Тёплым ноябрьским вечером мы шли с работы домой. Последнее время вечерние автобусы редки, поэтому часто идём пешком, выдыхая суету и страсти трудового дня, любуясь деревьями с золотой листвой в свете фонарей.
Иногда на пути встречаются как попало припаркованные электросамокаты, и мы обходим их, а то и перешагиваем.
Я ловлю себя на мысли: вот и ещё один сезон с самокатами пережили. Скоро зима, и их наконец-то уберут с улиц до новой весны.
И вдруг перед нами — рюкзак, на тротуаре, рядом с припаркованными самокатами. Людей рядом нет. Непорядок. Оглядываюсь и вижу: примерно напротив на дороге стоит машина, и почти под её колёсами — лежащий самокат, жёлтый, со светящейся зелёной «полосой жизни». А какова «полоса жизни» самокатчика? И где он? Чуть дальше места происшествия — аварийный знак-треугольник.
Ни полицейских, ни скорой помощи не было поблизости, значит можно надеяться, что последствия столкновения были не особо тяжкими. Самокатчик, возможно, сбежал с места аварии, бросив свой рюкзак. Предположив это, мы двинулись дальше.
Что ж, электросамокат сам напросился в герои моей рубрики «Город и его предметы».
Первые электросамокаты появились во Владивостоке ещё до пандемии ковида, в личном владении горожан, вслед за гироскутером и моноколесом. В 2019-м подруга дала прокатиться на своём электросамокате по нашему местному «арбату» — прогулочному участку улицы Адмирала Фокина.
Непривычно было то, что сам по себе, без электроимпульса, самокат катится с трудом, а если «дать газу» (на самом деле — тока), слишком сильно надавив кнопку контроллера на руле, то мгновенно полетит на всей выбранной скорости. А кругом — движущаяся во всех направлениях публика, а впереди — фонтаны! Держись! К счастью, первый опыт моего катания на электросамокате был удачным. Не сказать, что мне не понравилось ощущение полёта, но нежелание кататься по самой людной улице оказалось сильнее. Прокатилась разок, и хватит.
В 2021 году электросамокаты появились в прокатах Владивостока.
Может быть, после пандемии коронавируса, которая выбила из колеи всех нас, отразившись в личном и общественном, это было даже здорово — что-то новое, освежающе яркое, бодрящее, напоминающее о детстве.
Оживающий после самоизоляции город со стойкой привычкой ходить в медицинских масках по цене, взлетевшей с 4–5 рублей до 40–50 и даже вошедших в моду масках с элементам маскарада от 100–150 рублей), и летящие по дорогам и тротуарам самокаты с доставщиками еды и прочих товаров под заказ или просто катающимися. Здорово ведь, для пользы придумали! Благодаря развитию доставки товаров чей-то бизнес не угас, а вышел на новый уровень, а кто-то был спасён своевременной доставкой необходимых лекарств и продуктов. Кто-то просто выжил морально, имея возможность уезжать подальше от этой самоизоляции, чтобы вернуться к обязанностям обновлённым. 🛴🧘♀️🧘♂️🛴
Но вот другая картина: полностью вернувшийся в режим активности город с беспорядочно движущимися по загруженным дорогам и тротуарам электросамокатами. Всё чаще можно встретить катающихся на прокатных самокатах подростков, порой вдвоём и даже втроём.
Кто из горожан хоть раз не испытал стресс при внезапном появлении рядом самокатчика, ещё и сигналящего: уступи дорогу!
Общегородские стандарты электросамокатов
Не обещаю, что разберёмся, но давайте хотя бы попробуем.
Характеристики мощности и скорости электросамокатов варьируются в зависимости от конкретного оператора кикшеринга (от слов kick scooter — «самокат» и share — «делиться», «(раз)давать»), но в целом общегородские стандарты таковы:
- мощность до 350–500 Вт,
- скорость до 25–40 км/ч,
- аккумуляторная ëмкость 200 Вт/ч,
- колёса от 8 дюймов (20,32 см).
Ещё раз: средняя скорость... сколько-сколько?! До 25–40 км/ч! У читателя сейчас должны округлиться глаза (вот так: 😲), потому что это выше средней скорости пассажирского автобуса на свободной трассе (несбыточная мечта владивостокского водителя). Стандартные городские автобусы в России имеют среднюю скорость движения примерно 18–19 км/ч, автобусы-экспрессы — 25–30 км/ч. В городских пробках средняя скорость автобуса и вовсе около 11 км/ч. А что делает миниатюрный, размером с пассажира и весом от 19 до (максимум) 50 кг электросамокат в случае затора на пешеходном тротуаре? Чаще всего бесшумно подъезжает поближе и сигналит: уступи дорогу! И этим неожиданным сигналом, разумеется, пугает и раздражает участников движения. Ведь «дорога» для него где угодно — и проезжая часть, и пешеходный тротуар.
Каждый участник движения, будь это пешеход или водитель, хотел бы, чтобы самокаты исчезли с его пути. Есть же в Финляндии или где-то ещё в Европе велодорожки для велосипедистов? Вот и самокаты пусть сперва дорожки построят, а тогда уж и ездят по ним — так рассуждает большинство.
А чего мы так нервничаем и ворчим? Вот «чего».
🚗🚶♂️Риск смертельного исхода для пешехода при столкновении с движущимся автомобилем при скорости последнего 30 км/ч. составляет 5%. Водитель при столкновении остаётся в относительной физической безопасности в своей крепкой машине, тем более, если пристёгнут ремнём безопасности.
🛴🚶♂️При столкновении пешехода с электросамокатом тяжёлые последствия вероятны для обоих участников движения, и не только при скорости самоката 30–25 км/ч., но и меньше, так как оба участника столкновения обычно не имеют никакой защитной экипировки и удар может прийтись на уязвимые части тела (вспомним хотя бы всем известный по кинофильмам удар виском). Плюс особенности места столкновения — тот самый твёрдый угол, стеклянная витрина, фонарный столб, вылет с узкого тротуара под колёса движущегося автомобиля и т.д.
Как их ещё не запретили?! 🛴
Есть лазейки в пользу законности электросамокатов, этих возмутителей порядка:
Лазейка номер 1. Для большинства прокатных самокатов, из-за их мощности менее 250 Вт, не требуются водительские права.
Известно, что пользоваться личным электросамокатом можно с 14 лет, а взять в прокате — только с 18 лет. За аренду самоката несовершеннолетним предусмотрены крупные штрафы: 100.000 рублей в Москве и 30.000 рублей в других городах России, в том числе во Владивостоке. Штраф выписывается пользователю, на чьëм аккаунте оформлена аренда, а также происходит блокировка его аккаунта. Но как же подросткам всё ещё удаётся пользоваться прокатом самокатов, да ещё и по двое и по трое кататься?
Лазейка номер 2. Аккаунт пользователя-арендатора привязан к телефонному номеру, не так ли? А телефонный номер детей зарегистрирован на родителя и при регистрации по номеру телефона в мобильном приложении кикшеринга аккаунт привязывается к родителю. Поэтому так получается: ездит и рискует жизнью своей и окружающих глупое дитя, а по данным о пользователе — как будто грешит его батя.
В Благовещенске в июле 2025 года уже введён полный запрет на использование и парковку электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности из-за связанных с ними беспорядков и травм. Нарушение запрета чревато штрафом до 100.000₽.
Владивостокцы судачили об этой новости и вздыхали...
Так паркуются только идиоты! 🛴
Заголовок подслушан мной на улице, если что.
После всех рассуждений о (не)законности электросамокатов на тротуарах и дорогах беспорядочная парковка этих двухколёсных средств жёлтого и фиолетового цвета — самое безобидное из всех зол. Но раздражает, верно?
В апреле этого года (2025) я увидела на электросамокатах надписи «БЫСТРО» и «РАЗРУЛИМ» — видимо так обновили технику к началу нового сезона. Знаете, что я увидела вместо слова «разрулим»? «Разрушим»! Потому что здравствуй, новый сезон стресса на любой гладкой дорожке...
Порой даже возникает недоумение: для людей придуман прокат «машин» с указанными местами парковок, а пользователи такие неблагодарные и беспечные, паркуются посреди узких тротуаров или катят в какие-то очкуры и там бросают самокаты.
Напоследок представляю вам фотоколлекцию дурацких парковок.
В отместку небрежно паркующимся некоторые люди швыряют самокаты в траву и в кусты, вымещая своё негодование на технике. Вот, полюбуйтесь.
А в вашем городе любят электросамокаты? Как считаете, читатели, кикшеринг — больше добро или зло?
#город, #Владивосток, #общество, #самокат