Найти в Дзене
МТК Эксперт

Как задать вопрос Ростехнадзору онлайн через Госуслуги?

Оглавление

Подробная инструкция для обращения в Ростехнадзор в 2025 году👇

Когда-то давно, мы писали заметку о том, как задать «электронный» вопрос Ростехнадзору. Это делали через сайты Центрального аппарата и территориальных управлений, которые по прошествии 15-30 календарных дней отвечали на e-mail, используя официальный бланк ведомства. С тех пор… многое изменилось. А с 30 марта 2025 года все «разъяснительные коммуникации» вообще «перекочевали» в сугубо «безбумажный» вид – в ласковые объятия:

· «…федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию граждан».

Т.е. на старые добрые Госуслуги. Там появился специальный сервис, который «предназначен исключительно для обращений граждан» (без примеси оказания государственных услуг). Попасть в него можно из разделов «Общественная приемная» (в т.ч. подразделов «Обратная связь» или «Обратиться в приемную») почти всех сайтов Ростехнадзора. Благо, ссылка везде одна и та же. Да и «сообщения» сначала «летят» в Центральный аппарат (хотя потом могут осесть в компьютерах региональных «исполнителей»).

Правда, некоторые территориальные органы сохранили-таки «архивную» (и вроде как работающую) форму обратной связи. Но это, конечно, «анахронизм».

В любом случае сейчас обратиться в наш любимый госорган (и что важнее – получить от него ответ) действительно можно только через Госуслуги (для этого, кстати, гражданин должен иметь подтвержденную учетную запись). Процесс не то чтобы очень сложный, но… разобраться в его деталях будет не лишним. Поэтому в статье мы «изучим» новый сервис и (хочется верить) поймем, как направить…

Обращение в Ростехнадзор через Госуслуги

Никаких «сверхъестественных» новинок в этой процедуре нет. Всё как всегда. Привычная практика. Просто электронная «форма обратной связи» немного изменилась. И «живет» она теперь вне ресурсов ФСЭТАН. Хотя, как и прежде… «требует» заполнения. В ней нужно:

1) Описать «ситуацию» (как вы понимаете, это обязательный раздел, и он справедливо помечен «звездочкой»). То есть «передать словами» суть вопроса (проблемы, жалобы, предложения), уложившись в 4000 знаков с пробелами.

-2

Хотя здесь, товарищи, не стоит «растекаться мыслью по древу». Лучше – задать один конкретный вопрос в одном обращении. Так больше шансов получить на него «внятный» ответ (ну, как минимум, ответ «по существу»). Разумеется, можно сформулировать 2, 3, 10 и «запихнуть» их в установленный объем. Но… в этом случае высок риск, что «ответчик» поведет себя определенным образом. Например, возьмет одну «тему», которая ему по душе, и «распишет» только ее. Остальные – просто проигнорирует. Так, в принципе, было и раньше, но…

Сейчас, когда «скорости» ответов возросли, у «исполнителей» возникает максимум «соблазнов». Поэтому… если у вас несколько вопросов (пусть и связанных друг с другом), лучше сделайте из них несколько «сообщений» и… отправьте по отдельности. Ведь даже сам Ростехнадзор (хотя скорее госуслужный администратор сервиса) рекомендует «указывать информацию только об одной проблеме или предложении», уверяя, что «так вопрос быстрее дойдет до адресата».

2) Добавить «файлы», которые уточняют, дополняют или проясняют вопрос (при необходимости). Можно загрузить аж 10 штук, при этом объем каждого «документа» не должен превышать 10 Мб. Что касается форматов, то «комментарии» по ним отсутствуют. Хотя самые распространенные (docx, pdf, jpg) форма точно «принимает».

-3

3) Указать «ваш регион», который, кстати, определяется автоматически еще до авторизации на Госуслугах (будь благословенна геолокация по IP-адресу). Правда, его можно менять без каких-либо ограничений (на самом факте, а также качестве и скорости ответа это никак не отразится). Просто листайте выпадающий список или начните вводить «первые буквы».

-4

Главное – помните, что раздел этот… обязательный (недаром помечен «звездочкой»). И если его не заполнить, то обращение вовсе не «отправится».

4) Выбрать «категорию» (= тематику) «сообщения» из приличного по объему выпадающего списка.

-5

В нем фигурируют такие «направления», как:

  • строительство;
  • контент в интернете (речь идет о сайтах Ростехнадзора);
  • коррупция;
  • иные органы государственной власти (для вопросов и жалоб, связанных с «общим функционированием» Ростехнадзора);
  • услуги в органах власти (для вопросов по госуслугам ФСЭТАН, а также жалоб на «работу», связанную с их оказанием);
  • государственная и муниципальная служба (для «кадровых» вопросов);
  • безопасность объектов горной и металлургической промышленности;
  • строительный надзор на объектах использования атомной энергии;
  • защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • международное сотрудничество Ростехнадзора;
  • безопасность объектов нефтегазового комплекса;
  • безопасность объектов хранения и переработки растительного сырья;
  • противодействие терроризму (на ОПО и ГТС);
  • саморегулируемые организации (подконтрольные Ростехнадзору);
  • безопасность при эксплуатации подъемных сооружений;
  • безопасность при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением;
  • безопасность объектов угольной промышленности;
  • безопасность в области использования атомной энергии;
  • безопасность объектов электроэнергетики и теплоснабжения;
  • безопасность гидротехнических сооружений;
  • безопасность объектов химического комплекса и транспортирования (видимо, опасных веществ);
  • безопасность объектов оборонно-промышленного комплекса;
  • общие вопросы в сфере промышленной безопасности;
  • иное.

И «кликнуть» можно на то, которое… больше нравится. Почему? Потому что раздел этот необязательный. А выбранная (или не выбранная) категория никак не влияет на отправку, прием или рассмотрение обращения (проверено на опыте!).

5) Выбрать «подкатегорию» (= тип) обращения из менее масштабного, но тоже выпадающего «перечня».

-6

Его «содержание», кстати, отличается для разных «категорий» (тут существует прямая зависимость). Например, для промышленно-безопасных (отраслевых) тематик предусмотрен «джентльменский набор» из трех пунктов:

  • другое;
  • жалоба на нарушение требований;
  • разъяснение требований.

В то же время «общие вопросы» в сфере ПБ ограничены одним вариантом – «разъяснение требований». А уж «экзотические» направления «пестрят» уникальными «подкатегориями». Скажем, «контент в интернете» предполагает только «жалобы на федеральный портал/сайт…» (в нашем случае) ФСЭТАН. А «услуги в органах власти», помимо профильных «комментариев» об их оказании, включают жалобы:

  • на долгое ожидание;
  • на вежливость и профессионализм;
  • на излишние требования;
  • на нарушение срока;
  • на отказ;
  • на проблемы с графиком приема заявлений;
  • на проблемы с комфортом и оснащением и т.д.

Короче, «интересностей» много. Но все они лежат далеко от «вопросно-разъяснительной плоскости». Да и вообще… «подкатегория» – раздел необязательный. Поэтому выбирать ее или нет – остается полностью на ваше усмотрение.

6) Указать «адрес проблемы» или отметить его на «слабо интерактивной», но все-таки Яндекс Карте.

-7

Этот раздел может «пригодиться» тем, кто подает жалобы (в т.ч. на нарушение требований). Остальным не стоит обращать на него внимание (тем более что он не помечен «звездочкой»).

7) Дать или не дать разрешение на то, чтобы «отображать сообщение или обращение на портале госуслуг в открытом доступе».

-8

Совершенно необязательная «галочка», которая (при ее наличии) позволит заинтересованным официальным лицам использовать информацию о проблеме (т.е. ваш вопрос, жалобу и т.д.) в сервисах статистики (и госуслужных, и ростехнадзоровских).

8) Согласиться с «правилами подачи сообщений и обращений».

-9

А вот эта «галка» – всему голова. Если ее не поставить, «сообщение» не отправится. Да и сами правила почитать стоит (нажмите на «синевой окрашенную» ссылку, и текст «откроется» во всплывающем окне). Так, для общего развития.

-10

Хотя они «типовые», собраны из фрагментов Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. В них Ростехнадзор (или, скорее Госуслуги) «напоминает» гражданам, что для подачи обращений им потребуется подтвержденная учетная запись. Что их «сообщение» не будет «рассмотрено по существу», если содержит:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей;
  • текст, не поддающийся прочтению (например, из-за неясных сокращений);
  • пропагандистскую либо агитационную информацию, которая возбуждает «социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду или языковое превосходство»;
  • коммерческую или псевдо коммерческую информацию, не связанную с вопросами, проблемами, жалобами или предложениями (спам, реклама, ссылки, изображения, видеофайлы) и т.д.

Ну и сообщает, что от лица одного человека нельзя подавать:

  • больше двух обращений в сутки;
  • больше одного обращения в час.

То есть «бомбардировать» госорган «запросами» вряд ли получится.

9) Указать на «коллективность обращения»(поставить или не поставить еще одну необязательную «галочку»). То есть «сообщить» Ростехнадзору, что ему «одновременно пишут» несколько человек, один из которых создает «заявку», а другие каким-то образом к нему присоединяются.

-11

Честно… мы не тестировали эту «функцию». Да и зачем она нужна в делах ФСЭТАН-овских? Разве что… для жалоб?

10) Захотеть или не захотеть, чтобы «обращение рассматривалось в соответствии с 59-ФЗ в 30-дневный срок» (и свое желание подтвердить «галочкой»).

-12

Хотя для чего это делать – остается загадкой. Мы проверили. Отправили один и тот же «запрос» двумя разными способами (с «галкой» и без). Что бы вы думали? «Качество» ответа на него не изменилось «ни на букву». Официальный бланк тоже не появился. Но ждать «откровений» госоргана пришлось, разумеется, дольше.

11) «Войти через Госуслуги» (= авторизоваться) путем нажатия на красно-синюю «кнопку».

-13

Она, кстати, активируется (т.е. станет «полноцветной» и кликабельной), только если вы заполнили все обязательные поля и поставили одну обязательную «галочку» (см. выше). И после нажатия «чудо» может произойти не сразу. Если вы еще не авторизованы на Госуслугах, то сначала увидите «подтверждающий экран»:

-14

Потом – всплывающее окно для ввода логина и пароля.

А если авторизованы, то «сообщение» получит регистрационный номер и тотчас будет отправлено (заметьте – без возможности что-либо в нем отредактировать, поэтому проверяйте всё заранее).

-15

Но не в Ростехнадзор, а сначала на модерацию силами «госуслужного» администратора.

-16

Модератор должен «бегло» просмотреть ваш «опус» на предмет соответствия «общим правилам» подачи. А потом принять (или не принять) его для дальнейшего «продвижения».

-17

Только после этого ваше обращение может «долететь» до компьютеров нашего любимого госоргана – т.е. отправиться на исполнение.

-18

(кстати, тот же самый «маршрут» отобразится в личном кабинете на Госуслугах – в разделе «Уведомления»)

По умолчанию оно попадет в Центральный аппарат ФСЭТАН, который, в свою очередь, может «переадресовать» его в территориальное управление. Например, если вопрос или жалоба носят сугубо отраслевой характер и имеют сильную «региональную привязку». Но это скорее формальность, почти не влияющая на «общий ход» процедуры. А в ней, кстати, остался всего один шаг. Да-да, граждане… ЖДАТЬ (желательно, внятный и развернутый)…

Ответ Ростехнадзора на обращение через Госуслуги

Его присылают в виде pdf-файла, который «завизирован» усиленной квалифицированной электронной подписью. В его «шапке» красуется логотип Госуслуг и регистрационный номер «сообщения». А в «теле» расписаны:

  • персональные данные «обратившегося» гражданина;
  • текст и «параметры» заданного вопроса;
  • наименование организации-исполнителя (будь то Центральный аппарат ФСЭТАН или территориальные органы службы);
  • текст ответа на обращение (его также «цитируют» в «теле» сопроводительного электронного письма).

«Документ» приходит на e-mail, «привязанный» к Госуслугам. Кроме того, информация (файл + текст) дублируется в личном кабинете – всё в том же разделе «Уведомления».

-19

«Скорость выдачи» ответов непостоянна. И может составлять от нескольких часов (!) до тех самых ФЗ-шных 30 дней. Многое зависит от «сложности» вопроса. Хотя не стоит сбрасывать со счетов и «внутренние заморочки» нашего любимого госоргана.

Вот, собственно, и весь процесс… направления обращений в Ростехнадзор через Госуслуги. Вряд ли вы найдете в нем что-то сложное или «необъяснимое». Новый «сервис» прозрачен, удобен и позволяет Центральному аппарату ФСЭТАН контролировать все «информационно-разъяснительные» потоки. Качество ответов тоже не пострадало – они не хуже и не лучше тех, что раньше давали на бланках.

Поэтому, граждане… не «воротим нос», пользуемся госуслужной формой и наслаждаемся благами «цифровизации». А если нужна помощь, консультация или экспертная поддержка – без колебаний обращаемся в МТК Эксперт. Ведь наши знания & опыт всегда к вашим услугам.

Подпишитесь на канал – вы увидите новые статьи первыми!
Скажите «спасибо» автору – поставьте лайк!👍
Ждем от вас обратной связи в комментариях (предлагайте ТЕМЫ для статей)!

💡Смотрите также:
Изменения в регистрации ОПО с 1 марта 2026: что меняют новые правила?

Где можно и где нельзя проходить аттестацию по промышленной безопасности

Чем подтвердить обучение работников действиям в случае аварии на ОПО?