На каком вообще основании я пишу об играх с детьми? Самый простой ответ: потому что могу играть с ними и в силу своего филологического образования по специальности литературоведения имею навыки глубинного анализа процессов. Ага, простенько написала — иронизирую над собой. Все потому, что играть я не всегда могла и уж тем более не всегда любила.
Конечно, в детстве игра была моим главным спутником. Время «обезкукленности», когда в куклы я уже перестала играть, а новые забавы еще не пришли в мою жизнь, было для меня самым тяжелым. Я помню, как слонялась по дому в поисках того, что могло бы унять невнятную тоску. Тогда место игр заняли книги. В своем воображении я отправлялась в путешествие с героями, жила их жизнью — гораздо позже я узнала, что это тоже особый тип игр, называющихся «литературные». Потом мы с подругами стали играть в героев фильмов. Но в итоге я выросла, и игры ушли из моей жизни. Что совершенно нормально.
Надо быть хорошей мамой?
В 2012 году я стала мамой мальчика. Каждая мама помнит эти дни: радость и желание все-все сделать для своего ребенка, чтобы он был счастлив. Окружить его полным принятием и поддержкой. По заветам теории привязанности быть тем самым взрослым, за которым идет доверчивый ребенок. Почему мне никто тогда не сказал, как это выматывает, не рассказал, как происходит выгорание мамы?
Я долго держалась на том, что НАДО быть хорошей мамой, что никто кроме меня не сможет сформировать ребенку здоровую психику. А между тем моя собственная психика не выдерживала. Как жук-невывожук, я старательно делала то, что нужно:
- играла с сыном
- развивала его
- гуляла с ним
- читала ему
- пела колыбельные
- готовила ему всякое разнообразное и полезное
- поддерживала в его идеях и помогала их воплощать
- старательно контейнировала его непростые эмоции, в которых он мог зависать надолго, а подавлять ведь нельзя — нужно позволить прожить нахлынувшие чувства и оставаться рядом
Страшная история про истерику сына
Но все это было на пределе душевных сил. Потому что мне было важно быть хорошей мамой своему ребенку в первую очередь. Помню однажды мы пошли покупать что-то всей семьей в большой торговый центр. И там полуторагодовалый сын устроил настоящую истерику. Я не выдержала этого и ушла, оставив ребенка с папой. У меня просто не осталось сил на то, чтобы оставаться рядом с плачущим из-за своей великой беды сыном. Потом муж мне сухо сказал, что так делать нельзя, ведь он видел спину, уходящей от него мамы. Он думал, что я этого не знаю… Что не догадывалась, что причиняла своим поступком боль своему ребенку. Внутренне я на себя буквально кричала и клеймила последними словами. Как мне хотелось уметь возвращать время назад, чтобы исправить свой ужасный поступок. Но, как я уже писала, ошибок в жизни не существует.
Меня буквально раздирал на части вопрос «Как быть хорошей мамой?» Я искала ответы на него, старалась внедрять все получаемые советы в жизнь, но ничего не получалось. Ведь я даже не могла предположить, что у меня на все это нет сил. Я выгорела в гонке за собой как хорошей мамой.
Странное письмо для мам
И тут, когда сыну было 2 года, мне на электронную почту пришло письмо в одной из рассылок для мам. Да, было время, когда такие рассылки работали. В нем было приглашение на очень необычный марафон для мам. Но марафон был очень необычным, ведь он не предлагала прокачивать очередной супер-важный мамский навык. Он приглашал мам творить для себя. И я почувствовала — это мое! Это то, что мне нужно — делать что-то не для своего сына, а для себя. Так я попала на онлайн-марафон «Творческий прорыв».
В течение месяца я находила время, чтобы творить от себя и для себя. Оказалось, что можно творить не для того, чтобы своим примером развивать ребенка, а просто потому что хочется. Я находила для своего личного творчества возможности и время. К концу марафона я поняла: сместив фокус внимания на то, что мне интересно и важно, я сделала хорошо и своему сыну. Я рвала и разбрасывала по дому бумагу, изображая листопад, не для него, а для себя. И он рядом делал тоже самое, потому что ему было интересно. В рамках марафона я написала сказочную историю про мальчика, но так и не прочитала ее сыну, потому что создавала ее для себя и своих подруг по марафону.
Тогда-то я впервые и почувствовала: я не обязана быть мамой на 100% включенной в ребенка. Это был прямой путь к выгоранию. Я не обязана играть с ним в то, что он мне предлагает, потому что у меня могут быть интересные идеи для собственных игр.
Лев на детской площадке
На том марафоне я впервые придумала игру для сына и от души поиграла с ним. Я не шла за его идеями, а принесла в мир собственную и реализовала ее, зайдя на, так называемую, детскую территорию. Я решила, что на детской площадке появится лев, который будет охотится за моим сыном.
Своими руками сделала себе бумажную гриву — очень примитивную, потому что в игре образ важнее, чем идеальность, — надела ее на детской площадке и принялась, громко рыча, бегать за своим двухлеткой. Надо ли говорить, что на той площадке к нашей игре присоединилось много и других детей. Конечно, сын был от игры в восторге, но и я сама получила огромный заряд удовольствия от того, что играю, потому что хочу, а не потому что надо.
Как исцелить выгорание мамы?
Тот женский марафон показал мне обновленный образ матери. Мамы, которая просто обязана в первую очередь думать о своем душевном состоянии. Без этого нереально не только давать ребенку то, что ему необходимо. Не получится просто что-то давать, когда внутри пустое выгоревшее поле. Наверное, так я представляю себе эмоциональное выгорание мамы. Поэтому я сегодня играю с детьми: чтобы дать время и возможность мамам заняться собой и своим душевным равновесием.
Это был первый мой шаг к игре с детьми, не потому что надо, а потому что мне нравится и я хочу играть. В следующем году я увидела игру с детьми в новом свете. Расскажу об этом подробней позже, поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение моей истории.
Вы же тоже помните истории, когда чувствовали себя ужасной матерью. Как вы с этим справлялись?
Спасибо, что читаете капитана игры Светлану Матвееву. Я все также играю очно в Воронеже и семейных лагерях «Радужная карусель» и онлайн в любой точке мира.