Найти в Дзене
Про реальные события

Обречённые на подвиг: одни сутки из жизни разведчиков

Лейтенант Зюзин командир разведывательного взвода собирался в очередное задание. Он подобрал в разведгруппу девять лучших бойцов. Доложил майору Лебедеву из разведотдела армии о готовности группы начать выполнение задания на сутки раньше. Настроение у них было тревожное. Группа Зюзина была четвёртой, идущей в тыл противника. Три пропали без вести. Наблюдатели слышали шум боя на маршрутах двух групп. Третья группа по рации сообщила, что попала в засаду и ведёт бой. Построив разведчиков, Зюзин тихим голосом сказал:
- Нужно уточнить место дислокации танкового корпуса противника. Если получится, нужно взять языка. Скажу откровенно: можем попасть в засаду. Поэтому биться будем до последнего. Оставшиеся в живых должны выполнить поставленную задачу. Вопросы есть?
- Никак нет.
- Всё. Двинулись. Разведчики шаг в шаг дошли до опушки леса и начали спускаться в низину. Туман сначала скрывал их по колено, затем до пояса, потом над туманом виднелись лишь каски, но вот и они исчезли.
Вдруг на сто
Оглавление

Лейтенант Зюзин командир разведывательного взвода собирался в очередное задание. Он подобрал в разведгруппу девять лучших бойцов. Доложил майору Лебедеву из разведотдела армии о готовности группы начать выполнение задания на сутки раньше.

Кадр из кинофильма "Звезда".
Кадр из кинофильма "Звезда".

Настроение у них было тревожное. Группа Зюзина была четвёртой, идущей в тыл противника. Три пропали без вести. Наблюдатели слышали шум боя на маршрутах двух групп. Третья группа по рации сообщила, что попала в засаду и ведёт бой.

Разведгруппа лентенанта Зюзина уходит на задание

Разведчики перед уходом на задание. Фото из интернета в свободном доступе.
Разведчики перед уходом на задание. Фото из интернета в свободном доступе.

Построив разведчиков, Зюзин тихим голосом сказал:
- Нужно уточнить место дислокации танкового корпуса противника. Если получится, нужно взять языка. Скажу откровенно: можем попасть в засаду. Поэтому биться будем до последнего. Оставшиеся в живых должны выполнить поставленную задачу. Вопросы есть?
- Никак нет.
- Всё. Двинулись.

Разведчики шаг в шаг дошли до опушки леса и начали спускаться в низину. Туман сначала скрывал их по колено, затем до пояса, потом над туманом виднелись лишь каски, но вот и они исчезли.
Вдруг на стороне противника метнулся луч прожектора, вспыхнули лучи фар. Постепенно далёкий шум моторов стал заглушаться нарастающим автоматным огнём.

Когда разведгруппа миновала первый оборонительный рубеж противника, Зюзин поравнялся с Митюхиным и шепнул ему:
- Возьми радиста и рядового Сутоцкого, идите параллельным курсом правее метрах в ста. В бой не вступать. Матюхин шёпотом передал Сутоцкому и радисту приказ.

Группа Матюхина только вышла на указанное командиром расстояние, как чуть правее вспыхнули яркие автомобильные фары. Матюхин и Сутоцкий упали, повинуясь инстинкту. Радист взмахнул руками и рухнул на землю. Матюхин подполз к ближайшему дубу и, ловко взобрался на его ствол. Потом подал руку товарищу. Разведчики распластались на крепких ветках. Они увидели в свете фар немецкие цепи. Со стороны группы Зюзина автоматы постепенно смолкли, стали рваться гранаты.

К дубу, на котором сидели разведчики, приблизилась цепь немецких автоматчиков. Они смотрели вперёд и вниз. Кто-то из них наткнулся на убитого радиста. По приказу офицера, два солдата понесли его к свету фар.
Со стороны группы Зюзина затих последний автомат. Немецкая цепь двинулась обратно.

Откуда к немцам уходит информация?

Майор Лебедев, провожавший группу Зюзина, услышал как при свете фар заработало чужое оружие. Ему сразу всё стало ясно и он прикинул дальнейший ход событий. Провал четвёртой группы неопровержимо доказывал осведомлённость противника. О подготовке группы Зюзина знал лишь командующий армией, начальник разведки и он, майор Лебедев. И на нём лежала вся ответственность за её подготовку.

Первой пришла в голову мысль, что нужно вынуть пистолет и...
Хотя это будет означать признание собственной вины, станет основанием для последующего презрения и предательством по отношению к семье и тем, кто его рекомендовал в разведку.
Лебедев развернулся и направился к своему замаскированному "Виллису". В штабе армии он доложил начальнику разведотдела свои соображения. Они вместе за чаем до утра размышляли в чём была допущена ошибка.
Было ясно, что утечку информации нужно было искать извне. Но как бы они не рассуждали, получалось, что шли по замкнутому кругу и он выводил на командующего и их двоих, допущенных к подготовке группы.

Продолжить выполнение поставленной задачи

Матюхин с Сутоцким дождались отъезда немецкой колонны. Опасаясь оставленной немцами засады, долго ползли вдоль линии фронта. На рассвете услышали шум мотора. Впереди была дорога, на которой можно было взять языка. Добравшись до гравийки, они натолкнулись на телефонную линию. Разведчики перерезали кабель и, спрятавшись в кустах, стали наблюдать.

Связист появился примерно через час. Он быстро нашёл разрыв, прозвонил линию и уже собрался возвращаться. Обернувшись, он встретился взглядом с высоким крепким русским, одетым в странную форму. Связист ничего предпринять не успел, так как получил мощный удар в челюсть и потерял сознание.

В солдатской книжке связиста стоял номер части, которая была хорошо знакома разведчикам. Она здесь располагалась уже не один месяц. Андрей Матюхин внимательно прочитал письма, посмотрел фотографии и положил документы обратно солдату в нагрудный карман. Затем, потрепав связиста по щекам, привёл его в чувства и спросил:
- Ну что Курт, закурим?
Немец испуганно смотрел на разведчиков.
Матюхин спокойно продолжал:
- Тебе не повезло встретиться с нами, но так было угодно судьбе. Представляю как будет рыдать Марта и трое твоих ребятишек, если получат извещение о пропавшем без вести муже и отце. Самое обидное в том, что ты австриец и сложишь голову за чуждые тебе интересы... Фридрих давно погиб?
- ... В марте...
- Жаль... Он был толковым работником. Его сын вряд ли справится с мастерской. Хотя и он вскоре может пополнить ряды вермахта.
Связиста поразил этот русский парень, уверенно говорящий на родном ему языке. Немец недоумевал откуда ему известны такие подробности о его личной жизни.
Не замечая растерянности немца, Андрей предложил ему закурить и сам занянулся трофейной сигаретой.
- Я тебе Курт скажу откровенно: честно ответишь на мои вопросы, мы тебя отпустим. Если о нас доложишь, то о твоих показаниях узнает гестапо и твою семью постигнет суровая кара.
- Скажите, что вас интересует?
Из разговора со связистом стало понятно, что на их участке фронта появились загорелые танкисты-эсэсовцы. С ними вместе прибыли мотострелки из Франции. Они привезли с собой много коньяка и меняли его у товарищей Курта на сало.
Часть, в которой служил Курт, получила команду на отход. Их место должны занять прибывшие недавно танкисты и мотострелки.
Матюхин озабоченно заметил:
- Скорее всего, здесь они планируют нанести удар.
Матюхин, продолжая беседу с Куртом, сразу делал выводы из полученной информации. Ему было понятно, что связист говорит правду и он решил его отпустить, взяв расписку о добровольном сотрудничестве.
- Хорошо, Курт. Ты можешь идти, только оставь нам свой телефонный аппарат.
Матюхин протянул связисту руку, он почтительно её пожал. Сделав несколько шагов, обернулся, но разведчики уже скрылись за берёзами.

Курт Штильмайер вышел на дорогу и с облегчением вздохнул. В душе он ликовал, что остался жив. Ему лишь оставалось переживать за судьбу русских разведчиков. Если они попадутся в плен, ему несдобровать.
Он поднял глаза к небу и прошептал:
- Господи, спаси и сохрани этих русских!

Продолжение следует.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ваши лайки, комментарии и подписку на канал. Здесь вы найдёте много интересного.