Найти в Дзене

Три рисунка адмирала

В Российском фонде культуры хранятся три удивительных рисунка. Их автор — не профессиональный художник, а человек, который внёс неоценимый вклад в развитие военно-морского флота. Эта история о «морском волке», блестящем флотоводце, последнем морском министре Императорской России Иване Константиновиче Григоровиче. Последние годы своей жизни Иван Григорович провёл на чужбине. Там он зарабатывал тем, что рисовал и продавал небольшие изящные акварели, темы которых неизменно были море, природа и тоска по Родине. На одном из рисунков, которые сегодня хранятся в Российском фонде культуры, изображены деревенские дома, церковь и две девочки, гуляющие по полю с собачкой. Это — дочери Ивана Константиновича. На обороте надпись — Пирятин Полтавской губернии. Именно там семья Григоровича часто проводила лето. Работа выполнена за полгода до смерти. На второй картине — Финляндский залив зимой, а не третьей — «Эскадренный броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян» в Жёлтом море на пути в Порт-Артур». Так

В Российском фонде культуры хранятся три удивительных рисунка. Их автор — не профессиональный художник, а человек, который внёс неоценимый вклад в развитие военно-морского флота.

Эта история о «морском волке», блестящем флотоводце, последнем морском министре Императорской России Иване Константиновиче Григоровиче.

Последние годы своей жизни Иван Григорович провёл на чужбине. Там он зарабатывал тем, что рисовал и продавал небольшие изящные акварели, темы которых неизменно были море, природа и тоска по Родине.

Последний морской министр Императорской России Иван Константинович Григорович
Последний морской министр Императорской России Иван Константинович Григорович

На одном из рисунков, которые сегодня хранятся в Российском фонде культуры, изображены деревенские дома, церковь и две девочки, гуляющие по полю с собачкой. Это — дочери Ивана Константиновича. На обороте надпись — Пирятин Полтавской губернии. Именно там семья Григоровича часто проводила лето. Работа выполнена за полгода до смерти.

Рисунки воскрешали в памяти адмирала дорогие его сердцу места. 1929 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)
Рисунки воскрешали в памяти адмирала дорогие его сердцу места. 1929 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)
Оборотная сторона рисунка (Из коллекции Российского фонда культуры)
Оборотная сторона рисунка (Из коллекции Российского фонда культуры)

На второй картине — Финляндский залив зимой, а не третьей — «Эскадренный броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян» в Жёлтом море на пути в Порт-Артур». Так старому адмиралу вспоминалось в эмиграции его славное военное прошлое и командование этим боевым кораблём.

Эскадренный броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян» в Жёлтом море на пути в Порт-Артур. 1929 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)
Эскадренный броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян» в Жёлтом море на пути в Порт-Артур. 1929 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)

Родившись в семье потомственного дворянина и капитана 1 ранга, Иван Константинович Григорович с детства мечтал о море. После окончания Морского училища в 1874 году был произведён в гардемарины, потом — в мичманы. Служил на разных судах и в различных должностях. Быстро продвигался по служебной лестнице. К началу Русско-японской войны был назначен командиром броненосца «Цесаревич», а позже — начальником Порт-Артура.

Из коллекции Российского фонда культуры
Из коллекции Российского фонда культуры

Это был боевой адмирал с безупречной репутацией, опытный и твёрдый организатор-государственник.

(Из воспоминаний помощника управляющего делами Совета министров А.Н. Яхонтова) Иван Константинович Григорович с первого же взгляда привлекал к себе симпатии. Это был «морской волк» в лучшем значении слова. Высокий, статный, с белоснежными густыми волосами, широкоплечий, крепко скроенный, с раскачивающеюся походкою он выделялся среди окружающих своею незаурядною внешностью, исполненною достоинства и благородства. Вся его фигура дышала моральною и физическою мощью. Под суровой личиною нетрудно было распознать доброго, прямого, благорасположенного человека. Он пользовался неоспоримым авторитетом.

Иван Григорович оказался наиболее приемлемой кандидатурой на должность морского министра и для императора Николая II, и для Государственной думы
Иван Григорович оказался наиболее приемлемой кандидатурой на должность морского министра и для императора Николая II, и для Государственной думы

Пиком карьеры Ивана Григоровича стало назначение на пост морского министра. С присущей ему энергией Григорович реорганизовывал флот, строил новые корабли, смело избавлялся от бездельников и интриганов в министерстве и штабах.

(Из воспоминаний И.К. Григоровича) Русский флот должен воссоздаваться руками русских корабелов и меньше зависеть от западного импорта.

Иван Константинович пользовался неоспоримым авторитетом
Иван Константинович пользовался неоспоримым авторитетом

Планы были грандиозными, но довести их до конца Иван Константинович не успел.

С императором Николаем II
С императором Николаем II

После событий 1917 года выдающийся морской офицер был уволен с поста министра. Ему предложили должность рядового сотрудника в Морском архиве. Григорович согласился, так как за это полагался скудный паёк. Иногда подрабатывал пилкой и колкой дров. Не умереть с голоду помогали и верные матросы, которые таскали своему бывшему командиру картошку и сухари, что по тем временам было вовсе небезопасно. А когда начался НЭП, и в городе открылись кондитерские и рестораны, Григорович, вспомнив о своём юношеском увлечении живописью, стал рисовать торты и другие сладости для витрин кондитерской на углу Невского и Литейного.

В новой стране бывший министр рисовал торты и другие сладости для витрин кондитерской на углу Невского и Литейного
В новой стране бывший министр рисовал торты и другие сладости для витрин кондитерской на углу Невского и Литейного

Даже живя в нищете, Иван Константинович не хотел уезжать из России, но к 1920-му году дали знать о себе старые раны.

(О.В. Петрова, внучка И.К. Григоровича) У него оказался рак головного мозга. Нужна была операция, он уже падал на улице в обморок, ноги были ослаблены. Голод был и холод.

Это страшное заболевание стало следствием двух контузий. Одну Григорович получил ещё во время Русско-японской войны, а вторую — 14 мая 1906 года при взрыве гранаты, брошенной террористами на параде в Севастополе. Тогда погибли 6 человек, а ещё 37 мирных жителей были ранены.

Ивану Константиновичу разрешили выехать на лечение во Францию, откуда он больше не вернулся. Григорович поселился в небольшом курортном городке Ментоне. Снимал комнату в пансионе. На жизнь зарабатывал живописью. Работы были небольшими, даже миниатюрными, — такие быстро раскупались.

Помня о былых заслугах адмирала, французы и англичане предлагали бывшему министру заслуженную пенсию, но гордый морской офицер отказывался.

Ивана Константиновича Григоровича не стало в 1930 году в возрасте 77 лет. Он умер от разрыва сердца сидя за столом. «От тоски умер», — потом скажет его внучка.

Финляндский залив зимой.1929 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)
Финляндский залив зимой.1929 г. (Из коллекции Российского фонда культуры)

После смерти Григоровича его работы попали в Морской музей в Париже. А когда в 1954 году в США бывшими русскими офицерами было образовано культурно-просветительное и благотворительное общество «Родина», переданы туда. Экспонаты, как люди, живут в эмиграции, и только некоторым из них выпадает счастье вернуться домой. Картинам Ивана Григоровича потребовалось пятьдесят лет, чтобы, обогнув земной шар, возвратиться на свою историческую родину — в Россию.

Иван Григорович выделялся среди окружающих своей незаурядной внешностью (Из коллекции Российского фонда культуры)
Иван Григорович выделялся среди окружающих своей незаурядной внешностью (Из коллекции Российского фонда культуры)

Сегодня этот прославленный военачальника, герой Русско-японской войны, художник продолжает жить в памяти русского народа.

В 2005 году отряд кораблей Черноморского флота совершил заход в порт Ментона, где взял на борт урну с прахом адмирала и доставил её в Новороссийск. Оттуда она была переправлена в Санкт-Петербург. И там, в соответствии с завещанием Григоровича, его останки были похоронены рядом с любимой супругой в сохранившемся фамильном склепе на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. На могильной плите выбита надпись «Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нём, кто так много думал о тебе…».

В 2016 году в Санкт-Петербурге к 205-летию Военно-исторической библиотеки впервые прошла выставка картин Ивана Григоровича. Полотна для этой экспозиции, распроданные почти сто лет назад, семья адмирала собирала по всему миру.

В этом же году в состав ВМФ вошёл сторожевой корабль «Адмирал Григорович». И вот уже почти 10 лет он исправно выполняет боевые задания, как будто оправдывает имя, которое гордо носит. Вот, что говорила внучка адмирала, когда корабль был только спущен на воду.

(О.В. Петрова, внучка И.К. Григоровича) Если бы был жив дедушка, он бы обязательно проверил все уголки, все закуточки боевого судна. Лично убедился бы, что корабль готов к спуску на воду. Поэтому его всегда и называли беспокойным адмиралом.

В 2016 году в состав ВМФ вошёл сторожевой корабль «Адмирал Григорович»
В 2016 году в состав ВМФ вошёл сторожевой корабль «Адмирал Григорович»

В Российском фонде культуре есть ещё один ценный исторический документ. Это — редкая фотография. На ней изображён броненосный крейсер «Рюрик» на учениях Балтийского флота летом 1913 года. На юте корабля — император Николай II, морской министр адмирал Григорович и командующий Балтийским флотом адмирал Эссен. Этот снимок, сделанный известным морским фотографом Е.В. Ивановым с борта эскадренного миноносца сопровождения, сейчас невольно воспринимается как символ Российского Императорского флота, уходящий в вечное плавание…

Этот снимок стал символом Российского Императорского флота, уходящего в вечное плавание… (Из коллекции Российского фонда культуры)
Этот снимок стал символом Российского Императорского флота, уходящего в вечное плавание… (Из коллекции Российского фонда культуры)

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры подготовлен главным хранителем О.К. Земляковой.

Фото: Российский фонд культуры, открытые источники