в 1932 году.
Я изучала, читала и бродила вокруг.
А потом на следующий день в архиве нашла запись о рождении Клавдии Ивановны - сестры моей бабушки:
29 октября 1911 года. По новому стилю это 11 ноября.
Ровно 111 лет назад.
А мы с мужем женились 11.11.2011 и у нас как раз годовщина 11 лет.
Я сразу заказала архивную справку – именно в такой форме выписка из метрической книги является документом для подтверждения родства.
А мне нужны были два официальных документа, подтверждающие, что моя бабушка и Клавдия Ивановна – это дети одних родителей. Так как предстояло получать справку о смерти бабушкиной сестры.
Позже я поехала в другой город, в гости к дочери старшей сестры бабушки и Клавдии Иввановны. Вдруг она помнит хоть что-нибудь ещё об этой истории. Она родилась уже после случившегося. Её мир, так же как и мой и моей мамы существовал уже с исключённой из рода женщиной.
Казалось, ничего нового снова в рассказе не появилась.
Но потом я начала снова расспрашивать о том, как её матери готовили приданное. И тут-то всплыла фраза, что Клавдия тогда с матерью и поругалась. Что-то из приданного сестры ей было настолько дорого, что она то ли хотела оставить себе, то ли хотела выйти замуж раньше сестры.
А тут её день рождения полностью совпадает с годовщиной моего брака.
Это была тайна, которую разгадывала моя мама. А потом я. Бабушка моя родилась в самый разгар этого конфликта. И он произвёл своё влияние не только на прабабушку и прадеда, а аж ещё на следующие три поколения. 4 поколения оказались связаны одним сложным моментом в отношениях. А, учитывая, что во все мои поездки, связанные с поиском ездит и моя старшая дочка, то и целых пять поколений.
Потому всегда в такие моменты хочется говорить – будьте честны со своими родными! Спрашивайте и рассказывайте!
Я всё ещё пытаюсь найти информацию о бабушкиной сестре. Фамилия, которую узнала и запомнила моя бабушка, видевшая сестру один раз в жизни, оказалась ошибочной. Хоть бабушка и встретилась единожды с сестрой в 1953 году в своих попытках понять природу этого исключения в Роду, но связь так и не восстановилась.
Я ищу женщину с неизвестной фамилией, уехавшей в неизвестном направлении из дома, с которой прервала связь вся родня. Но эта женщина нашего Рода. И я каждый раз чувствую, что хоть и медленно, но я двигаюсь.
И, судя по тому, что то состояние октябрьско-ноябрьской хандры и желания сообщить кому-то, что мне плохо – за три года больше не возвращалось, значит, я поняла что-то правильно.
Именно период пары недель с 29 октября по 11 ноября – промежуток между датами рождения двоюродной бабушки по разным стилям – напоминал мне о ней и о той ситуации.
И простое вспоминание о ней, особенно в её даты, которые теперь известны в семье, даёт мне спокойствие и радость.
Каждый раз удивляюсь тому, как это работает, и пусть, пожалуйста, продолжает .
Я опять оказалась именно там и именно тогда. Снова привезла ответ на свой вопрос из поездки.
А ведь поездка с самого своего начала намекала мне - сегодня будет что-то важное.
Я всегда выхожу из музея или галерее, осознавая своё самое сильное впечатление. Вот в первый же день моим самым сильным впечатлением этого посещения Русского музея была скульптура Ф. Ф. Каменского «Первый шаг».
Да, я была в положении, но и единственное фото Клавдии, которое у нас есть – это маленькая, полуторогодовалая малышка!
Посмотрите, какое сходство!
Вот и поиск того, кто «ворчал» каждую осень, напоминал о себе завершился радостью. И исключённый возвращён в семью!
Как Ваши чудеса? Расскажите? Обожаю рассказывать и узнавать такие истории.