Здравствуйте дорогие читатели канала «Назад в СССР»! 👋 Приветствуем вас, уважаемые ценители настоящего кино и душевных историй, которые навсегда остались в наших сердцах! Сегодня мы предлагаем вам отправиться в удивительное путешествие, но не в пространстве, а в лабиринтах собственной памяти.
Этот тест — повод еще раз мысленно перелистать страницы любимых фильмов, оживить в памяти образы дорогих сердцу героев и блеснуть эрудицией перед самим собой. Это возможность доказать, что вы не просто зритель, а настоящий знаток и ценитель того великого кинематографического наследия, что оставила нам советская эпоха. Ведь в каждом из этих персонажей создатели вложили частичку души, сделали их живыми и настоящими, с их достоинствами и недостатками. Мы росли на этих фильмах, учились по ним дружить, любить, шутить и поступать по совести.
Проверим, чья память окажется крепче, а знания — глубже? Сможете ли вы без подсказок и кадров, лишь по одним именам, безошибочно определить, из какой киноленты эти герои? Мы в вас не сомневаемся! Вперед! Удачи!
Александр Хвыля: Человек-легенда и трагедия главного Деда Мороза
Александр Хвыля представал перед зрителями в самых разных амплуа — от сурового секретаря обкома и легендарного Буденного до народного мстителя Устима Кармелюка и даже плешивого оборотня. Однако в памяти нескольких поколений, и особенно детей, он навсегда остался воплощением самого доброго новогоднего волшебника. Фраза «Тепло ли тебе, девица?», произнесенная им в сказке «Морозко», превратилась в народную, пережившая десятилетия. Для самого актера возможность ежегодно выступать на главной елке страны в Кремле была огромной честью. Но он и представить не мог, что этот статус «народного Деда Мороза» станет причиной глубокой обиды и предательства, приблизив трагический финал его жизни.
Становление артиста
Будущий Народный артист РСФСР (1963) Александр Леопольдович Хвыля, чья настоящая фамилия была Брессем, появился на свет 15 июля 1905 года в селе Александро-Шультино близ Днепропетровска. Интересно, что по своему происхождению Александр Леопольдович был шведом: его предки обосновались на украинских землях после Северной войны 1700–1721 годов, когда многие пленные солдаты армии Карла XII приняли решение остаться в Российской империи.
Творческий путь актера начался в 1922 году, когда он успешно окончил драматическую студию имени В.В. Воровского и стал артистом Харьковского театра имени Шевченко. Уже в начале 193-х годов состоялся его кинодебют: сначала он сыграл Кирьяна в ленте «Путь свободен», а затем военного оратора в фильме «Иван».
От народных героев — к легендарным командирам
Довоенный период был насыщен важными ролями. В приключенческой картине Георгия Тасина «Кармелюк» Хвыля блестяще воплотил на экране образ народного героя Устима Кармелюка, поднимающего крепостных крестьян на борьбу с угнетателями. А осенью 1940 года были завершены съемки военной драмы «Первая конная», где актер перевоплотился в знаменитого командарма Семена Буденного. Впрочем, выход фильма на широкий экран задержался из-за неожиданно критической оценки со стороны Ворошилова и Тимошенко, а вскоре грянула Великая Отечественная война.
В военные годы Александр Хвыля работал в различных украинских театрах и студиях, но подлинную известность ему принес кинематограф. В то трудное время стране как воздух были нужны картины, вдохновляющие на сопротивление врагу, и героический типаж Хвыли оказался как нельзя более востребован. Он сыграл ключевые роли в патриотических лентах «Непобедимые» (инженер Пронин), «Дорога к звездам» (полковник Константин Елисеев) и, конечно, создал один из самых запоминающихся своих образов — Александра Пархоменко в одноименном фильме Леонида Лукова.
От героики — к сказке
В послевоенное время актер продолжил играть директоров и партийных работников, за роль одного из которых — секретаря райкома в фильме «Константин Заслонов» — он был удостоен Сталинской премии III степени в 1950 году. Однако с течением времени Александр Хвыля все чаще стал обращаться к характерным и комедийным ролям, в которых его талант раскрылся с новой, неожиданной стороны.
Еще в 1945 году он создал колоритный образ капитана Гуля в экранизации романа «Пятнадцатилетний капитан». А настоящий расцвет его мастерства как характерного актера пришелся на 1960-е годы. Зрители полюбили казака Чуба в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», запомнили священника из комедии «Королева бензоколонки» с его коронной репликой: «Две по сто и в одну посуду. К полумерам не привык!».
Особую, сказочную страницу в его фильмографии составили работы в картинах-сказках. Мудрец-молчальник в «Марье-искуснице», Королевский Обер-повар в «Королевстве кривых зеркал», слуга Кащея Плешивый в «Огне, воде и… медных трубах», герцог де ля Бык в «Варваре-красе, длинной косе» — все эти персонажи стали классикой советского кинематографа.
Роль судьбы: Дед Мороз
Когда режиссер Александр Роу задумал снять «Морозко», у него не возникло сомнений, кому доверить роль главного зимнего волшебника. Его выбор пал на Александра Хвылю, который уже не раз снимался в его картинах и обладал всем необходимым: величественной внешностью, роскошным басом и вокальными данными. Результат превзошел все ожидания — актер создал стопроцентно убедительный и любимый народом образ.
Премьера «Морозко» в 1965 году имела оглушительный успех не только в СССР, но и за рубежом. Фильм собрал внушительную коллекцию наград, включая гран-при «Лев Святого Марка» на кинофестивале в Венеции, серебряную медаль в Тегеране и престижную премию Award of Excellence в США.
Эта роль принесла Александру Леопольдовичу и почетную миссию — он стал главным Дедом Морозом страны, ежегодно поздравлявшим детей на Кремлевских елках. По воспоминаниям самого актера, эти минуты общения с детьми были для него временем подлинного волшебства. Он дарил малышам радость, а взамен получал море улыбок и заряд прекрасного настроения на весь год.
Тень за спиной волшебника
С годами, когда здоровье стало подводить, Хвыля сам нашел себе дублера — актера Романа Филиппова, которого привел в Кремль и стал обучать всем тонкостям работы со зрителем. Если сам артист болел и не мог выйти к детям, его заменял Филиппов.
Однако со временем дублер, действуя за спиной наставника, начал постепенно оттеснять его. Сначала он, в отличие от Хвыли, всегда выступавшего «вживую», записал праздничное поздравление под фонограмму. Следующим шагом стало требование выступать на елках поочередно.
Александр Леопольдович, всей душой прикипевший к роли Деда Мороза, воспринял это как личное предательство. Глубоко обидевшись на Филиппова, он перестал с ним общаться. Лишившись своего главного «поста», народный артист стал быстро угасать. Казалось, что вместе с уходом от любимого дела закончилась и сама жизнь этого замечательного артиста. Роман Филиппов впоследствии еще 15 лет выступал в роли главного Деда Мороза.
Александр Леопольдович Хвыля скончался 14 октября 1976 года. Последнее пристанище лучшего Деда Мороза советской эпохи находится на Кунцевском кладбище, где покоится под скромным надгробием.
Новые тесты на канале «Назад в СССР»:
Правила теста:
В этом тесте вас ждут двадцать вопросов, в каждом из которых перечислены имена главных или второстепенных героев известных фильмов. Ваша задача — внимательно прочитать список персонажей и из трёх предложенных вариантов ответов выбрать единственно верное название кинокартины, объединяющей этих героев. Будьте предельно внимательны, ведь кадры из фильмов сегодня вам не помогут, и придётся опираться исключительно на свои знания и ассоциативную память. Сможете ли вы с блеском пройти это испытание и доказать, что являетесь настоящим знатоком кино? 😉 Проверим!
Угадайте фильм только по именам героев. Тест
Канал Назад в СССР в MAX