Существует миф, что одно из самых популярных в мире имён – Мария, якобы имеет еврейское происхождение. Принято считать, что оно происходит от имени Мариам, которое якобы носила мать Иисуса, поэтому христиане часто называли своих детей этим именем, и за счёт этого оно стало очень популярным во многих странах, где распространено христианство. На самом же деле всё обстоит совсем иначе, и имя Мария имеет вовсе не еврейское, а европейское, или даже индоевропейское происхождение.
Как известно, христианство в Европе накладывалось на существовавшие до него языческие верования, и за счёт этого видоизменялось. Европейцы по сути продолжали поклоняться своим богам и отмечать языческие праздники, только теперь языческие боги преподносились как христианские святые.
Так, Иисус занял место бога Солнца, Яхве – место Отца Неба, Святой Дух – место бога ветров и воздушного пространства, Мария – место Матери Земли, а святой Николай – место бога-трикстера. Более подробно я рассмотрю это на примере Иисуса, как бога Солнца.
- Начнём с того, что Константин I, сделавший христианство господствующей религией в Римской Империи, до принятия христианства поклонялся Непобедимому Солнцу. Однако есть множество свидетельств того, что и после принятия христианства он всё ещё был солнцепоклонником. Например, он продолжал чеканить на монетах изображение Непобедимого Солнца, а также описывал христианского бога, говоря, что у него самые блестящие лучи, и говорил, что бог распростёр свет всем подобным. Скорее всего, Константин считал Иисуса и Солнце одним богом, просто называемым по-разному. И раз так считал Константин, такое же мнение могло быть и у многих других язычников, принявших христианство, которые могли либо сами дойти до тех же суждений, либо просто перенять мнение императора, ведь он сам по сути считался практически равным богу.
- Рождество – главный христианский праздник в честь рождения Иисуса, отмечается в тот же день, что и фестиваль в честь Бога Солнца, проводимый в древнем Риме. Фестиваль был приурочен ко дню зимнего солнцестояния, которое было одним из важнейших праздников для всех индоевропейских народов. В день зимнего солнцестояния световой день длится меньше всего, Солнце как бы умирает. А через 3 суток продолжительность светового дня начинает заметно увеличиваться, что и отмечалось как рождение нового Солнца. Христианство возникло через десятки лет после смерти Иисуса (если он вообще жил), так что никто не знал, когда тот родился на самом деле. Поэтому день рождения Иисуса начали отмечать в день рождения бога Солнца, так как считали их одним богом.
- У многих народов дни недели называются в честь различных богов, аналогичных по функциям, так вторник называется в честь богов войны (лат. Dies Martis – в честь Марса, англ. Tuesday – в честь Тюра), среда – в честь богов-трикстеров (лат. Dies Mercurii – в честь Меркурия, англ. Wednesday – в честь Вотана/Одина), четверг – в честь громовержцев (лат. Dies Jovis – в честь Юпитера, англ. Thursday – в честь Тора), пятница – в честь богини любви (лат. Dies Veněris – в честь Венеры, англ. Friday – в честь Фрейи), суббота – в честь Сатурна (лат. Dies Saturni, англ. Saturday), понедельник – в честь Луны/Месяца (лат. Dies Lunae, англ. Monday) и воскресенье – в честь Солнца (лат. Dies Solis, англ. Sunday). День Солнца, воскресенье – главный в христианстве день, так как в этот день воскрес Иисус. Но что если это Иисус воскрес именно в этот день потому, что это день Солнца? Первые христианские священные тексты – послания Павла были написаны спустя десятки лет после смерти Иисуса, а евангелия – и того позже. Сам Павел не был знаком с Иисусом, а основной его задачей было убедить как можно больше людей принять христианство. Есть 4 канонических евангелия от разных авторов, содержание каждого из которых отличается в некоторых деталях. Разные евангелия были адресованы разным категориям людей, поэтому в одном евангелии есть какие-то детали, способные убедить язычника грека принять христианства, а в другом – детали, способные обратить в христианство еврея. Аналогично и разные послания Павла адресованы разным людям и категориям людей, так как к разным людям нужен разный подход. Таким образом, то, что Иисус воскрес именно в воскресенье, могло быть придумано специально, чтобы отождествить его с богом Солнца.
- Солнце каждый вечер садится за горизонт и каждое утро встаёт, как бы возрождаясь после своей смерти вечером. Помимо суточных циклов "смерти" и "возрождения" Солнца, есть также годичные циклы, связанные с днём зимнего солнцестояния, про которые я уже писал. За счёт этого Солнце является умирающим и возрождающимся богом в языческом мировоззрении. Иисус также умер и возродился согласно христианской мифологии, что и стало основной причиной отождествления Иисуса и Бога Солнца.
Раз уж после принятия христианства европейцы стали называть бога Солнца Иисусом, логично, что и других языческих богов также стали называть именами из христианской мифологии. Очевидно, что языческий верховный бог – Отец Небо отождествлялся с христианским верховным богом Яхве, имя которого было запрещено произносить, поэтому он назывался просто Богом Отцом, также как и языческий бог Неба. В праиндоевропейском языке слова Бог (Deywós) и Небо (Dyéus) родственны. То есть можно сказать, что Небо буквально называлось просто Богом. Поэтому в христианстве Отец Небо (Dyéus Pətér) стал называться Богом Отцом (Deus Pater).
В индоевропейской мифологии бог Солнца – это сын Отца Неба и Матери Земли. В христианской мифологии Иисус – это сын Бога Отца и Богоматери Марии. Проводя аналогию, после принятия христианства, европейцы стали называть Мать Землю Марией. Мать Земля у индоевропейцев – это рождающая богиня, источник жизни. В христианстве, очевидно, у Марии точно такая же функция – она родила Иисуса, за что её и почитают. Помимо этого очевидного сходства, можно обратить внимание на имя Богоматери. Как я уже писал ранее, многие (если не все) детали биографии Иисуса могли быть выдуманы Павлом и апостолами, писавшими евангелия и другие писания Нового Завета. Точно также могло произойти и с именем матери Иисуса. Вполне возможно, имя Мариам было выбрано специально, чтобы Богоматерь ассоциировалась с Матерью Землёй. Но почему же это имя должно ассоциироваться с богиней Земли?
- В индоевропейской мифологии Мать Земля тесно связана со смертью и умершими. Эту связь отражает погребальный обряд, когда мёртвых закапывали в землю, а после ещё и насыпали поверх могилы курган. Также, Мать Земля связывалась с духами предков и другими потусторонними хтоническими сущностями. Собственно, слово хтонический как раз происходит от греческого слова, переводящегося как земля. Тот факт, что богиня плодородия, создающая жизнь, дающая ей множиться и расти, также является богиней смерти, ведущей эту жизнь к увяданию и разрушению, показывает циклическую природу мироздания, отражая круговорот жизни. В праиндоевропейском языке слово умирать обозначается корнем *mer-. От этого корня происходят такие слова, как рус. смерть, лат. mors (смерть), готск. maúrþr (убийство), лит. mirtìs (смерть), др. -инд. mrtis (смерть), др. -греч. mortós (смертный), PC *marwos (мертвец), перс. mordan (умирать), санскр. márta (смертный, Земля) и т.д. Также имена с этим корнем встречаются в мифологии некоторых индоевропейских народов. Например, в буддизме есть демон по имени Мара, в латышской мифологии Мара – это богиня, которую иногда отождествляют с христианской Марией, в славянской мифологии известна богиня смерти Мара или Марена (укр.), Морена (словац.), Морана (чеш.), Маржана (пол.).
- Также Мать Земля связана с водным пространством. Именно поэтому у славян встречается Мать Сыра Земля, а также у многих других индоевропейских народов вода ассоциируется с женским началом. С водной стихией связан тот же самый праиндоевропейский корень *mer- (по другой версии *mar-), от которого произошли следующие слова: рус. море, др. -прусск. mary (залив), латышск. mare (море), др. -в. -нем. muor (лужа, болото), готск. marei (море), др. -инд. maryādā (берег моря), лат. mare (море).
Таким образом, имя Мариам созвучно со словами, обозначающими смерть и море, которые связаны с Матерью Землёй, поэтому оно скорее всего и было выбрано для матери Иисуса. В древнегреческой мифологии есть богиня плодородия Деметра, чьё имя буквально означает земля-мать (Dē – земля, mētēr – мать). После начала распространения христианства среди европейцев для Марии было придумано множество наименований, одно из которых – Mater Dei (Матерь Божия) – звучит как то же имя Деметры, только с переставленными корнями: не земля-мать (Dēmētēr), а мать-земля (Mētēr Dē).
Иисус в христианстве – это сын Бога Отца и Богоматери, то есть по сути Отца Неба и Матери Земли, а также Иисус – это одновременно и человек, и бог, то есть совмещение божественного и человеческого начала, что согласуется с индоевропейским представлением о соответствии божественного небесному и человеческого земному. Праиндоевропейское слово бог (*deywós) восходит к имени Отца Неба (*Dyéus), а слово человек (*dhģhémo) восходит к имени богини Земли (*Dhéģhom). Таким образом, то, что Богоматерь, как богиня Земли, является человеком, вполне согласуется с индоевропейским пониманием Матери Земли.
В итоге мы имеем имя Мария, получившее распространение в Европе за счёт того, что так назван мифологический персонаж, соответствующий индоевропейской богине Земли. Сам этот персонаж так назван как раз для большего сходства с богиней Земли. Имя Мириам, известное из Ветхого Завета, имеет сходство с индоевропейскими словами, связанными с функциями Матери Земли, поэтому оно и было выбрано как имя матери Иисуса, причём дополнительно адаптировано, как Мариам, чтобы сделать это сходство ещё более явным. Распространение же получило не само имя Мариам, а уже европейское имя Мария в различных вариациях (Maria, Marie, Marija, Mariya и т.п.). Учитывая всё это, можно считать имя Мария не еврейским, а исконно европейским.
А ещё имя Мария использовалось, как женская версия латинского имени Мариус, которое носили члены рода Мария за сотни лет до возникновения христианства. Считается, что имя Мариус происходит либо от имени римского бога войны Марса, либо от латинского корня mas или maris (аналогично слову male), либо от латинского слова mare (море, как ранее уже было написано), в множественном числе maria.