Возвращаться домой мы решили на электричке. Для этого нам надо было выйти из парка в город. Мы пересекли Александрийское шоссе и пошли вдоль улицы Аврова. Она названа так в 4 ноября 1922 года в честь Д.Н. Аврова (1890–1922) - офицера, большевика, участника обороны Петрограда и подавления Кронштадтского восстания. До этого улица состояла из трёх частей и носила название Александринская улица (от вокзала до бывшей Церковной площади, нынешней площади Аврова), Ольгинская улица (от площади до Санкт-Петербургского проспекта), Мариинская улица (от Санкт-Петербургского проспекта до Александрийского шоссе (Нижнего парка)). Названия были даны в честь трёх дочерей императора Николая I.
Первым делом на глаза попались готические строения. Комплекс исторических зданий "Конюшни дворцовые" в Петергофе построен в 1848-1855 годах и занимает квартал, ограниченный улицей Аврова (дом 2), Александрийским шоссе, Лихардовской и Зверинской улицами. На месте, которое сейчас занимает комплекс, ещё с 1723 года располагался конюшенный двор. В 1846 году архитектор Н.Л. Бенуа получил императорский заказ на постройку нового Конюшенного двора. Работы по сносу старых строений (всего 8 зданий из дерева и булыжного камня) начались в 1847 году.
Новые конюшни строились с 1848 по 1855 годы. В общей сложности в конюшнях размещалось 328 лошадей. В состав комплекса входили манеж, конное ведомство, жилые дома для служащих, кузница, ветеринарная лечебница, каретная, сеновалы, кладовые для фуража. В годы Первой мировой войны здесь располагалась Школа военных мотоциклистов. После Октябрьской революции комплекс конюшен был передан санаторию "Петродворец" (были размещены спальные корпуса, столовая, водолечебница, процедурные кабинеты). После банкротства санатория здания не используются.
Комплекс имеет в плане форму трапеции. Внешне он имитирует английский готический замок с элементами стиля Тюдоров. По углам расположены 9 массивных башен (в их верхних этажах были помещения для царского конвоя). Огромный манеж в центральной части комплекса имел систему открытых деревянных стропил. В манеже была предусмотрена особая императорская ложа. Кирпич для зданий был произведён на Знаменском кирпичном заводе. Стены в основном из неоштукатуренного кирпича, оштукатурены карнизы, наличники и парапет. Декор зданий разработан Т. Дыловым, терракотовые украшения - скульптором Д. Йенсеном. Чугунные детали были отлиты на заводе Берда.
Следующим интересным зданием на нашем пути был бывший дом Струкова, расположенный на пересечении улицы Аврова с Санкт-Петербургским проспектом. Дом построен для лейб-гвардии поручика уланского полка П.А. Струкова в 1827-1828 годах по проекту В.Ф. Федосеева. Здание прямоугольное в плане, высокое, одноэтажное, оштукатуренное. Центральный кубический объём завершён цилиндрическим бельведером с семью окнами и дверями, выходящими на окружённую кованой железной решёткой площадку. У крыши три уступа, нижний из которых украшен как бы поддерживающими её кронштейнами, а на верхнем уступе стоял флагшток.
У южного портика четыре колонны дорического (тосканского) ордера с профилированным антаблементом, украшенным лепными венками фризом и дворянским гербом на треугольном фронтоне. На фасаде - два больших полуциркульных окна и схожая с ними дверь, верхние части этих трёх проёмов декорированы широкими лепными архивольтами с растительным орнаментом, все проёмы фланкированы пилястрами. Северный (выходящий в сад) фасад украшен меньше. У портика четыре пилястры тосканского ордера с полуциркульным завершением и треугольным ложным фронтоном.
В 1831 году владелец построил на участке второй дом и жил там, первое здание осталось парадным. В 1889 году владелец имения ген.-м. Александр Петрович Струков, сын Петра Ананьевича, хотел продать его Петергофскому дворцовому правлению, но получил отказ. После революции дом отдали под жилые помещения. После Великой Отечественной войны дом был восстановлен и в нём располагались административные учреждения (райжилуправление, райисполком, районная библиотека и прочие учреждения), в 1970 году прошёл реставрационный ремонт, до 2016 года дом был дворцом бракосочетаний. Сейчас здание относится к Краеведческому музею города Ломоносова.
Прошло ещё немного времени и мы вышли на привокзальную площадь. Петергофская железная дорога относится к числу первых в России, она была построена в 1853-1857 годах, затем продлена до Ораниенбаума, впоследствии до Форта Серая Лошадь в одном направлении и станции Калище в другом. Здание вокзала было построено в 1855-1857 годах по проекту архитектора Н.Л. Бенуа на деньги барона фон Штиглица. Общая планировка наружной части вокзала представляет собой уменьшенную копию католического собора итальянского города Орвието, в реставрации которого Бенуа принимал участие в 1843 году.
Первоначально железная дорога из Петербурга заканчивалась внутри здания вокзала, но позже, при продолжении путей в сторону Ораниенбаума, западная стена здания была разобрана. Западный фасад - башня в четыре яруса со стрельчатыми арками для прохода поездов. Над арками расположены лоджии с колоннадой. Здание украсил и фамильный герб фон Штиглица. Башня украшена ажурным парапетом с пинаклями и стрельчатыми узкими окнами. Дебаркадер перекрыт металлическими фермами. К объёму с башней примыкают двухэтажные корпуса с помещениями для работников и пассажиров. Широкие стрельчатые окна северного фасада разделены контрфорсами. За резные детали декора отвечал скульптор Денеис - никто, кроме него, в Петербурге больше не специализировался на готике.
Во время Великой Отечественной войны вокзал сильно пострадал, и в дальнейшем был восстановлен. С 2010 года здание вокзала не используется, построены новые пассажирские павильоны, работают автоматизированная система контроля оплаты проезда с турникетами и касса по продаже железнодорожных билетов дальнего следования. Есть зал ожидания. В 2009 году в рамках празднования Дня Петергофа на привокзальной площади установили бронзовый памятник барону фон Штиглицу, автором которого является Ян Нейман.
На этом заканчиваю свой рассказ про поездку в Петергоф. Дорога на электричке заняла около 40 минут. Мы прибыли на Балтийский вокзал уставшие и довольные. Оттуда на метро добрались до станции Горный институт. Последний перегон до нашей станции мы ехали в вагоне одни (см. видео по ссылке: https://dzen.ru/video/watch/691389044fdaa54bfdd4b964). Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.