Отрасль культуры в России давно переживает глубокий системный кризис, который можно охарактеризовать не иначе как «кадровый голод». Это не просто нехватка специалистов - это симптом полного разрушения прежней экосистемы, где культура была неотъемлемой частью социального бытия не только мегаполиса, но и малых городов, районных поселков и деревень. Советская система, со всеми её недостатками, обеспечивала чёткое кадровое планирование, распределение выпускников и, что важнее, престиж профессии на селе. С её распадом эта цепочка оказалась разорвана.
На её место пришла неуклюжая и во многом утопичная «система рыночных культур», предполагавшая, что Дом культуры или Центр досуга должны сами себя окупать. Эта модель себя изжила, показав полную несостоятельность в условиях, где у населения часто нет ни средств, ни сформированной привычки платить за духовные блага. В результате учреждения культуры на местах превратились в досадную статью расходов для муниципалитетов и сельских советов. Финансирование - остаточное, зарплаты - нищенские, техническое оснащение - на уровне прошлого века.
Чтобы понять глубину проблемы, нужно взглянуть на тех, кто сегодня трудится на ниве культуры в селе. Как правило, это люди без специального образования в сфере культуры, в лучшем случае, прошедшие краткосрочные курсы в местном районном методическом отделе. Они приходят в профессию случайно: ставка библиотекаря освободилась, а работы на ферме больше нет.
Эти люди, не прошедшие профессиональных ступеней обучения, зачастую не понимают специфики профессии, им «что домра, что балалайка, что народное гуляние, что концерт-митинг» – всё едино. Они не могут отличить один творческий формат от другого, и уж тем более создать его и реализовать. Их подход формальный во всем, включая фискальный вид деятельности - отчетность. Эти отчеты успешно подаются в район, затем в областное/краевое Министерство, потом «летят» в Минкульт РФ, и в виде красивых цифр по реализации целевых программ ложатся на стол Правительства. А там - сплошные искажения и ложь. Здесь хочу отметить, что наше Государство выделяет огромный бюджет на поддержку культурной политики страны, рассчитывая на взаимность.
Показатели завышаются, коллективы и творческие объединения существуют только на бумаге, журнал творческих занятий сочинен, увы, даже не Пушкиным. И вот уже на 550 человек населения в деревне 270 «заняты в творческих объединениях» - вы можете себе это представить? При таких показателях, деревня должна быть сплошь гастролирующим ансамблем песни и пляски со стопроцентной посещаемостью. Эта виртуальная реальность, возведённая в систему, и есть главный диагноз современной культуры.
В этом нет вины сельских культурных работников на местах, они как «опята на пеньке, одиноко хлопают глазами» ибо не обучены, своим руководством много раз поруганы и запуганы, вниманием методических центров и Областных домов творчества не обласканы, на курсы повышения квалификации не приглашены, о возможных практиках, фестивалях-форумах и вступлении в профессиональное сообщество не ведают ни сном, ни духом. Исповедают концепцию «тебя не спрашивают, ты не сплясывай» или «раз-два-три, морская фигура замри»!
Пришло время, внимательно посмотреть, а что у нас на местах «наросло и залежалось», кто составляет оплот творческой мысли и культуры, да и культура ли это или имитация, что с эти делать. Работник культуры в нашей стране - неизменно работник идеологического фронта, воспитатель, специалист, создающий культурную среду и новую идентичность сообщества.
Вице-премьер РФ Татьяна Голикова отметила, что по данным на 1 июля 2025 года в сёлах и малых городах работают 268 тыс. работников культуры, и 15 тыс. должностей на сегодняшний день вакантны, подробнее можно прочитать здесь.
Какой эффект мы получим от программы «Земский работник культуры», предусматривающей единовременную выплату в размере одного миллиона рублей при трудоустройстве в учреждения культуры районов области? Хочется верить, что положительный. Кроме того, для специалистов предусмотрены меры социальной поддержки, включая обеспечение жильём и льготы, а также расширение возможностей выбора региона трудоустройства, где государственная поддержка выше, но и поле культуры, не паханное очень давно. Давайте лучше поговорим, о том какие шаги нужно предпринять для того, чтобы такая важная программа не превратилась в очередной прожект и вот почему.
Исторически сложилось так, что помимо столиц, в стране есть культурные кластеры, где крепкая материальная база, руководство стратегически мыслящее, само произрастающее из специалистов отрасли культуры и по-отечески взращивающее кадровый потенциал ещё «от начал Луначарского», но в большинстве регионов дела обстоят совершенно иначе. Много говорится о том, что нужно привлекать молодых, амбициозных и талантливых специалистов, но давайте честно увидим с чем реально придётся столкнуться юным дарованиям.
На какую почву упадут эти «семена» - молодые специалисты? Почва эта крайне сурова. С одной стороны, программа «Земский работник культуры» - это спасательный круг. Она даёт прямой финансовый сигнал: государство, наконец, признало катастрофичность ситуации и готово за него платить. Для выпускника творческого Вуза, не имеющего стартового капитала, миллион рублей - это возможность решить жилищный вопрос и мощный стимул для старта карьеры.
Однако, бросив семена на каменистую почву, нельзя ждать богатого урожая без её предварительной культивации. Молодой специалист сталкивается с рядом системных проблем, которые одна лишь денежная выплата решить не в состоянии:
1. Профессиональное одиночество и отсутствие наставничества. Приехав в село, где его будут окружать «временщики без специального образования» и активно руководить, согласно должностных обязанностей, специалист останется один на один со всеми вызовами. Не у кого будет учиться, не с кем обсудить творческие идеи. Без профессионального сообщества высок риск профессионального и эмоционального выгорания.
2. Инфраструктурный коллапс. Отдалённость от районного центра, ситуационное сезонное дорожное сообщение, компьютер старого поколения без базовых настроек и программ, медленный неустойчивый интернет, отсутствие нормального базового сценического оборудования в ДК, ветхая литература в библиотеке - с этим специалист столкнётся в первый же день. Готово ли государство не просто «забросить» специалиста на ставку, но и обеспечить его рабочим местом? Горячей линией или онлайн-приёмной, в конце концов – куда можно звонить и писать напрямую, минуя все местные бюрократические барьеры.
3. Сопротивление среды. Консервативная среда малых городов, а тем паче сел и деревень, может с подозрением встретить все новые, смелые идеи молодого специалиста. Бюрократия местной администрации, непонимание со стороны руководства клуба и населения способны убить любой энтузиазм. Здесь возможно рассмотреть варианты поддержки специалиста, отправляя ему на «малую землю» запланированный «культурный десант» в лице практикантов – студентов профильных Ссузов и Вузов культуры, направляя плановые фольклорно-этнографические экспедиции и реализуя на территории специальные выездные культурные проекты с участием специалистов из других локаций.
Программа «Земский работник культуры», может сработать точечно, там, где её реализация будет подкреплена комплексным подходом. Необходимо не просто «закрыть вакансию», а создать для специалиста «социальный лифт» и поддерживающую среду: обеспечить методическую поддержку от специально созданных региональных центров, предусмотреть программы повышения квалификации, создать сеть для обмена опытом между такими же «земскими» работниками.
В противном случае программа рискует превратиться в краткосрочную акцию. Часть специалистов, «отбыв» положенный срок и получив выплату, уедет обратно в города, ещё более разочарованными. Другие, оставшись, могут раствориться в общей серости и апатии, превратившись в тех же «временщиков», но с дипломом.
Таким образом, «Земский работник культуры» необходимая, пусть и запоздалая попытка залатать дыру в тонущем корабле. Финансовый стимул как семя, обладающее мощным потенциалом роста. Но чтобы оно проросло и дало плоды, нужна плодородная почва: обновлённая материальная база, продуманная культурная политика на местах, формирование сообщества и системная поддержка специалистов, независимая проф. аккредитация работников культуры. Без этого даже самые лучшие гениальные кадры обречены на борьбу с системой, которая продолжает их отвергать, требуя лишь послушания-служения культурному начальнику, который талантливо пересидел на своём месте всех мэров и Губернаторов, а также формально требует красивых, но пустых отчётов о несуществующей деятельности.
Больше статистики здесь, обратите внимание на отчёт по КДУ, а именно на количество штатных работников культуры в регионах и уровень образования.
Первые результаты программы здесь.
Пишите ваши комментарии и предложения по программе поддержки молодых кадров и участников программы «Земский работник культуры» на новых местах.
#режиссерВоробьева
#РПГФантазия
#земскийработниккультуры
#культураРФ