Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Много шума из ничего» и Ренессанс по-советски

Раз уж мы беседовали о «Двенадцатой ночи» (1955) Яна Фрида, то можно вспомнить о киноверсии «Много шума из ничего» (1973) режиссёра Самсона Самсонова. Он вообще многоплановый мастер – достаточно вспомнить «Попрыгунью» (1955), «Чисто английское убийство» (1974) и «Одиноким предоставляется общежитие» (1983). Это разные почерки и разный киноязык. Самсонов умел «говорить» и с интеллектуалами, и с людьми попроще.

Постер к фильму «Много шума из ничего» (1973). Кинопоиск.ру.
Постер к фильму «Много шума из ничего» (1973). Кинопоиск.ру.

Итак, экранизация одной из комедий Уильяма Шекспира! Здесь настоящий дух Ренессанса, когда молодость была чарующей и – краткой. Девушки были подобны цветам – вот момент их благоухания, но, увы – женский век тогда был недолог. И дело даже не в том, что тридцатилетняя жена казалась отцветшей – болезни уносили юных, подобно тому, как умерла от чахотки Симонетта Веспуччи – муза Сандро Боттичелли.

Кадр из фильма «Много шума из ничего» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Много шума из ничего» (1973). Скриншот.

Юношей тоже не щадила эпоха – бесконечные войны, дуэли, заговоры, казни. Если не умер от тяжёлой простуды, то умрёшь красивым на поле боя – за честь своего герцога. В «Много шума…» эта краткость юности проявлена, как нельзя лучше. Бешеная пляска на маскараде, признания в любви, шёлк нарядов и нежность кожи… Что ждёт героев потом? Быть может, очередная битва или новое поветрие чумы?

Кадр из фильма «Много шума из ничего» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Много шума из ничего» (1973). Скриншот.

Ренессанс этим и отличался – продолжительность жизни была невелика, а вот жажда земного бытия оказывалась колоссальной. Как чарующа и прелестна Татьяна Веденеева в роли Геро – настоящая боттичеллиевская богиня. Тогда была мода на изысканных блондинок, что были похожи на вёсны. Прекрасен Борис Иванов в образе Леонато, отца Геро. Он нечасто играл положительных героев – всё каких-нибудь жуликов. Но тут он – благородный сеньор.

Кадр из фильма «Много шума из ничего» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Много шума из ничего» (1973). Скриншот.

Вот, кто мне там не нравится, так это Клавдио, жених Геро. Во-первых, всегда был неприятен сам персонаж – всенародно опорочил девушку, не дав ей возможности объясниться. Даже сейчас публичное обвинение в paзврате звучит гадко, а уж в те времена и подавно. И никому не было дела – в реальности ли девушка «нечиста» или её, как ныне говорят – подставили. Мужчина мог до свадьбы гулять, сколь угодно – с весёлыми вдовушками и чужими супругами.

Кадр из фильма «Много шума из ничего» (1973). 7Дней.ру.
Кадр из фильма «Много шума из ничего» (1973). 7Дней.ру.

Это считалось ухарством и молодечеством. Для младой девы было достаточно подозрения и – всё. Никто не брал замуж, а семья оказывалась опозоренной. Это мы и наблюдаем – Леонато, любящий отец говорит, что лучше б Геро умерла. Во-вторых, мне не понравился актёр, сыгравший Клавдио - Леонид Трушкин. Он, мало того, что несимпатичен, так ещё и не умеет играть. Харизма – нулевая. Был бы он крут, его герой не выглядел бы противным слизнем.

Кадр из фильма «Много шума из ничего» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Много шума из ничего» (1973). Скриншот.

Это – единственный мискаст киноленты. Зато как прекрасна другая пара – Беатриче (Галина Логинова) и Бенедикт (Константин Райкин). Оба – холерического темперамента, яркие, взрывные. Всё – на эмоциях. В эру Ренессанса весьма ценилось остроумие, пусть и грубоватое, а потому всё внимание в пьесе – на Беатриче и Бенедикта. Они – зеркало эпохи. Кстати, эта интрига с «любовью за любовь» была лишь поводом.

Кадр из фильма «Много шума из ничего» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Много шума из ничего» (1973). Скриншот.

Они и без того интересовались друг другом, устраивая эффектные пикировки всем на потеху и – на зависть. Не всем дано так метко и звонко парировать. В этом фильме всё пронизано лирикой и утончённой грустью – в СССР часто облагораживали первоисточник, делая на месте буффонады – чуть ли не социальную драму. Чувствуется и какая-то ностальгия по временам, когда жили на всю катушку и не боялись вoйны-чумы-раненья на дуэли…

Zina KorZina (c)

  • Ещё фильмы Самсона Самсонова: