Найти в Дзене

Классика кукольной анимации

Ранее мы рассказывали о мультфильмах, снятых в технике «стоп-моушн». Одно из направлений стоп-моушн – кукольная анимация. В Америке кукольная анимация получила особое направление развития при съёмке серии мультфильмов Puppetoons (от английских слов puppet – «кукла-марионетка» и cartoons – «мультфильмы»). Их автор – американец венгерского происхождения Джордж Пал (Дьёрдь Пал Марцинчак). В 1930-е годы он работал в Германии, а с 1940 года – в США. И там, и там он создавал кукольные мультфильмы, отличавшиеся от обычных лент в технике стоп-моушн: Джордж работал с деревянными неподвижными куклами. Для каждого нового движения или выражения лица персонажа нужны были новые заготовки. При создании одного мультфильма использовалось около 9000 кукол и их деталей. В каком-то смысле это было больше похоже на графическую анимацию, а не на стоп-моушн. Такой подход был очень трудоёмким, но позволял делать движения и выражения лиц персонажей более живыми. Джордж Пал снял более 40 мультфильмов серии Pupp
Оглавление

Ранее мы рассказывали о мультфильмах, снятых в технике «стоп-моушн». Одно из направлений стоп-моушн – кукольная анимация.

США

В Америке кукольная анимация получила особое направление развития при съёмке серии мультфильмов Puppetoons (от английских слов puppet – «кукла-марионетка» и cartoons – «мультфильмы»). Их автор – американец венгерского происхождения Джордж Пал (Дьёрдь Пал Марцинчак). В 1930-е годы он работал в Германии, а с 1940 года – в США. И там, и там он создавал кукольные мультфильмы, отличавшиеся от обычных лент в технике стоп-моушн: Джордж работал с деревянными неподвижными куклами. Для каждого нового движения или выражения лица персонажа нужны были новые заготовки. При создании одного мультфильма использовалось около 9000 кукол и их деталей. В каком-то смысле это было больше похоже на графическую анимацию, а не на стоп-моушн. Такой подход был очень трудоёмким, но позволял делать движения и выражения лиц персонажей более живыми.

© Paramount Pictures, 1941
© Paramount Pictures, 1941

Джордж Пал снял более 40 мультфильмов серии Puppetoons. В течение 7 лет подряд его работы номинировались на премию Оскара. Вот эти ленты:

  • «Ритм в шеренгах» (1941)
  • «Здесь вырастут тюльпаны» (1942)
  • «500 шляп Бартоломью Каббинса» (1943)
  • «И подумать только, что я видел это на Малберри-стрит» (1944)
  • «Джаспер и бобовый стебель» (1945)
  • «Джон Генри и Инки-Пу» (1946)
  • «Туба по имени Тьюби» (1947)

Также кукольная анимация использовалась для создания спецэффектов при съёмках фильмов «Кинг-Конг» 1933 года и «Затерянный мир» 1925 года. Этими эффектами занимался Уиллис О'Брайен.

Гораздо позже к кукольной анимации обратился Тим Бёртон, снявший завораживающе мрачные «Кошмар перед Рождеством» (1993), «Труп невесты» (2005) и «Франкенвинни» (2012). Вместе с ним или под его влиянием Генри Селик снял «Джеймс и гигантский персик» (1996) и «Коралина в стране кошмаров» (2008). Здесь же стоит упомянуть мрачноватые мультфильмы «Паранорман, или Как приручить зомби» Криса Батлера (2012) и «Семейка монстров» Грэма Эннэбла (2014).

© Walt Disney Studios, 2012
© Walt Disney Studios, 2012

Режиссёр Уэс Андерсон также обращался к технологиям кукольной анимации для съёмок своих знаменитых работ «Бесподобный мистер Фокс» (2009) и «Остров собак» (2018).

Чехия

Отцом чешской мультипликации считается Иржи Трнка. В молодости он работал в кукольном театре, был скульптором и сценическим художником, позже открыл свою киностудию. Вот некоторые из его работ:

  • «Древние чешские рассказы» (1953)
  • «Бравый солдат Швейк» (1955)
  • «Сон в летнюю ночь» (1959)
  • «Кибернетическая бабушка» (1962) – посвящён проблемам искусственного интеллекта

В отличие от кукол Джорджа Пала у персонажей Иржи Трнка выражения лиц совсем не меняются, но эмоции передаются через освещение, движение волос и одежды, музыку и так далее.

© Krátký film Praha, 1962
© Krátký film Praha, 1962

Ещё одной основоположницей чешской мультипликации стала Гермина Тырлова. Она сняла множество мультфильмов с куклами, с оживающими предметами, комбинированные кукольно-игровые фильмы, например, «Истории кота Голубоглазки». За фильм «Восстание игрушек» в 1946 году Гермина была удостоена призов на фестивалях в Каннах, Венеции и Брюсселе.

Третий отец-основатель – Карел Земан. Одна из его первых работ – мультфильм «Вдохновение» (1949), где используются фигурки из цветного стекла. Карел снимал ленты, где комбинировал игру актёров, кукольную анимацию, объёмные макеты, стилизовал фильмы под старинные гравюры. Одна из его самых известных работ – «Губительное изобретение» / «Тайна острова Бэк-Кап» (1958).

Также стоит отметить не очень высокохудожественный, но зато популярный чешский мультсериал «Пат и Мат» (1976-2020), снятый в жанре кукольной анимации.

СССР

Одним из первых советских аниматоров, снимавших кукольные мультфильмы, был Александр Птушко. Его самая известная работа – «Новый Гулливер», 1935 год. В фильме использовалась и кукольная анимация, и актёрская игра, приходилось применять сложные технические решения, чтобы комбинированные съёмки смотрелись естественно.

© Московская кино-фабрика, 1935
© Московская кино-фабрика, 1935

В 1960-е годы началась новая волна кукольной анимации, подарившая нам хорошо знакомые и любимые с детства мультфильмы:

  • «Варежка» (1967) – Роман Качанов
  • «Козлёнок, который считал до десяти» (1968) – Владимир Дегтярёв
  • «Крокодил Гена» (1969) – Роман Качанов
  • «38 попугаев» (1976–1991) – Иван Уфимцев
  • «Дядюшка Ау» (1979) – Иосиф Доукша, Майя Бузинова, Лидия Сурикова, Мария Муат
  • «Домовёнок Кузя» (1984–1987) – Аида Зябликова
  • «Боцман и попугай» (1982–1986) – Михаил Каменецкий

и многие другие.

Япония

Пионерами японской кукольной анимации были Китахиро Кавамото, Танадари Окамото и Тадахиро Мотинага.

Одна из первых работ Китахиро Кавамото 1968 года – «Ломать ветви запрещено» – обладает совершенно самобытным стилем и следует традициям японской культуры.

© Китахиро Кавамото, 1968
© Китахиро Кавамото, 1968

Тадахито Мотинага начал работать в мультипликации во время Второй мировой войны, создавал идеологические мультфильмы. Позже в силу обстоятельств он оказался в Китае, где ему не доверяли анимацию, только создание субтитров. В какой-то момент в стране начался жёсткий дефицит киноплёнки и красок, Мотинага предложил снимать кукольную анимацию для экономии, и его идею приняли. В общем, случайно внедрил этот жанр в Китае.

В 1954 году он смог вернуться в Японию, где продолжил снимать мультфильмы, в частности, активно сотрудничал с США, и совместно с Артуром Ранкином работал над кукольным анимационным сериалом «Новые приключения Пиноккио» (1960–1961).

Танадари Окамото был учеником Тадахито Мотинага, в 1964 году он основал студию кукольной анимации Echo Productions. Он создал десятки мультфильмов в разной технике – кукольная анимация, целлулоидная, пластилиновая, рисованная, использовал в своей работе кожу, дерево, оригами и пряжу, был удостоен множества премий. Одна из его самых известных работ – «Таинственное лекарство» 1965 года.

Совершенно особое место в сердце японцев занимают советские кукольные мультфильмы, одни из самых любимых – «Варежка» и серии про Чебурашку. В 2010 году в Японии был снят кукольный мультфильм «Чебурашка» – частично ремейк советского, частично – сиквел с новыми сюжетами. Режиссёр – Макото Накамура.

© Toho 2010
© Toho 2010

Ну, и отдельное слово хочется сказать о японском энтузиасте, который в полном одиночестве создал полнометражный кукольный мультфильм «Голова-утиль». «Человек-оркестр» Такахидэ Хори работал над лентой семь лет.

Франция

И в заключение несколько примеров французской кукольной анимации. Все они были сняты относительно недавно, сделаны на высоком уровне и с присущим этой стране шармом.

В 2007 году Фредерик и Самюэль Гийом выпустили полнометражный мультфильм «Макс и его компания» о лисёнке и и его друзьях, спасающих город от надвигающейся катастрофы.

Режиссёр «Кунг-Фу Панды» Марк Осборн взялся за известнейшую французскую сказку, переосмыслил её и создал во Франции очень атмосферный мультфильм «Маленький принц» (2015).

© Paramount Pictures, 2015
© Paramount Pictures, 2015

Недетский фильм о сложной жизни мальчика по прозвищу Кабачок, снят в 2016 году Клодом Барассом (совместное франко-швейцарское производство). «Жизнь Кабачка» был номинирован на Оскар, получил много других наград (12+).

А какие кукольные мультфильмы ваши любимые?

Смотрите также:

12 принципов анимации
Мир мультипликации19 октября
Как делали самые первые мультфильмы: вы тоже так сможете!
Мир мультипликации13 октября
Мультфильмы в технике «стоп-моушн»: оживить сказку своими руками
Мир мультипликации16 октября
Перекладная анимация: секрет аниматоров
Мир мультипликации29 октября
Целлулоидная анимация: ещё один шаг вперёд
Мир мультипликации31 октября
Ротоскопирование: дай списать!
Мир мультипликации7 ноября
Пластилиновая анимация: под другим углом
Мир мультипликации13 ноября
Компьютерная анимация: основные технологии и где они обитают
Мир мультипликации16 ноября
Эволюция компьютерной графики в 11 корометражках Pixar
Мир мультипликации1 октября
Мультфильмы с Lego
Мир мультипликации16 сентября