Кажется, что всякий раз, когда речь заходит о фэнтези в кино, мы слышим одни и те же названия. От трилогии Питера Джексона «Властелин колец» до «Лабиринта Фавна» Гильермо дель Торо — эти фильмы не просто вошли в историю жанра, но и навсегда изменили его, всегда находя отклик в духе своего времени.
Они обладают той редкой вневременной силой, благодаря которой до сих пор служат источником вдохновения: на них ссылаются, им подражают и даже напрямую копируют — и это продолжается по сей день.
Многие из этих картин кажутся всё лучше с каждым повторным просмотром, и именно поэтому они по-прежнему доминируют почти во всех обсуждениях жанра. Их признание заслуженно: они продолжают оставаться важными для поклонников фэнтези, которые регулярно возвращаются к ним, чтобы вновь пережить ту радость, которую испытали при первом знакомстве с этими мгновенно ставшими классикой фильмами.
Однако нельзя сказать, что все выдающиеся фэнтезийные фильмы уже признаны классикой. Некоторые из них демонстрируют своё мастерство буквально в первые десять минут, но до сих пор остаются менее известными широкой аудитории. Тем не менее, они по-прежнему невероятно популярны и продолжают формировать наше восприятие жанра.
Если вы уже пересмотрели все знакомые шедевры и ищете что-то новое для погружения в мир фантазии, вас ждёт множество удивительных и недооценённых картин.
«Тайна острова Роан-Иниш» (1994)
Джени Кортни играет десятилетнюю Фиону, которую отправляют жить к бабушке и дедушке в рыбацкую деревушку на побережье Ирландии. Там она узнаёт местную легенду о селки — мифических существах, которые под водой принимают облик тюленей, а на суше — человеческий.
Она также слышит историю о том, что её младший брат, пропавший много лет назад, был выращен этими существами.
«Тайна острова Роан-Иниш» разворачивается в идиллической и завораживающей атмосфере, идеально подходящей для мягкого, беззаботного фэнтезийного повествования. Фильм изобретательно обыгрывает увлекательный кельтский миф о селки, создавая один из самых трогательных детских фэнтези с живыми актёрами.
При этом он сохраняет дружелюбный, тёплый тон на протяжении всего действия и включает достаточно фантастических элементов, чтобы увлечь и взрослых зрителей.
«Бесконечная история» (1984)
Одна из величайших завязок в истории фэнтезийного кино — это начало фильма Роба Райнера «Принцесса-невеста», где пожилой мужчина читает сказочный роман своему больному племяннику.
Любопытно, что ещё за три года до выхода «Принцессы-невесты» в фильме Вольфганга Петерсена, экранизации одноимённого романа Михаэля Энде, использовалась похожая концепция: мальчик, читающий книгу, оказывается внутри её мира.
Баррет Оливер играет Бастиана — ребёнка, сбегающего от школьных хулиганов на чердак, где он находит и погружается в чтение «Бесконечной истории». Как и многие из нас, он ищет утешения в сказочном мире — и в его случае это утешение становится буквальным. Вскоре он осознаёт, что невольно стал частью событий, описанных в книге.
Хотя «Бесконечная история» не всегда получает столько же признания, сколько другие вершины жанра, она давно стала любимой классикой. Её популярность даже обрела новое дыхание благодаря упоминанию в третьем сезоне сериала «Очень странные дела».
«Бандиты времени» (1981)
Современное фэнтези выглядело бы совсем иначе без вклада комедийной труппы «Монти Пайтон». Их фильм «Монти Пайтон и Священный Грааль» стал причудливой, ироничной классикой и оказал огромное влияние на последующие работы в жанре.
Один из участников труппы, Терри Гиллиам, стал известен и как режиссёр — и его фильм «Бандиты времени» сегодня считается обязательным к просмотру для всех, кто увлечён историей и фантазией.
Крэйг Уорнок играет Кевина — мальчика, который неожиданно сталкивается с шестью гномами. Те обнаружили карту с изображением дыр в пространственно-временном континууме и используют её, чтобы путешествовать по разным эпохам и похищать важнейшие артефакты из самых знаковых моментов человеческой истории.
Вместе с ними Кевин отправляется в безумно хаотичное и забавное приключение, встречаясь с величайшими фигурами прошлого.
«Приключения Марка Твена» (1985)
Лучшие образцы «страшного фэнтези» обычно пугают зрителей визуально — через жутких существ и мрачные сюжеты, держащие фильм на грани между фэнтези и хоррором. Однако есть и такие фантастические картины, где страх рождается не от образов, а от философских идей.
Яркий пример — анимационный фильм Уилла Винтона «Приключения Марка Твена», в котором поднимается тема антропофобии — глубокого разочарования человека в человечестве.
В фильме три культовых героя Марка Твена — Бекки Тэтчер, Том Сойер и Гекльберри Финн — незаметно проникают на борт межпланетного воздушного шара великого писателя.
Вскоре они узнают, что Твен собирается найти комету Галлея и направить в неё свой корабль, потому что человечество вызывает у него лишь отвращение. Эта малоизвестная, визуально тревожная, но при этом странно умиротворяющая история — одновременно экзистенциальное размышление и гимн жизни.
«Экскалибур» (1981)
Фэнтези нередко воспринимается как исключительно детский жанр — во многом из-за того, что самые известные классические произведения вроде «Гарри Поттера», «Властелина колец» или «Хроник Нарнии» ориентированы на юную аудиторию.
Но стоит посмотреть фильм 1981 года «Экскалибур», и это убеждение рушится. Этот эпический фильм — всё, что нужно, чтобы убедиться: фэнтези может быть взрослым, сложным и завораживающим.
Основанный на легенде о короле Артуре, фильм рассказывает о рыцарях Круглого стола, отправившихся на поиски Святого Грааля, и о самом Артуре — владельце меча Экскалибур, вынутого из камня. Это сюрреалистичный, кровавый, провокационный и масштабный пересказ артурианского мифа — от зачатия короля до его последнего вздоха.
«Там, где живут чудовища» (2009)
Фильмы, в которых гигантские монстры на самом деле добрые и понимающие существа, занимают особую нишу в фэнтези. Они находят отклик у миллионов зрителей, ведь такие истории часто рассказывают о чувстве отчуждения, одиночества и несправедливом осуждении.
Ещё одна важная тема таких картин — сложные отношения между родителями и детьми, где ребёнку на помощь приходят именно те существа, которых взрослые называют монстрами.
Экранизация одноимённой книги Мориса Сендака, снятая Спайком Джонзом, — обязательна к просмотру для всех поклонников жанра.
В центре сюжета — Макс, мальчик, который после ссоры с матерью представляет, будто убегает в далёкую и дикую страну, населённую гигантскими зверями. Те провозглашают его своим императором. Этот мир, полный трогательной невинности и внутренней правды, неизменно покоряет сердца.
«Полёт драконов» (1982)
Одно из величайших наследий фэнтези в поп-культуре — мифический образ дракона. Эти величественные существа стали визитной карточкой всего жанра, и лучшие фильмы о драконах вызывают у нас искренний восторг, особенно если они предстают не как чудовища, а как носители мудрости и магии.
Именно такой подход делает анимационный фильм «Полёт драконов» таким особенным и трогательным. В нём разворачивается эпическая борьба между магией и наукой: два волшебника вступают в интеллектуальную дуэль, когда один из них пытается защитить волшебный мир от разрушительной силы логики и рационализма.
Фильм выполнен в гипнотическом, причудливом анимационном стиле, который визуально отражает его центральную идею — баланс между чудом и разумом.
«Звёздная пыль» (2007)
Помимо классических фэнтези с крупными звёздами, многие фильмы в этом жанре становятся стартовой площадкой для менее известных актёров, которые впоследствии добиваются признания в Голливуде.
Инновационная природа фэнтези делает его идеальной почвой для съёмок с новыми лицами, но в то же время масштабность жанровых эпопей часто позволяет собирать впечатляющие ансамбли с участием уже признанных звёзд.
Ярчайший пример — «Звёздная пыль», один из лучших фэнтезийных фильмов 2000-х годов. Это романтическое приключение с элементами классического фэнтези: авантюрные герои, эпическая борьба за престол, магия, предопределённая судьба и, конечно, великая любовь.
Несмотря на юмористический, хаотичный и грандиозный тон повествования, именно главная романтическая линия становится его сердцем — и именно она делает фильм по-настоящему захватывающим.
«Чем дальше в лес…» (2014)
Ещё один впечатляющий актёрский ансамбль в истории фэнтези-кино — в фильме Роба Маршалла «Чем дальше в лес…».
Здесь Анна Кендрик и Крис Пайн играют Золушку и её принца, Джонни Депп — харизматичного Злого волка, Мерил Стрип — могущественную Ведьму, а Джеймс Корден и Эмили Блант — пекаря и его жену, чьё дерзкое приключение лежит в основе всей истории.
Редко можно увидеть фильм с таким блестящим составом, но это лишь одна из причин, почему «Чем дальше в лес…» доставляет такое удовольствие. К нему также притягивают забавные персонажи, остроумные диалоги и незабываемые музыкальные номера.
Поклонникам «Шрека» эта картина придётся особенно по душе: как и в том фильме, здесь мир населяют самые знаковые фигуры сказок. Ведьма наложила проклятие на пекаря и его жену, и чтобы снять его, пара отправляется в путешествие по мистическому, опасному и одновременно манящему лесу, где переплетаются судьбы всех героев.
«Песнь моря» (2014)
Как и в случае с классическими фэнтези, в сфере анимации доминируют несколько крупных студий — Disney, DreamWorks, Pixar и Studio Ghibli. Из-за этого множество выдающихся анимационных фильмов, созданных вне этих гигантов, остаются в тени.
Одна из таких — ирландская студия Cartoon Saloon, которая регулярно выпускает трогательные, визуально уникальные и глубокие картины, часто недооценённые широкой публикой.
«Песнь моря» режиссёра Томма Мура — один из лучших фильмов студии. Он завораживает с первых минут благодаря потрясающей анимации, которая буквально наделяет ландшафты и персонажей собственной душой. Эмоционально насыщенный сюжет, вдохновлённый ирландской мифологией, трогает до слёз и оставляет долгое послевкусие.
Этот фильм заслуживает того, чтобы его ставили в один ряд с классическими анимационными шедеврами вроде «Русалочки».
Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если да — поставьте лайк и обязательно подпишитесь на мой Telegram-канал, посвященный фантастике. Там вас ждет много полезных рекомендаций и интересных обсуждения :)