В 2020 году половина TikTok пекла хлеб в винтажных фартуках. Это не случайность - это Cottagecore, одна из сотен Интернет эстетик, захвативших соцсети.
Эстетика, как часть культуры, существовала всегда. Греческие статуи - эстетичны, средневековые замки - эстетичны, картины эпохи Ренессанс - тоже эстетичны. Они приятны для глаза. Произведением искусства можно вдохновиться, но его не получится на себя надеть.
Хотя каждой эпохе соответствует определенный образ, для большинства людей до 20ого века этот образ был не доступен. Несмотря на невероятно прекрасную технику китайской и японской вышивки, большинство людей ходили в грубой одежде без какого либо намека на вышивку. Конечно, в одежде простолюдинов тоже были свои особенности, но, как правило, они рождались не из эстетических требований.
В 20ом веке больше людей могли позволить себе менять наряды и мода стала развиваться намного быстрее. Если раньше мы говорили о моде как о чём-то, что менялось от столетия к столетию, то в 20м веке каждое десятилетие мода была разной.
Эпоха Tumblr
До Интернет эстетик были субкультуры. Одним из маркеров причастности к какой либо из них был стиль в одежде, прическе, макияже. Готы носили чёрное с серебряными крестами, черепами, шипами; эмо - черное с ярко-розовым и/или белым; панки - рваную одежду, цепи, шипы.
А потом появился Tumblr, где эстетика обрела новую форму. Субкультуры остались, но и тем, кто не принадлежал с субкультурам хотелось создать визуальное впечатление о своём блоге. В начале 2010-х в Tumblr появились Dark Academia, Cottagecore, Weirdcore и другие. А с 2013го изображения, объединенные цветом и стилем начали отмечать #aesthetics.
Фанатские сообщества
Источниками вдохновения для создания эстетик также стали книги и кино. Фанаты использовали визуальные образы из любимых произведений, чтобы воплотить свои мечты о сопричастности к миру, созданному автором.
Одним из самых удобных произведений для создания Интернет эстетики стал Гарри Поттер. За счёт визуального разграничения факультетов фанаты могли показать свою принадлежность, а находить единомышленников стало ещё проще. К тому же обилие нетипичных деталей и описание запахов позволило фанатам создавать вокруг себя пространство в стиле любимой серии книг/фильмов.
Не все книги и фильмы подходят для создания Интернет эстетики. Но всё больше авторов стараются дать фанатам такую возможность, хотя бы потому, что именно такие "вселенные" становятся культовыми. Что отражается на популярности и на банковском счёте автора. А фанаты получают чувство сопричастности и самоидентификации, что в конечном счёте напрямую связано с чувством безопасности.
Эстетики и Ковид
Именно отсутствие чувства безопасности и стало главным триггером развития Интернет эстетик в 2020ом году, когда ковид вселял ужас в сердца многих людей. Кроме того, люди, запертые по домам и проводящие в Интернете очень много времени, стали подхватывать Интернет эстетики из платформ с визуальным контентом, таких как TikTok и Pinterest.
Интернет эстетики стали формой эскапизма, убегания от реальности. Когда всё, что ты постоянно слышишь, вызывает страх, спасение - милые Интернет эстетики типа Cottagecore, когда ты представляешь, что ты живёшь в деревне в маленьком английском коттедже. И вот ты уже гуляешь по полям, устраиваешь пикники у речки, печёшь свежий хлеб и булочки, читаешь Джейн Остин. Это даёт чувство спокойствия и защищенности. Даже если происходит только в твоей голове.
Критика Интернет эстетики
Но это же приводит к проблемам с ментальным здоровьем. Большинству людей недоступна жизнь в стиле Cottagecore. Их жизнь совсем не похожа на идиллию, которую они сами или кто-то другой создают в Интернете. Две реальности начинают противоречить друг другу и человек выдыхается в попытках хоть как-то приблизить идеальный образ.
А ещё и тренды на Интернет эстетику постоянно меняются. Ты вложил кучу денег в винтажный дубовый стол, перьевые ручки, блокноты в кожаном переплёте, подсвечники и зеркало в искусной раме, а прошло меньше месяца, и ты уже отстал от трендов. Если тебе правда нравится жить в том, что получилось, то ещё ничего. А если нет, то ты тратишь ещё столько же, чтобы опять быть на гребне волны.
Естественно, это приводит к тому, что товары для создания Интернет эстетики делаются из некачественных материалов - всё равно их быстро выбросят. Это же приводит к перепотреблению, когда человек покупает намного больше, чем ему реально нужно.
Кроме того, Интернет эстетики в Америке критикуют за продвижение образа жизни богатых белых европейцев. А стиль жизни небелого и небогатого населения Америки остаётся за скобками. Например Fairycore и Goblincore романтизируют мифологию Британии, тогда как мифология американских индейцев или гавайцев снова остаётся без внимания.
Почему Интернет эстетика популярна несмотря ни на что
Но несмотря на всю критику, которой подвергаются Интернет эстетики, поклонников у них не становится меньше, т.к. они всё ещё формируют сообщества и дают людям почувствовать свою принадлежность к чему-то большему, создавая островок безопасности в изменчивом мире.