Найти в Дзене

ВЕРТОЛЁТ СРЕДИ БОЛОТ 2. ЯРУДЕЙ.

Сегодня я хочу рассказать об очередном приключении. На этот раз я с друзьями решил добраться до вертолёта Ми-6А, лежащего в 40 километрах на северо-запад от города Надым, вернее до останков этого вертолёта. Я расскажу как он там оказался, как мы туда добрались. 1 июля 1994 года вертолёт МИ-6А Экипаж Салехардского филиала авиакомпании "Тюменавиатранс" выполнял транспортно-связной полет без груза и пассажиров по маршруту Салехард-Надым. После взлета экипаж взял курс на Надым, выполняя горизонтальный полет на высоте 500 метров в простых метеоусловиях.Через несколько минут после входа в зону Управление воздушным движением аэропорта Надым в полете возник посторонний шум в районе левого двигателя, одновременно началась сильная вибрация вертолета. Сработало табло «Вибрация трансмиссии левого двигателя». Бортмеханик, оценив ситуацию, произвел выключение левого двигателя стоп-краном. В это время вертолет уже находился на высоте 400 м со скоростью полета 195 километров в час. Через 13 секунд п

Сегодня я хочу рассказать об очередном приключении. На этот раз я с друзьями решил добраться до вертолёта Ми-6А, лежащего в 40 километрах на северо-запад от города Надым, вернее до останков этого вертолёта. Я расскажу как он там оказался, как мы туда добрались.

1 июля 1994 года вертолёт МИ-6А Экипаж Салехардского филиала авиакомпании "Тюменавиатранс" выполнял транспортно-связной полет без груза и пассажиров по маршруту Салехард-Надым. После взлета экипаж взял курс на Надым, выполняя горизонтальный полет на высоте 500 метров в простых метеоусловиях.Через несколько минут после входа в зону Управление воздушным движением аэропорта Надым в полете возник посторонний шум в районе левого двигателя, одновременно началась сильная вибрация вертолета. Сработало табло «Вибрация трансмиссии левого двигателя». Бортмеханик, оценив ситуацию, произвел выключение левого двигателя стоп-краном. В это время вертолет уже находился на высоте 400 м со скоростью полета 195 километров в час. Через 13 секунд после выключения двигателя сработала сигнализация «Пожар левого двигателя». Командир воздушного судна принял решение о немедленном выполнении вынужденной посадки. Вертолет экстренно был посажен на подобранную с воздуха площадку в болотистой местности. Выполнив операции по выключению правого двигателя и обесточиванию вертолета, экипаж покинул горящий вертолет. Попытки экипажа потушить пожар подручными средствами закончились безуспешно. Вертолет практически полностью был уничтожен огнем.

-2

Спустя 31 год после происшествия тургруппа: я и мои друзья - Денис и Динизислам решили добраться до места аварии и своими глазами увидеть останки винтокрылой машины. Год назад я участвовал в аналогичном приключении, тогда со своими друзьями Верой, Юрой, Маратом и Максом нам удалось добрались до вертолёта Ми-6, находящегося в 80 километрах юго-восточнее Тарко-Сале.

-3

Мы выехали из Нового Уренгоя в 12 часов дня, потому как Ден с утра сходил на приём к врачу, потом мы заехали в магазин, а далее захватили Динизислама. Погода радовала - тепло, золотистые осенние листья, солнечная погода и настрой на то, что мы доберемся до заветной цели и совершим небольшое новое географическое открытие.

-4
-5
-6

Через два часа мы добрались до посёлка Пангоды, где решили остановится и пообедать в придорожной кафешке.

-7

По дороге мы связались по телефону с краеведом из города Надыма Вадим Николаевич Гриценко, что бы прояснить информацию по населённому пункту Ярудей. Как оказалось на Ярудее постоянно живёт смотритель и есть возможность переночевать в доме. Краевед пообещал связаться со смотрителем и предупредить насчет нашего визита, а ещё сообщил, что надо будет идти пешком по тундре около километра и попросил привести жителю Ярудея несколько буханок свежего хлеба и 20 литров бензина для электростанции. Для этих целей мы заехали в Надым, попутно докупили продукты и выехали за Надым. Проехав 340 километров от начальной точки нашего маршрута мы добрались до съезда с дороги, навигатор нас вел в гущу леса.

-8

Время было в районе 6 вечера, скоро должно было стемнеть Съехав с дороги и проехав ещё немного мы свернули на просеку, вероятно это была насыпь мертвой дороги и по ней проехали ещё метров двести. Далее взяли рюкзаки, в руки бутыли с бензином и пакеты с продуктами отправились дальше пешком.

-9

По пути мы начали собирать грибы, не знаю зачем, но забегая наперед - скажу парни всё наше путешествие собирали грибы, благо в этой местности их оказалось много.

-10
-11

Потом мы наткнулись на останки лагерного пункта, останки 501-ой мертвой железной дороги.

-12

Я очень хотел увидеть населенный пункт Ярудей. Где-то в голове возникали мысли о его какой-то мистичности. Ещё поразило, что здесь в лесотундре живёт человек. Кто он, почему и зачем он здесь? Вопросов возникало очень много. Изначально мы планировали ставить палатки, разбить лагерь и спать в лесу, но перспектива провести ночь в здании радовала больше. Вскоре мы услышали лай собак и поняли, что идти не долго. ориентируясь на звук мы вышли к домикам и к нам на встречу вышел Иван Георгиевич - единственный житель этого таинственного населённого пункта Ямала.

-13
-14

Ярудей - находится в 96 км западнее Надыма. Это хозяйственные сооружения и два дома 1952 года постройки. У Ярудея красивая природа, остатки лагерей и железнодорожной станции. Нам предстояла ночевка в сохранившемся старинном доме офицерского состава охраны лагерей. О Иване Георгиевиче я ещё расскажу, узнав точное расположение Ярудея мы отправились обратно за автомобилем. До наступления темноты мы вернулись в домик и расположились. Нашему удивлению не было предела, в таких условиях мы даже не мечтали оказаться.

-15
-16

Вечером к нам заглянул смотритель и мы пораспрашивали Ивана Георгиевича обо всём, что нас интересовало. Он сам впервые оказался здесь в далеком 1979 году, молодым связистом приступил здесь к работе, связисты обслуживали узел связи Салехард - Надым, работали и жили в домах 1952 года постройки, здание станции Ярудей 501 стройки он не застал, до 1979 года его уже успели растащить, все остальные здания - остатки лагерного пункта были, но к нашему времени они уже все обветшали и разрушились.

-17
-18
-19

Самое интересное, что Иван Георгиевич 1952 года рождения, то есть он ровесник этих оставшихся здесь домов. С развалом союза Иван Георгиевич остался жить здесь, с 1992 года был на самообеспечении - вёл сельское хозяйство, охотился, рыбачил и сохранил здания и свой участок до сегодняшних дней. В последние лет 10-15 фрагменты уцелевшей мертвой железной дороги растащили мародёры, а до этого Иван Георгиевич на дрезине ездил по 40 километровому участку по своим различным делам. Пока Денис готовил ужин мы побеседовали со смотрителем.

-20

С утра позавтракав мы отправились к дому где живёт сам Иван Георгиевич. В одной половине живёт он, во второй половине устроена музейная комната, посвященная истории "Мертвой железной дороги".

-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36

От посещения музея мы остались в полнейшем восторге. Попрощавшись с Иваном Георгиевичем мы отправились к главной точке нашей экспедиции останкам вертолёта Ми 6А.

-37

-38

Нам предстояло проехать 50 километров обратно к Надыму, а оттуда совершить пеший марш бросок длиною около 5 километров от автомобильной дороги.

-39
-40
-41

Как нам показалось, маршрут будет не тяжелым и мы быстро достигнем цели. По пути то и дело встречались грибы, их было очень много.

-42
-43

Осенний лес был очень красив, я подумал, что именно так должен выглядеть лес в русских народных сказках.

-44

От машины мы вышли в 12:30, минут 40 шли по лесу и потом выбрались на травянистое болотистое поле. Вскоре мы попали в болото, сапоги засасывало и идти было тяжело. Каждый раз с трудом поднимая ногу мы пришли к выводу, что надо исключать из маршрута следования такие участки и держатся мест, где растут деревья - на таких участках более твердая и устойчивая земля.

-45
-46
-47

Физически идти было не легко, не знаю как парни, но я постоянно вытирал выступающий пот, дыхание было тоже тяжёлое. Тем не менее настроение было позитивным, трудности маршрута переносились с улыбкой. А ещё по пути следования мы видели много муравейников.

-48

Я даже подумать не мог, что у нас на Ямале столько муравейников.Вскоре мы вновь вышли на болотистый кочкарник.

-49
-50
-51
-52

Вскоре добрались до останков вертолёта.

-53

Останки представляют печальное зрелище. В результате пожара вертолёт был уничтожен полностью, очень хорошо, что никто не пострадал во время аварийной посадки и пожара - экипаж остался жив и не вредим.

-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72

Авиационное происшествие с вертолетом Ми-6А №21040 явилось следствием разрушения в полете переднего подшипника среднего вала трансмиссии левого двигателя и ее корпуса, в результате чего из-за воспламенения вытекающего масла в выхлопной трубе двигателя возник пожар, в процессе развития которого конструкция вертолета была уничтожена после выполнения экипажем вынужденной посадки. За период с 1980 года при эксплуатации вертолетов Ми-6 зафиксировано более 35 случаев разрушения переднего подшипника трансмиссии. В 14 случаях в полете возникал пожар. 6 из этих случаев закончились полным уничтожением воздушного судна огнем. Завершив видео и фотосъёмку мы перекусили, запустили из медвежьего пугача салют и отправились в обратный путь. Нам надо было до наступления темноты добраться до автомобиля и выехать на трассу.

-73
-74
-75
-76

-77

Обратно мы шли уже набравшись опыта передвижения по такой местности и собирали грибы. Денис умудрился даже застрять в болоте, его сильно засосало и мы с Денизисламом вытащили друга. Один его сапог чуть не остался в болоте навечно.

-78
-79
-80
-81
-82
-83
-84
-85

Вечерело, солнце начинало прятаться за горизонт, мы заканчивали пеший маршрут сильно уставшие, но довольные.

-86

Эти два дня путешествия наполненные приключениями действительно были долгими, в восьмом часу вечера мы сели в машину и ещё 250 километров ехали до дома. По пути на небосводе засияло северное сияние !

-87

Видеофильм о путешествии можно посмотреть здесь: