Найти в Дзене
Ольга Белоглазкина

Электросамокаты: ещё один сезон пережили

Тёплым ноябрьским вечером мы шли с работы домой. Последнее время вечерние автобусы редки, поэтому часто идём пешком, выдыхая суету и страсти трудового дня, любуясь деревьями с золотой листвой в свете фонарей. Иногда на пути встречаются как попало припаркованные электросамокаты, и мы обходим их, а то и перешагиваем. Я ловлю себя на мысли: вот и ещё один сезон с самокатами пережили. Скоро зима, и их наконец-то уберут с улиц до новой весны. И вдруг перед нами — рюкзак, на тротуаре, рядом с припаркованными самокатами. Людей рядом нет. Непорядок. Оглядываюсь и вижу: примерно напротив на дороге стоит машина, и почти под её колёсами — лежащий самокат, жёлтый, со светящейся зелёной «полосой жизни». А какова «полоса жизни» самокатчика? И где он? Чуть дальше места происшествия — аварийный знак-треугольник. Ни полицейских, ни скорой помощи не было поблизости, значит можно надеяться, что последствия столкновения были не особо тяжкими. Самокатчик, возможно, сбежал с места аварии, бросив свой рю
Оглавление
Тёплым ноябрьским вечером мы шли с работы домой. Последнее время вечерние автобусы редки, поэтому часто идём пешком, выдыхая суету и страсти трудового дня, любуясь деревьями с золотой листвой в свете фонарей.
Иногда на пути встречаются как попало припаркованные электросамокаты, и мы обходим их, а то и перешагиваем.
Я ловлю себя на мысли: вот и ещё один сезон с самокатами пережили. Скоро зима, и их наконец-то уберут с улиц до новой весны.
И вдруг перед нами — рюкзак, на тротуаре, рядом с припаркованными самокатами. Людей рядом нет. Непорядок. Оглядываюсь и вижу: примерно напротив на дороге стоит машина, и почти под её колёсами — лежащий самокат, жёлтый, со светящейся зелёной «полосой жизни». А какова «полоса жизни» самокатчика? И где он? Чуть дальше места происшествия — аварийный знак-треугольник.
Ни полицейских, ни скорой помощи не было поблизости, значит можно надеяться, что последствия столкновения были не особо тяжкими. Самокатчик, возможно, сбежал с места аварии, бросив свой рюкзак. Предположив это, мы двинулись дальше.
Стоянка прокатных электросамокатов во Владивостоке, ул. Алеутская. 2023 год.
Стоянка прокатных электросамокатов во Владивостоке, ул. Алеутская. 2023 год.

Что ж, электросамокат сам напросился в герои моей рубрики «Город и его предметы».

Первые электросамокаты появились во Владивостоке ещё до пандемии ковида, в личном владении горожан, вслед за гироскутером и моноколесом. В 2019-м подруга дала прокатиться на своём электросамокате по нашему местному «арбату» — прогулочному участку улицы Адмирала Фокина.

Самокаты на ул. Адмирала Фокина.
Самокаты на ул. Адмирала Фокина.

Непривычно было то, что сам по себе, без электроимпульса, самокат катится с трудом, а если «дать газу» (на самом деле — тока), слишком сильно надавив кнопку контроллера на руле, то мгновенно полетит на всей выбранной скорости. А кругом — движущаяся во всех направлениях публика, а впереди — фонтаны! Держись! К счастью, первый опыт моего катания на электросамокате был удачным. Не сказать, что мне не понравилось ощущение полёта, но нежелание кататься по самой людной улице оказалось сильнее. Прокатилась разок, и хватит.

В 2021 году электросамокаты появились в прокатах Владивостока.

Недалеко от Набережной. 2024 год.
Недалеко от Набережной. 2024 год.

Может быть, после пандемии коронавируса, которая выбила из колеи всех нас, отразившись в личном и общественном, это было даже здорово — что-то новое, освежающе яркое, бодрящее, напоминающее о детстве.

Оживающий после самоизоляции город со стойкой привычкой ходить в медицинских масках по цене, взлетевшей с 4–5 рублей до 40–50 и даже вошедших в моду масках с элементам маскарада от 100–150 рублей), и летящие по дорогам и тротуарам самокаты с доставщиками еды и прочих товаров под заказ или просто катающимися. Здорово ведь, для пользы придумали! Благодаря развитию доставки товаров чей-то бизнес не угас, а вышел на новый уровень, а кто-то был спасён своевременной доставкой необходимых лекарств и продуктов. Кто-то просто выжил морально, имея возможность уезжать подальше от этой самоизоляции, чтобы вернуться к обязанностям обновлённым. 🛴🧘‍♀️🧘‍♂️🛴

Электросамокаты особенно полюбились молодëжи.
Электросамокаты особенно полюбились молодëжи.

Но вот другая картина: полностью вернувшийся в режим активности город с беспорядочно движущимися по загруженным дорогам и тротуарам электросамокатами. Всё чаще можно встретить катающихся на прокатных самокатах подростков, порой вдвоём и даже втроём.

Тихо подъехать поближе к толпе идущих людей и сигнались «уступи доногу» — излюбленная манера самокатчиков. Дурная манера.
Тихо подъехать поближе к толпе идущих людей и сигнались «уступи доногу» — излюбленная манера самокатчиков. Дурная манера.

Кто из горожан хоть раз не испытал стресс при внезапном появлении рядом самокатчика, ещё и сигналящего: уступи дорогу!

Общегородские стандарты электросамокатов

Не обещаю, что разберёмся, но давайте хотя бы попробуем.

Самокаты на тротуаре, ул. Верхнепортовая.
Самокаты на тротуаре, ул. Верхнепортовая.

Характеристики мощности и скорости электросамокатов варьируются в зависимости от конкретного оператора кикшеринга (от слов kick scooter — «самокат» и share — «делиться», «(раз)давать»), но в целом общегородские стандарты таковы:

  • мощность до 350–500 Вт,
  • скорость до 25–40 км/ч,
  • аккумуляторная ëмкость 200 Вт/ч,
  • колёса от 8 дюймов (20,32 см).

Ещё раз: средняя скорость... сколько-сколько?! До 25–40 км/ч! У читателя сейчас должны округлиться глаза (вот так: 😲), потому что это выше средней скорости пассажирского автобуса на свободной трассе (несбыточная мечта владивостокского водителя). Стандартные городские автобусы в России имеют среднюю скорость движения примерно 18–19 км/ч, автобусы-экспрессы — 25–30 км/ч. В городских пробках средняя скорость автобуса и вовсе около 11 км/ч. А что делает миниатюрный, размером с пассажира и весом от 19 до (максимум) 50 кг электросамокат в случае затора на пешеходном тротуаре? Чаще всего бесшумно подъезжает поближе и сигналит: уступи дорогу! И этим неожиданным сигналом, разумеется, пугает и раздражает участников движения. Ведь «дорога» для него где угодно — и проезжая часть, и пешеходный тротуар.

Ул. Верхнепортовая.
Ул. Верхнепортовая.

Каждый участник движения, будь это пешеход или водитель, хотел бы, чтобы самокаты исчезли с его пути. Есть же в Финляндии или где-то ещё в Европе велодорожки для велосипедистов? Вот и самокаты пусть сперва дорожки построят, а тогда уж и ездят по ним — так рассуждает большинство.

А чего мы так нервничаем и ворчим? Вот «чего».

🚗🚶‍♂️Риск смертельного исхода для пешехода при столкновении с движущимся автомобилем при скорости последнего 30 км/ч. составляет 5%. Водитель при столкновении остаётся в относительной физической безопасности в своей крепкой машине, тем более, если пристёгнут ремнём безопасности.

🛴🚶‍♂️При столкновении пешехода с электросамокатом тяжёлые последствия вероятны для обоих участников движения, и не только при скорости самоката 30–25 км/ч., но и меньше, так как оба участника столкновения обычно не имеют никакой защитной экипировки и удар может прийтись на уязвимые части тела (вспомним хотя бы всем известный по кинофильмам удар виском). Плюс особенности места столкновения — тот самый твёрдый угол, стеклянная витрина, фонарный столб, вылет с узкого тротуара под колёса движущегося автомобиля и т.д.

Как их ещё не запретили?! 🛴

Есть лазейки в пользу законности электросамокатов, этих возмутителей порядка:

Лазейка номер 1. Для большинства прокатных самокатов, из-за их мощности менее 250 Вт, не требуются водительские права.

Известно, что пользоваться личным электросамокатом можно с 14 лет, а взять в прокате — только с 18 лет. За аренду самоката несовершеннолетним предусмотрены крупные штрафы: 100.000 рублей в Москве и 30.000 рублей в других городах России, в том числе во Владивостоке. Штраф выписывается пользователю, на чьëм аккаунте оформлена аренда, а также происходит блокировка его аккаунта. Но как же подросткам всё ещё удаётся пользоваться прокатом самокатов, да ещё и по двое и по трое кататься?

Лазейка номер 2. Аккаунт пользователя-арендатора привязан к телефонному номеру, не так ли? А телефонный номер детей зарегистрирован на родителя и при регистрации по номеру телефона в мобильном приложении кикшеринга аккаунт привязывается к родителю. Поэтому так получается: ездит и рискует жизнью своей и окружающих глупое дитя, а по данным о пользователе — как будто грешит его батя.

В Благовещенске в июле 2025 года уже введён полный запрет на использование и парковку электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности из-за связанных с ними беспорядков и травм. Нарушение запрета чревато штрафом до 100.000₽.

Владивостокцы судачили об этой новости и вздыхали...

Так паркуются только идиоты! 🛴

Заголовок подслушан мной на улице, если что.

После всех рассуждений о (не)законности электросамокатов на тротуарах и дорогах беспорядочная парковка этих двухколёсных средств жёлтого и фиолетового цвета — самое безобидное из всех зол. Но раздражает, верно?

В апреле этого года (2025) я увидела на электросамокатах надписи «БЫСТРО» и «РАЗРУЛИМ» — видимо так обновили технику к началу нового сезона. Знаете, что я увидела вместо слова «разрулим»? «Разрушим»! Потому что здравствуй, новый сезон стресса на любой гладкой дорожке...

Разрулим? Или разрушим?
Разрулим? Или разрушим?

Порой даже возникает недоумение: для людей придуман прокат «машин» с указанными местами парковок, а пользователи такие неблагодарные и беспечные, паркуются посреди узких тротуаров или катят в какие-то очкуры и там бросают самокаты.

Напоследок представляю вам фотоколлекцию дурацких парковок.

Недалеко от ж/к «Алые паруса» (район Эгершельд).
Недалеко от ж/к «Алые паруса» (район Эгершельд).

Нормуль, кому надо — перешагнут! Район улиц Казанской и Крыгина.
Нормуль, кому надо — перешагнут! Район улиц Казанской и Крыгина.

У обрыва, ул. А. Грина (район Эгершельд).
У обрыва, ул. А. Грина (район Эгершельд).

На узком Казанском мосту.
На узком Казанском мосту.

Даже на дороге у Казанского моста. Движение здесь активное.
Даже на дороге у Казанского моста. Движение здесь активное.

Вверху: билборд с социальной рекламой рядом с выше упомянутым Казанским мостом. Внизу слева: угол улиц Первой морской и Алеутской; справа: парковка на ул. Экипажной на разметке для автомобилей.
Вверху: билборд с социальной рекламой рядом с выше упомянутым Казанским мостом. Внизу слева: угол улиц Первой морской и Алеутской; справа: парковка на ул. Экипажной на разметке для автомобилей.

Жёлтые против фиолетовых — вам тоже так кажется? Парковка на ул. Верхнепортовой, как раз у выше упомянутого билборда с рекламой про пешеходов и самокаты...
Жёлтые против фиолетовых — вам тоже так кажется? Парковка на ул. Верхнепортовой, как раз у выше упомянутого билборда с рекламой про пешеходов и самокаты...

На узком тротуарчике на ул. Казанской.
На узком тротуарчике на ул. Казанской.

Разруливали, разруливали, да не «выразрулили». Угол Первой морской и Алеутской.
Разруливали, разруливали, да не «выразрулили». Угол Первой морской и Алеутской.

Впечатление такое, что фиолетовые самокаты чаще, чем жёлтые, попадают к глупым водителям. Может быть, их сервис доступнее для подростков?..
Впечатление такое, что фиолетовые самокаты чаще, чем жёлтые, попадают к глупым водителям. Может быть, их сервис доступнее для подростков?..

В отместку небрежно паркующимся некоторые люди швыряют самокаты в траву и в кусты, вымещая своё негодование на технике. Вот, полюбуйтесь.

Ул. Экипажная. Самокат пролежал здесь не меньше недели.
Ул. Экипажная. Самокат пролежал здесь не меньше недели.

Ул. Леонова. Самокат пролежал здесь несколько дней.
Ул. Леонова. Самокат пролежал здесь несколько дней.

Ул. Верхнепортовая.
Ул. Верхнепортовая.

А в вашем городе любят электросамокаты? Как считаете, читатели, кикшеринг — больше добро или зло?

-23

#город, #Владивосток, #общество, #самокат