Найти в Дзене

Обратная сторона ритуала проклятия

В этой истории описываются события, произошедшие в одной крупной компании города. Все имена изменены, любые совпадения случайны. Сергей Михайлович захлопнул дверь кабинета и прислонился к ней спиной. Руки дрожали, в висках стучало. Двадцать два года он вкалывал в этой конторе, двадцать два года приходил без опозданий, задерживался допоздна, когда требовалось. И вот тебе на! Молокосос какой-то получил должность, на которую он рассчитывал. Олег Витальевич. Тридцать пять лет от роду. Приехал из Москвы год назад, весь из себя такой современный, в костюме с иголочки, говорит правильно, улыбается белозубо. И ведь директор прямо так и сказал на собрании: «Мы решили назначить Олега Витальевича начальником отдела. Свежая кровь, новые идеи, понимаете...» Свежая кровь. А он что, старая? Сергей прошел к столу, плюхнулся на стул. Перед глазами мелькали цифры на мониторе, но он ничего не видел. Только лицо Олега стояло перед глазами. Самодовольное такое, спокойное. После объявления подошел, протяну

В этой истории описываются события, произошедшие в одной крупной компании города. Все имена изменены, любые совпадения случайны.

Сергей Михайлович захлопнул дверь кабинета и прислонился к ней спиной. Руки дрожали, в висках стучало. Двадцать два года он вкалывал в этой конторе, двадцать два года приходил без опозданий, задерживался допоздна, когда требовалось. И вот тебе на! Молокосос какой-то получил должность, на которую он рассчитывал. Олег Витальевич. Тридцать пять лет от роду. Приехал из Москвы год назад, весь из себя такой современный, в костюме с иголочки, говорит правильно, улыбается белозубо. И ведь директор прямо так и сказал на собрании: «Мы решили назначить Олега Витальевича начальником отдела. Свежая кровь, новые идеи, понимаете...»

Свежая кровь. А он что, старая? Сергей прошел к столу, плюхнулся на стул. Перед глазами мелькали цифры на мониторе, но он ничего не видел. Только лицо Олега стояло перед глазами. Самодовольное такое, спокойное. После объявления подошел, протянул руку:

— Сергей Михайлович, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Ваш опыт для меня очень важен.

Опыт. Да пошел ты со своим опытом! Сергей еле выдавил из себя рукопожатие и что-то промямлил. А сейчас сидел и понимал, что не может работать. Обида душила. Несправедливость какая! Он же был первым на очереди. Все знали. Галина Петровна из бухгалтерии даже поздравила заранее на прошлой неделе. А теперь что? Будет он подчиняться этому выскочке?

Вечером дома жена сразу заметила, что муж не в себе.

— Что случилось? Ты какой-то бледный.

— Ничего, — буркнул он, снимая ботинки.

— Как это ничего? На тебе лица нет. Заболел?

— Не заболел я! Повышение не дали. Олегу отдали.

Жена ахнула, всплеснула руками.

— Как так? Ты же столько лет там! Это же несправедливо совершенно!

— Вот и я о том же, — Сергей прошел на кухню, налил себе воды. — Свежая кровь им нужна. Новые идеи. А что я, по-ихнему, ни на что уже не гожусь?

— Ты бы с директором поговорил. Может, он не знает, что ты так рассчитывал.

— Знает он все. Просто решил по-другому. Молодежь им подавай.

Сергей лег спать рано, но уснуть не мог. Ворочался с боку на бок, смотрел в потолок. Обида не отпускала. И еще хуже было то, что завтра снова идти на работу. Смотреть на Олега, который будет сидеть в кабинете начальника. В том самом кабинете, который должен был стать его, Сергеевым.

Утром он встал разбитый, с тяжелой головой. Даже кофе не помог. Включил компьютер, попытался сосредоточиться на отчете. Но мысли все время возвращались к одному. Почему ему? Чем он хуже? Годы работы, знание всех процессов, связи с клиентами — все это ничего не стоит?

В обед он не пошел в столовую, как обычно. Остался в кабинете, бесцельно листал новости в телефоне. И вдруг наткнулся на рекламу. «Верну справедливость. Помогу в карьере, личной жизни. Убираю соперников. Гарантия результата». Сергей хмыкнул. Мракобесие какое. Но палец сам собой нажал на объявление.

Сайт был оформлен скромно. Черный фон, красные буквы. Никаких фотографий. Только текст: «Маг Александр. Работаю с ситуациями любой сложности. Навожу порчу на карьеру, здоровье, личную жизнь. Результат через семь дней. Оплата после первых признаков действия». Ниже был номер телефона и контакт в мессенджере.

Сергей усмехнулся. Чушь собачья. Но почему-то не закрыл страницу. Перечитал еще раз. Результат через семь дней. А что, если попробовать? Вреда-то не будет. Ну заплатит немного денег, и все. Зато вдруг сработает? Олег начнет ошибаться, проваливать дела, и тогда директор поймет, что ошибся с выбором.

Он набрал сообщение: «Здравствуйте. Хочу убрать соперника по работе. Он получил мою должность. Что нужно делать?»

Ответ пришел быстро: «Добрый день. Понял вашу ситуацию. Работа сложная, но выполнимая. Стоимость двадцать тысяч рублей. Половину вперед, половину после результата. Согласны?»

Сергей задумался. Двадцать тысяч. Это треть его зарплаты. Но если получится? Он написал: «Согласен. Что дальше?»

«Переведите десять тысяч на карту, номер вышлю отдельно. После перевода отправлю инструкцию для ритуала. Выполните все точно, как написано. Через семь дней увидите первые признаки».

Сергей перевел деньги вечером того же дня. Сидел на диване, жена смотрела сериал, а он держал в руках телефон и думал, не сошел ли с ума. Но палец уже нажал кнопку подтверждения. Деньги ушли. Через минуту пришла инструкция.

«Возьмите фотографию человека или распечатайте его изображение. Напишите на обратной стороне его полное имя и дату рождения, если знаете. В полночь зажгите черную свечу, положите фото перед собой. Трижды произнесите: «Путь твой закрыт, удача отвернулась, дела твои рушатся, слава меркнет». После потушите свечу, спрячьте фото в темное место. Не доставайте семь дней».

Сергей нашел в архиве корпоративных фотографий снимок Олега с прошлогоднего корпоратива. Распечатал тайком на работе. Вечером, когда жена легла спать, достал из шкафа черную свечу, оставшуюся после какого-то романтического ужина. Сел за стол на кухне, зажег фитиль. Огонек затрепетал в темноте. Сергей положил перед собой фотографию. Олег смотрел с нее, улыбаясь. Самодовольный. Успешный.

— Путь твой закрыт, — прошептал Сергей. — Удача отвернулась. Дела твои рушатся, слава меркнет.

Повторил три раза. Потушил свечу. Спрятал фотографию в дальний ящик стола. На душе стало как-то неспокойно, но он отогнал сомнения. Сделано. Теперь ждать.

На следующий день ничего не изменилось. Олег бодро здоровался со всеми, проводил планерки, строил планы. Сергей косился на него исподлобья, но виду не подавал. Работал молча, отвечал коротко, когда спрашивали.

Прошло три дня. И вот тут началось. Олег опоздал на важную встречу с клиентом. Сергей слышал, как он оправдывался по телефону:

— Извините, Виктор Сергеевич, пробки были жуткие. Да, я понимаю. Давайте перенесем на завтра.

Но завтра встреча тоже не состоялась. Клиент был недоволен, связываться больше не захотел. Сделка сорвалась. Директор вызвал Олега на ковер, разговор был короткий и неприятный. Олег вышел из кабинета хмурый.

Сергей радовался втихую. Работает! Вот оно, начинается. Еще через день Олег допустил ошибку в расчетах по крупному проекту. Ошибку заметили только перед самой подачей документов. Пришлось срочно все переделывать, задержали сроки. Олег извинялся, но было видно, что он сам не понимает, как такое могло произойти.

— Я все проверял трижды, — говорил он коллегам. — Не понимаю, откуда взялась эта цифра.

Сергей молчал. Внутри торжествовал. Вот она, справедливость. Пусть теперь почувствует, каково это — когда все валится из рук.

Но потом странные вещи начали происходить с ним самим. Сначала сломался компьютер. Просто так, посреди рабочего дня. Экран погас, и все. Техник пришел, покрутил, покачал головой:

— Жесткий диск накрылся. Восстановить данные можно, но не факт, что все.

Сергей похолодел. На компьютере были важные файлы, наработки за месяцы. Резервные копии делал давно. Техник повозился еще час, кое-что удалось вытащить, но часть информации пропала безвозвратно. Пришлось восстанавливать по крупицам, запрашивать у коллег, поднимать архивы. Потерял два дня работы.

— Ну вот, техника подводит, — пожаловался он жене вечером. — В самый неподходящий момент.

— Бывает, — успокоила она. — Главное, что хоть что-то восстановили.

Утром следующего дня, когда Сергей ехал на работу, его подрезала машина. Он резко затормозил, но не успел. Легкий удар, бампер треснул. Ничего серьезного, но настроение испортилось окончательно. Пришлось вызывать инспекторов, оформлять документы, опоздал на работу на полтора часа.

— Что за день такой! — ворчал он, заходя в офис.

— Сергей Михайлович, вы в порядке? — участливо спросила Галина Петровна.

— Да так, мелочи. Авария небольшая.

— Аккуратнее там. Здоровье берегите.

Здоровье. Как она вовремя сказала. Вечером у него заболела голова. Не просто заболела, а раскалывалась так, что глаза закрывать хотелось. Принял таблетку, но не помогло. Легли спать, а он всю ночь ворочался, голова не отпускала. Утром встал еще хуже. Давление подскочило. Жена намерила тонометром:

— Сто семьдесят на сто. Сергей, тебе к врачу надо.

— Некогда мне к врачам, — отмахнулся он. — Работы много.

— Какая работа, когда здоровье? Возьми больничный.

Но он не взял. Пришел на работу, сидел бледный, пил таблетки горстями. Коллеги поглядывали с беспокойством, но он отмахивался. Проект горел. Тот самый, крупный, на котором работал Олег. И вот теперь выяснилось, что из-за всех накладок, ошибок и сорвавшихся встреч проект оказался на грани срыва.

Директор собрал всех в конференц-зале. Лицо у него было каменное.

— Господа, ситуация критическая. Если мы не сдадим проект в срок, теряем контракт. А это значит, что под удар попадает весь отдел. Понимаете, о чем я говорю? Всех могу уволить, если так пойдет дальше.

Тишина стояла гробовая. Сергей сидел и вдруг понял: если отдел накроется, то и ему конец. Какая разница, что у Олега проблемы, если они все окажутся на улице? Пенсия ему через десять лет только, а работу в его возрасте найти почти нереально. Жена дома, ипотеки, правда, нет, но жить-то на что-то надо. Накопления небольшие, на год хватит, если экономить. А потом что?

Олег сидел напротив, бледный, сжимал кулаки. Было видно, что он на пределе. После совещания он остался в кабинете один, закрыл дверь. Сергей видел сквозь стеклянную перегородку, как Олег опустил голову на руки.

Сергей пришел домой поздно. Жена спросила:

— Как дела?

— Плохо. Проект рушится. Могут всех уволить.

— Господи! А ты-то при чем?

— Я в этом отделе работаю. Значит, и меня коснется.

Жена села рядом, взяла его за руку.

— Сергей, что происходит? Ты сам не свой какой-то. И вид у тебя нездоровый. Может, правда к врачу сходишь?

— Потом. Сейчас не до того.

Он лег в постель, но сна не было. Думал. Вспомнил, как начинал двадцать два года назад. Как учил молодых ребят, делился опытом. Как радовался успехам компании. А теперь что? Завидует, желает зла коллеге, радуется чужим неудачам. И к чему это привело? К тому, что сам оказался на краю пропасти. Неужели это и есть то самое возмездие, о котором в народе говорят? Сам себе яму роешь, сам в нее и упадешь.

Утром он пришел пораньше. Олег уже был на месте, сидел над бумагами, искал выход. Сергей постоял у двери, потом вошел.

— Олег Витальевич, можно?

— Да, заходи, Сергей Михайлович. — Олег поднял глаза. Они были красные, видно, не спал всю ночь.

— Я хотел... Ну, в общем, может, помочь чем? Я ведь знаю этот проект с самого начала. Еще до твоего прихода начинали. Может, подскажу что.

Олег удивленно посмотрел на него.

— Серьезно? Ты же... Ну, я думал, ты обижен на меня. Из-за должности.

Сергей пожал плечами.

— Обижен был. Не буду врать. Но сейчас не до обид. Мы все в одной лодке. Если проект провалится, всем плохо будет. И мне в первую очередь. В моем возрасте новую работу не найдешь.

Олег кивнул, подвинул бумаги.

— Тогда смотри. Вот здесь у нас основная проблема. Поставщик сорвал сроки, а заказчик не хочет ждать. Если найдем альтернативу быстро, еще можно спасти.

Сергей придвинул стул, взял документы. Стал вчитываться. Вспомнил, что года три назад работал с другим поставщиком, надежным. Тогда быстро решили похожую задачу.

— А вот есть вариант, — сказал он. — Компания «Ресурс». Я с ними работал раньше. Они могут быстро. Правда, чуть дороже выйдет, но уложимся в бюджет, если урезать вот эту статью расходов. Тут явный перебор заложен, можно спокойно процентов двадцать снять.

Олег оживился.

— Точно! Да как я сам не догадался. Сергей Михайлович, ты гений.

— Да ладно, опыт просто. Двадцать два года не зря прошли.

Они проработали вместе весь день. Сергей вспоминал контакты, давал советы, помогал с расчетами. Оказалось, что он помнит телефон директора той компании, «Ресурс», хотя последний раз звонил ему лет пять назад. Позвонил, договорились о встрече на завтра. К вечеру картина прояснилась. Нашли поставщика, пересчитали сроки, связались с заказчиком. Тот согласился подождать еще неделю при условии, что качество будет на высоте.

— Справимся, — пообещал Олег.

И справились. Проект сдали вовремя. Даже чуть раньше. Заказчик остался доволен, подписал акт приемки и намекнул на дальнейшее сотрудничество. Директор вызвал весь отдел, поздравил, объявил премии.

— Особенно хочу отметить Олега Витальевича и Сергея Михайловича. Без их слаженной работы мы бы не выкрутились. Молодцы, ребята. Вот так и надо работать, в команде.

Олег после совещания подошел к Сергею, когда все разошлись.

— Спасибо тебе. Реально спас проект. Я понимаю, что ты на меня обижен был из-за повышения. Но ты настоящий профессионал. Без тебя бы не справился. И знаешь, я хотел спросить... может, ты согласишься быть моим заместителем? Официально. Я с директором поговорю. Мне нужен человек с опытом рядом. Я умею планировать, придумывать новое, а ты знаешь, как это реализовать. Мы дополняем друг друга.

Сергей задумался. Заместитель. Это тоже повышение, хоть и не такое, как он мечтал. Но, может, так даже лучше? Работать в паре, делиться знаниями, учиться новому. И потом, он уже понял за эти дни, что Олег парень нормальный. Просто молодой, амбициозный. Но это не значит, что плохой.

— Давай попробуем, — согласился он.

И они попробовали. Сработались хорошо. Директор одобрил назначение, повысил зарплату Сергею. Олег перестал казаться выскочкой. Оказалось, что у него действительно много свежих идей, и он умеет вдохновлять людей. А Сергей научился не держать обиду, не завидовать. Понял, что каждому свое. Олег умеет планировать, придумывать новое, двигать проекты вперед. А он, Сергей, умеет решать конкретные задачи, находить выходы, использовать связи и опыт. Вместе они команда. И работать так оказалось даже интереснее, чем одному тащить все на себе.

Премию он получил хорошую. Жена обрадовалась, расцеловала.

— Вот видишь, все наладилось! А ты переживал так.

— Наладилось, — согласился Сергей.

А вечером, когда жена легла спать, он достал из ящика стола фотографию Олега. Она так и лежала там, где он ее спрятал после того злополучного ритуала. Посмотрел на нее. Потом порвал на мелкие кусочки и выбросил в мусорное ведро.

— Что ты там выбрасываешь? — спросила жена, выглянув из спальни.

— Да так, хлам старый. Больше не нужен.

Она кивнула и вернулась. А Сергей сидел на кухне, пил чай и думал. Зависть — штука паршивая. Она съедает изнутри. Он хотел навредить Олегу, а навредил себе. Все эти неприятности — компьютер, авария, здоровье — может, и совпадение, а может, и правда какое-то возмездие. Кто его знает. Но одно понял точно: сила не в том, чтобы кому-то гадости делать. Сила в опыте, в знаниях, в умении работать. Вот это по-настоящему ценится. И еще понял, что злоба и зависть не врага разрушают. Они разрушают того, кто их в себе носит. Это самое настоящее проклятие. Только проклинаешь ты не кого-то, а самого себя.