Найти в Дзене
Михаил Никольский

Тактические системы обмена информацией

В конце 2000-х гг. в США велись острые дискуссии на тему модернизации самолетов тактической авиации – F-15 и F-16. Истребители 4-го поколения предполагалось модернизировать до уровня поколения 4,5. Тогда же сформулировали отличия самолета поколения 4,5 от самолета 4-го поколения, причем на первое место было поставлено наличие системы обмена информацией Link-16 с терминалом MIDS. Список различий, что на первый взгляд удивительно, не включал РЛС с АФАР, улучшенные ЛТХ, повышенную маневренность. Система Link-16, она же TADIL-J (Tactical Digital Information Links), наследует американским системам обмена информацией Link-4 (TADIL-A) и Link-11 (TADIL-B); первые варианты системы Link-4 появились в начале 60-х гг. Принципиальным отличием системы Link-16 от предшественников является отсутствие единого управляющего центра – своего рода сервера. Иерархия пользователей в системе Link-16 весьма гибкая и определяется характером выполняемого задания. Система Link-16, независимая от другой бортовой ап

В конце 2000-х гг. в США велись острые дискуссии на тему модернизации самолетов тактической авиации – F-15 и F-16. Истребители 4-го поколения предполагалось модернизировать до уровня поколения 4,5. Тогда же сформулировали отличия самолета поколения 4,5 от самолета 4-го поколения, причем на первое место было поставлено наличие системы обмена информацией Link-16 с терминалом MIDS. Список различий, что на первый взгляд удивительно, не включал РЛС с АФАР, улучшенные ЛТХ, повышенную маневренность.

-2

Система Link-16, она же TADIL-J (Tactical Digital Information Links), наследует американским системам обмена информацией Link-4 (TADIL-A) и Link-11 (TADIL-B); первые варианты системы Link-4 появились в начале 60-х гг.

Принципиальным отличием системы Link-16 от предшественников является отсутствие единого управляющего центра – своего рода сервера. Иерархия пользователей в системе Link-16 весьма гибкая и определяется характером выполняемого задания.

Система Link-16, независимая от другой бортовой аппаратуры радиосвязи и включающая собственные приемо-передающие модули, обеспечивает обмен информацией между авиационными, сухопутными и морскими платформами в цифровом виде в масштабе времени, близком к реальному; возможны переговоры в голосовом режиме с использованием УКВ радиосвязи.

Индивидуальные пользователи системы Link-16 группируются в локальные сети; обмен информацией в одном временном слоте (всего таких слотов 128) возможен между 127 локальными сетями, хотя обычно число сетей не превышает шести. Информация обновляется 128 раз в секунду с интервалом 7,8125 миллисекунд.

Обмен информацией в зашифрованном виде осуществляется на одной из 51 фиксированных частот в диапазоне от 960 до 1215 МГц (диапазон радионавигационной системы TACAN). Помехозащищенность достигается одновременной для всех пользователей псевдослучайной перестройкой частоты каждые 13 микросекунд. Дальность действия системы Link-16 ограничена используемым УКВ диапазоном, для авиации - 340 – 370 км. Связь на большие расстояния обеспечивается ретрансляторами – самолетами и/или спутниками; в случае задействования в контуре спутника-ретранслятора необходима установка на платформах/пользователях дополнительной аппаратуры спутниковой связи.

НИОКР по системе Link-16/TADIL-J начались в 70-е гг. В 1986 – 1987 гг. система в варианте с терминалом JTIDS класс 1 (Joint Information Distribution System) успешно прошла испытания. Поначалу системой Link-16, в силу ограниченных возможностей терминала JTIDS класс 1, оснащались только самолеты ДРЛОиУ, воздушные командные пункты, корабли управления, КП сухопутных войск. Link-16 относится к системам управления и связи тактического уровня.

В 1992 г. начались работы по терминалу JTIDS класс 2, предназначенному для самолетов тактической авиации. ВВС США начали получать комплекты системы Link-16 с терминалом JTIDS класс 2 в конце 90-х гг., а в первом десятилетии текущего века терминалы JTIDS класс 2 стали общепринятыми в НАТО.

Развертывание системы Link-16/JTIDS класс 2 стало огромным шагом в направлении построения так называемого цифрового поля боя. Система позволяла отображать на индикаторе одного самолета совокупные данные от радиолокаторов группы самолетов, дружественные и враждебные объекты, наземные цели.

MIDS (Multifunctional Information Distribution System) LVT (Low-Volume Terminal) относится ко второму поколению терминалов. Известно не менее 11 вариантов данного терминала (LVT-1 – LVT-11), которые отличаются «железом» и программным обеспечением. Как следует из названия, Low-Volume Terminal, массогабаритные параметры терминалов в сравнении с терминалами JTIDS уменьшены. Характеристики терминала MIDS LVT не разглашаются, но отмечается, что объем обмена информацией увеличен настолько, что стало возможным выводить на индикаторы в кабинах самолетов видеоизображение, например от обзорно-прицельных систем вроде «Лайтенинг» и «Снайпер». Терминал MIDS обеспечивает полную интеграцию авиации в единое цифровое поле боя с сухопутными войсками. Объем передаваемой информации значительно увеличен, вплоть до передачи на КП данных о боевой нагрузке и остатке топлива самолетов.

Терминал MIDS LVT
Терминал MIDS LVT
-4

Link-16 эволюционировала в многофунцкиональную систему, с помощью которой возможно координировать выполнение боевых заданий, управлять воздушным движением, вести радиообмен, решать задачи навигации.

Система Link 16 отчасти нивелирует различия в характеристиках целевого оборудования многофункциональных боевых самолетов, а отсутствие на борт аппаратуры Link-16, наоборот, резко уменьшает боевые возможности ЛА. Первый в мире серийный истребитель 5-го поколения, F-22A, поступил на вооружение ВВС США в 2005 г.- раньше, чем систему Link-16 прописали на всех американских тактических самолетах. На F-22A установили лишь продвинутую систему обмена информации с себе подобными «стелсами», AВАКС’ами и наземными КП.

Отсутствие Link-16 сыграло с F-22A злую шутку, отсрочив боевой дебют этой машины почти на десять лет. Замечательные air superiority fighter’ы в 90-е – 2000-е воевали с противником не воздушным, а наземным. Целеуказание летчикам обычно выдавали передовые авианаводчики посредством все той же Link-16. F-22A, в отсутствие унифицированной системы обмена информацией, мог наносить удары только по стационарным наземным целям с заранее известными координатами, из-за чего самолет к «глобальной войне с терроризмом» не привлекали. Дабы снизить накал критики лучшего истребителя XXI века, в сентябре 2014 г. пару F-22, PR’а ради, отправили разнести сараи в Сирии – то был исключительно рекламный ход. F-22 в конечном итоге получил систему Link-16, однако процесс сей получился в силу различных причин, включая финансовые, очень непростым.

Link-16 в настоящее время представляет собой краеугольный камень того, что именуют «цифровым полем боя», «боевым информационным пространством» и т.д. Аппаратура данной системы монтируется не только на самолетах, производства США, но также на «Рафалях», «Тайфунах», «Грипенах» и других западных «иномарках» включая самолеты ДРЛОиУ.

Link-16 несомненно повышает ситуационную осведомленность летчиков, упрощает организацию боевых действий на международном уровне. Эта же система, с другой стороны, обеспечивает США дополнительный контроль над своими союзниками. Разговоры об различных закладках, установленных в БРЭО тех же F-16, разлетевшихся из Штатов по всему Земному шару, начались не вчера. Зерно истины в этих разговорах применительно к РЛС или СУВ может есть, а может его и нет. Ограничить функционал Link-16 дистанционно точно возможно, а во всех контрактах на поставку авиационной техники с такой аппаратурой отдельно прописываются условия ее использования. Потенциал системы Link-16 в полной мере, как представляется, реализуется только вооруженными силами США.

Европейские страны НАТО, в стремлении ослабить свою зависимость от Большого Брата, разработали собственную систему обмена информацией Link-22. Система Link-22 формально создавалась как замена аппаратуре Link-11. Начало работ по Link-22 восходит к концу 80-х гг. ХХ века, когда запустили НИОКР по программе NILE (NATO Improved Link Eleven) - по улучшенному варианту системы Link-11. Работы приостановили из-за окончания Холодной войны и широкого распространения американской Link-16. Программу NILE перезапустили в 2000-х гг. силами Великобритании, Германии, Италии, Канады, Нидерландов и, конечно, США. Нидерланды из программы вышли, зато присоединилась Испания. Интерес к системе Link-22 проявляют Тайвань и Япония. НИОКР велись ни шатко – ни валко: первые войсковые испытания системы Link-22 состоялись в феврале 2025 г. в ходе дальнего похода авианосца «Шарль де Голль». На учениях в Индийском океане посредством Link-22 осуществлялся обмен информацией между французским авианосцем, французскими же вертолетом NH90 и самолетом ДРЛОиУ Е-2С «Хокай», кораблями ВМС США и морских сил самообороны Японии.

-5
Е-2С авиации ВМС Франции, Индийский океан, 2025 г.
Е-2С авиации ВМС Франции, Индийский океан, 2025 г.

Система Link-22 по своему назначению и принципам построения представляется полным, но более современным, аналогом системы Link-16, хотя официально ее рассматривают лишь как дополнение к Link-16. По скорости и объему передачи информации, помехозащищенности система Link-22 превосходит систему Link-16.

В США система Link-16 считается устаревшей, что, учитывая время разработки и прогресс IT-отрасли, не удивительно. Замена Link-16, однако, в ближне- и среднесрочной перспективе не планируется в силу инерционности процесса. В мире слишком много пользователей данной аппаратуры, а переход на новые ПО и железо займет немало времени, потребует огромных финансовых затрат. Замена Link-16, тем не менее, просматривается. Инициаторами создания принципиально новой системы обмена информации выступили Космические силы США.

Связь с военными спутниками и между спутниками осуществляется с помощью Link-16, уже не отвечающей требованиям «космонавтов» в части пропускной способности, скорости передачи данных и помехозащищенности. В США развернуты работы по созданию новой системы, работающей не в радиочастотном, а в оптическом диапазоне. На первых этапах лазерную систему обмена информацией предполагается применять только для связи между спутниками.

Лазерная система рассматривается как ядро будущей глобальной командно-информационной системы CJADC2 (Combined Joint All-Domain Command and Control ), единой для всех видов вооруженных сил США. В структуре CJADC2 сохранится и некая радиочастотная система, аналогичная Link-16.

Link-16 – не вечна. В России и в КНР в первой половине 2010-х гг. начали развертывание систем обмена информацией, которые, по мнению военных аналитиков США, превосходят систему Link-16. Натан Гетц, один из руководителей Агентства космических исследований министерства обороны США, осенью 2025 г. отметил:

- Система Link 16 является крупнейшей тактической сетью Министерства обороны. Она по-прежнему весьма актуальна. … Справедливо поговорить о том, что будет дальше. Закроем ли мы Link 16? Я думаю, что ответ на этот вопрос будет - да. Мы можем спорить лишь о сроках.

Системами обмена информацией собственной разработки, помимо США и стран НАТО, располагают Израиль, КНР, России, Индия и Пакистан. В наибольшей степени «засвечены» индийская и пакистанская системы.

В мае 2025 г. произошел очередной краткий индо-пакистанский конфликт. Влияние командно-информационных на его исход сложно переоценить. Исход конфликта, кстати, получился неопределенным. Пакистан считает себя победителем, поскольку сбил без потерь со своей стороны N-е число самолетов и БПЛА ВВС Индии. Индия тоже победила, ибо индийские самолеты поразили в Пакистане большое количество наземных целей, включая ЗРК HQ-9, находившиеся на авиабазах истребители JF-17 и самолет ДРЛОиУ ZDK-3.

Подход Индии и Пакистана к построению своих командно-управляющих систем выглядит совершенно различным, чтобы не сказать противоположным.

Пакистан, как никакая другая страна мира, на собственной шкуре убедился каково быть зависимым от США в поставках оружия и военной техники. Одна лишь сага о приобретении самолетов F-16 чего стоит – «скандалы, интриги, расследования»…

Информационное поле ВВС Пакистана долгое время ограничивалось связкой из F-16 и самолета ДРЛОиУ Saab 2000 «ЭриАй», здесь система Link-16 работала – в пределах, установленных правительством США. Где-то на рубеже 2000 – 2010 гг. Пакистан переориентировался на закупку военной техники в КНР. На вооружение ВВС поступили многоцелевые самолеты JF-17, формально совместной с Китаем, а на деле сугубо китайской разработки, самолеты ДРЛОиУ ZDK-3. В 2022 г. пакистанские ВВС получили первые истребители J-10CE (E – Export). Система ПВО также оснащалась РЛС и ЗРК китайского производства.

Пакистанские ВВС в отношении материальной части уступали индийским количественно и качественно. Изменить данную ситуацию не представлялось возможным в силу слишком большой разницы между финансово-экономическими возможностями Индии и Пакистана. Командование ВВС Пакистана сделало ставку на «работу в команде» - развитие собственной командно-информационной системы, аналогичной системе Link-16, но адаптированной под технику китайского производства.

Завеса тайны над системой PDL-17 (Pakistan Datalink) или просто Link-17, приоткрылась в 2017 г., когда в телерепортаже с авиабазы Мушаф в кадр «случайно» попал монитор с надписью Link-17.

В индо-пакистанском конфликте 2019 г. система Link-17 если и применялась, то в ограниченном масштабе. К весне 2025 г. в информационное поле данной системы были интегрированы самолеты JF-17 блок III, J-10CE, «Мираж III ROSE» («Мираж III», модернизированный в носитель КАБ), ZDK-3, сухопутные средства ПВО, наземные КП и, вероятно, отдельные системы постановки помех.

ZDK-3
ZDK-3
J-10CE, 2022 г.
J-10CE, 2022 г.
"Мираж III" ROSE с подвешенной под фюзеляжем КАБ Н-4, бомба оснащена реактивным двигателем - ракета фактически 2025 г.
"Мираж III" ROSE с подвешенной под фюзеляжем КАБ Н-4, бомба оснащена реактивным двигателем - ракета фактически 2025 г.

Именно наличием работоспособной системы Link-17 объясняют успешные пуски ракет SD-10 с самолетов JF-17 по объектам на территории Индии и ракет PL-15E с истребителей J-10CE по самолетам индийских ВВС. Результаты удара пакистанской авиации по индийским наземным целям оказались, мягко говоря, спорными – уничтожили РЛС комплекса С-400, но это не точно. Ракетой PL-15E с вероятностью близкой к 100% был сбит один истребитель «Рафаль», хотя Пакистан заявляет о шести сбитых самолетах (три «Рафаля», по одному Су-30МКИ, МиГ-29УПГ, «Мираж 2000Н») и одного БПЛА («Херон» Mk2). Документальные подтверждения сбитых отсутствуют, поскольку – пакистанская версия – самолеты и беспилотник упали в Индии. Известно лишь несколько фотографий фрагментов упавшего (где, когда?) «Рафаля», выложенных в соцсети, но даже эти снимки можно толковать двояко. Тем не менее, уничтожение одного «Рафаля» сомнениям не подвергается, а выдающуюся победу пакистанских летчиков в эпичном воздушном сражении (72 самолетов ВВС Индии против 42 самолетов ВВС Пакистана) прославили в веках.

-10
J-10CE ВВС Пакистана с УР PL-15E на внутренних подкрыльевых пилонах.
J-10CE ВВС Пакистана с УР PL-15E на внутренних подкрыльевых пилонах.
Хм... J-10C ВВС КНР. Китайский главком на презентации необычной окраски данного самолета скромно заявил: "Победы ВВС Пакистана - это и наши победы". Китайцы урезали пакистанского осетра на один "Мираж 2000" - до трех "Рафалей", одного МиГ-29, одного Су-30МКИ и одного "Херона".
Хм... J-10C ВВС КНР. Китайский главком на презентации необычной окраски данного самолета скромно заявил: "Победы ВВС Пакистана - это и наши победы". Китайцы урезали пакистанского осетра на один "Мираж 2000" - до трех "Рафалей", одного МиГ-29, одного Су-30МКИ и одного "Херона".

Все воздушные цели (или одна) были поражены ракетами PL-15E, запущенными с истребителей J-10CE на дистанциях 160 – 190 км. Максимальная дальность полета экспортного варианта китайской ракеты составляет 150 км; ракета, в принципе, способна пролететь десять, а может и все 30 лишних километров. Стрельбы, согласно пакистанским данным, выполнялись в режиме «пустил – забыл»: наведение до захвата цели ГСН ракеты обеспечила система Link-17, транслировавшая целеуказание от самолета ZDK-3. Полеты ракет полностью контролировались операторами ЦКП ВВС Пакистана. В этой истории вопросов больше, чем ответов, но сбитый «Рафаль» послужил поводом для мощной PR-компании системы Link-17 в частности и пакистанской концепции командно-информационного поля в целом. Пакистан нивелировал превосходство Индии в матчасти за счет информационного обеспечения, потому и победил.

Пакистанское происхождение системы Link-17 вызывает сомнения. JF-17 – тоже чисто пакистанское изделие, если читать прессу на урду. Весьма вероятно, что Link-17 представляет собой творчески переработанный и «облегченный» вариант китайской системы обмена информацией DTS-03 (XS-3), существенно более продвинутой в сравнении с системой Link-16. Япония и Тайвань рассматривают возможность приобретения системы Link-22 именно в качестве противовеса системе DTS-03.

В Индии ставка делалась на качественные «платформы». Информационному обеспечению боевых действий не то, чтобы внимания не уделялось… Внимание было весьма своеобразным, как в песне: два шага налево, два шага направо, шаг вперед и шаг назад.

Пакистан последние 20 лет строил свои ВВС в логике «решение принято, задачи поставлены - за работу, товарищи»: последовательно наращивал возможности информационных систем и приобретал китайскую технику. Индию бросало из стороны в сторону. То будем делать вместе с русскими Су-57, то – не нужен нам убогий истребитель, по недоразумению отнесенный к 5-му поколению. Позавчера лучшим в мире, в индийской логике, был Су-30МКИ, вчера на первое место ставили «Рафаль». Сегодня «Рафаль» превратился в почти дрова, а Индия склоняется к приобретению лучших в мире, однозначно, истребителей 5-го поколения Су-57.

Индийский интернет образца 2018 г.
Индийский интернет образца 2018 г.

Шарахания из стороны в сторону, именуемые диверсификацией поставщиков военной техники, привели к необходимости увязывать в единое командно-информационное поле российские самолеты МиГ-21бис «Бизон» (сняты с вооружения в сентябре 2025 г.), МиГ-29УПГ, французские «Ягуар», «Мираж 2000Н» и «Рафаль», индийские «Теджас», а также израильскую РЛС Netra Mk1A, установленную на российском самолете ДРЛОиУ А-50. К этому списку следует добавить ЗРК индийского и российского производства, наземные РЛС разнообразного происхождения. У пакистанской системы обмена информацией имеется единый общий знаменатель китайского происхождения, за счет чего пользователи способны обмениваться с «облаком» напрямую. В Индии бал правил зоопарк. Общение Су-30МКИ с «Рафалем» или А-50 и наоборот без посредника-переводчика невозможно. Теоретически система с «посредником» иногда даже предпочтительнее системы прямого доступа, но она сложнее, работает медленнее и менее помехоустойчива.

Крутые индийские специалисты собственную систему обмена информацией для обитателей «зоопарка» сделали. Система известна как BEL-DL (Bharat Electronics Data Link). Проблема в том, что BEL-DL, по сути, представляет собой набор подсистем, непрерывно обновляемых, модернизируемых и наращиваемых. Для индуса, как для самурая, важна не цель, важен – путь.

Разработку системы BEL-DL фирма «Bharat Electronics» начала в 2010 г., окончательно она не оформлена до сих: Су-30МКИ получил возможность общаться с «Рафалем» и «Миражем 2000» только летом 2025 г.

-14
-15

Отдельные элементы системы BEL-DL, тем не менее, в ходе противостояния с Пакистаном сработали выше всяких похвал. Индийское ПВО, благодаря данной системе, успешно отразило массированный налет пакистанских БПЛА и пилотируемых самолетов. Другой элемент BEL-DL обеспечил авиаудары по объектам на территории Пакистана, в том числе по авиабазам и позициям ЗРК. Результаты налетов самолетов ВВС Индии, в отличие от результатов ударов пакистанской авиации, задокументированы.

Сбитый «Рафаль» в меньшей степени и отсутствие потерь в воздухе у ВВС Пакистана в большей дают некоторое основание именовать систему BEL-DL помехоуязвимым техническим монстром. Пакистан действительно провел массированную операцию по ослеплению радиотехнических систем и сетей обмена информацией вооруженных сил Индии. Подавить индийскую ПВО не получилось, но против авиации трюк сработал. Спешная постконфликтная доработка Су-30МКИ свидетельствует о наличии в системе BEL-DL существенных «дыр», однако имелся еще один фактор, далекий от техники и тактики.

В марте 2025 г. в Бангалоре по обвинению в шпионаже в пользу Пакистана арестовали ведущего инженера фирмы «Bharat Electronics». Инженер занимался разработкой системы BEL-DL. Уместно вспомнить историю инженера Толкачева, снабжавшего США информацией о советской радиолокационной технике. Сей персонаж нанес ущерб обороноспособности Советского Союза едва ли не больший, чем все остальные шпионы вместе взятые. Успешное применение помех в воздушном бою ВВС Пакистана с ВВС Индии, не исключено, является следствием предательства инженера фирмы «Bharat Electronics». Вопрос о помехоустойчивости системы BEL-DL остается открытым.

Пакистан заостряет внимание на успешном использовании системы Link-17 в наступательных действиях – атаках наземных целей и ЛА ВВС Индии, оставляя в тени полный провал собственной ПВО. Не факт, что Link-17 была подавлена, но в целом система при попытках отражения ударов индийской авиации должным образом не сработала.

Индо-пакистанский конфликт весны 2025 г. обычно преподносится в парадигме противостояния «Рафаля» с УР «Метеор» и J-10CE с УР PL-15E, хотя определяющим стало противостояние систем обмена информацией BEL-DL и Link-17. Лучше, как представляется, показала себя индийская система. ВВС Индии проиграли воздушный бой (воздушные бои), но по факту установили господство в воздухе в небе Пакистана, без потерь поразив намеченные объекты. Не стоит забывать: Индия, как и Пакистан, обладают ядерным оружием. Достаточно, чтобы к цели прорвался один носитель, в то время как индийская авиация ходила в пакистанском небе как хотела и куда хотела. Так, где была великолепная система Link-17?

-16
-17
-18
-19