Не так помпезно, как в Волгограде, не так эпично, как в Минске, но всё-таки - градоформирующая доминанта нового центра Чебоксар. Здание было построено в середине прошлого столетия. А новый центр понадобился потому, что были мысли уничтожить старый. А старый в итоге уничтожили потому, что построили Чебоксарскую гидроэлектростанцию, и начали заполнять Чебоксарское водохранилище, под водами которого и осталась большая часть территории старого центра. И всё бы ничего, но… “Дом с башенкой” поначалу стал “домом в тюбетейке”.
Короче, хронологически сначала сформировали Куйбышевское водохранилище - в 50-е годы ХХ века. Оно сожрало много земли, изменило пейзаж вокруг Казани и Ульяновска, а его подпор дошёл аж до Чебоксар. Но старый город ещё можно было спасти. Но какое кому дело было в советах до каких-то там старых Чебоксар, когда на кону стояло электричество для страны советов? Много дешёвого электричества? Причём старый город пошёл под ковш относительно недавно - проектные работы начались в 1968, а первый агрегат ввели в 1980.
Башня была в проекте с самого начала. Проект был составлен в 1955 году. Однако 4 ноября того года ЦК Компартии принимает постановление №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», а уже 19 ноября товарищ Феофан Сергеев, занимавший пост главного архитектора Чебоксар, пишет в “Советской Чувашии” статью, мало чем тезисно отличающуюся от генеральной линии. Понятно, что о башенке пришлось забыть. Хотя, в те годы появились так называемые “обдирные дома” - сталинки, с которых снимали все украшения или которые, находясь в стадии готовности к внешней и внутренней отделке лишались этих украшений. Так что башенка - очевидная потеря. На долгих полвека.
Проект, меж тем, был составлен талантливейшим архитектором, выпускницей Московского архитектурного института Евгенией Калашниковой. А помогал ей работать над проектом Николай Оболенский - внук вице-губернатора Москвы, если что. Проект в Гипровузе (Государственном институте проектирования высших учебных заведений), в котором работали и Калашникова, и Оболенский, признали одним из лучших и чертежи бесплатно передали в дар Республике Болгария. Но, у товарища Феофанова, тонко чуевшего ветер партии, было иное, и, прямо скажем, не своё собственное мнение.
Дядя сотрудника Чувашского института гуманитарных наук Игоря Кугуракова работал на той стройке инженером и потом рассказывал племяннику, никакой экономии государственных денег в итоге не случилось - конструкция была готова! Над площадью уже высился металлический каркас, оставалось только залить все бетоном, но сначала статья, а потом и распоряжение “сверху”: убрать башню. Вот и убирали, как умели - пилили арматуру ножовками. А поскольку, из-за опасности падения конструкции, целиком пилить было нельзя, пилили по частям. Все элементы снять не удалось - что-то осталось. Вот и смеялись потом жители Чебоксар - глядите, на здание тюбетейку надели.
Здание появилось на этом месте в 1957 году. Проект был переделан, и вместо оригинального шпилевого завершения башня получила… ничего. Только в 2000 году ректор тогда уже Аграрной академии Николай Кириллов таки поставил вопрос о водворении шпиля на своё место. Его водворили в 2005 году, но выполнили конструкцию из современных облегчённых материалов, дабы избежать чрезмерной нагрузки на фундамент. Каковые материалы, впрочем, никак себя внешне не выдают, и сооружение смотрится весьма органично.
Кириллов, кстати, рассказывал вообще почти анекдотичную историю: “Всё началось с разговора с правительством Чувашии. Там полностью поддержали мою идею, но деньги, сказали, в Москве нужно просить, – мы же относимся к Минсельхозу России. Я через две недели пришел к руководству республики и говорю: был в Москве, хотя на самом деле я не был, там заявили: башня на образовательный процесс не влияет, поэтому, если вам надо, стройте, если нет – живите так.” Жаль, что Николай Германович Емельянов, чей проект лёг в основу возвращения шпиля, не дожил до открытия всего месяц. А построил Емельянов в Чебоксарах много. Вот и церква рядом с академией - тоже его рук дело.
Любопытно и то, что изначально здание должно было появиться не здесь, а на окраине, среди полей. Сельхоз? Сельхоз. Вот и поезжайте на выселки. Но, говорят, когда городское руководство увидело проект, то вопрос, где строить, отпал сам собой: конечно же напротив Дома Советов. Дом Советов появился в 30-е, и в те же 30-е это была глухая окраина. Поначалу было решили обрамить площадь театрами и другими приличествующими её местами, но потом решили, что дать площади настоящую жизнь смогут только студенты. Да и смотрится, опять же, превосходно.
Часы на здании, которые считаются главными городскими часами Чебоксар, были установлены не сразу: их в проекте Калашниковой 1955 года не было. Установили их только в конце 60-х годы к очередной праздничной дате. Первые часы были трофейными, до установки на башню стояли в городской администрации. Нынешний механизм работает с 1990-х годов.
На этом всё. Спасибо за дочитывание статьи. Ставьте пальцы вверх, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и и до новых встреч!