Найти в Дзене
Дух Арктики

Мурманск-140

Сегодня в нашей статье еще один край света Кольского полуострова. Но главное его отличие — добраться до него можно на теплоходе или вертолете, а территория имеет статус закрытого автономного территориального округа (ЗАТО). И, несмотря на свою отдаленность и закрытость для свободного посещения, этот край света носит статус города, а зовут этот город Островной. А еще город Островной носит статус 4-го по малонаселённости города России. Первые упоминания об этой местности были еще 400 лет назад. Но изначально имел название Йоканьга поскольку здесь расположился Йоканьгский саамский погост. Он считается одним из первых саамских поселений. А название Йоканьга связяно с рекой Иоканга впадает в Йокангскую губу Святоносского залива. Вероятно слово «Йоканьга» может происходить от двух саамских корней «йок» — «река» и «аньг» — «пологий склон возвышенности» и дословно его можно перевести как «река на склоне возвышенности» А вот само поселение было расположено как раз таки на берегу Святоносского з
Оглавление

Сегодня в нашей статье еще один край света Кольского полуострова. Но главное его отличие — добраться до него можно на теплоходе или вертолете, а территория имеет статус закрытого автономного территориального округа (ЗАТО). И, несмотря на свою отдаленность и закрытость для свободного посещения, этот край света носит статус города, а зовут этот город Островной.

А еще город Островной носит статус 4-го по малонаселённости города России.
Город Островной, вид сверху
Город Островной, вид сверху

История

Первые упоминания об этой местности были еще 400 лет назад. Но изначально имел название Йоканьга поскольку здесь расположился Йоканьгский саамский погост. Он считается одним из первых саамских поселений. А название Йоканьга связяно с рекой Иоканга впадает в Йокангскую губу Святоносского залива.

Вероятно слово «Йоканьга» может происходить от двух саамских корней «йок» — «река» и «аньг» — «пологий склон возвышенности» и дословно его можно перевести как «река на склоне возвышенности»
Саамское посление 1904 год
Саамское посление 1904 год

А вот само поселение было расположено как раз таки на берегу Святоносского залива Баренцева моря. Такое название залив носит благодаря мысу Святой нос, который находится неподалеку.

Берег залива носит статус ЗАТО. В 1915 году во время Первой мировой войны главный морской штаб посчитал, что отсюда проще всего вести контроль за Горлом Белого моря и восточным сектором Баренцева моря. Соответственно, началось строительство первой военно-морской базы.

С 1918 года по 1920 год погост находился в составе Северной области. По указу Евгения-Людвига Карловича Миллера (русский военачальник), на недостроенной военно-морской базе организован концентрационный лагерь. В 1920 году Йоканьгский погост был переименован в село Йоканьга. В 1930 году село стало административным центром Саамского района.

В 1938 году село было переименовано в Гремиху.

22 июня 1941 года в Гремихе организована Йоканьгская военно-морская база.

В 1963 году, после упразднения Саамского района, Гремиха вошла в состав Североморского района Мурманской области.

В 1981 году Гремиха была преобразована в закрытый город Островной. Непосредственно город Островной был построен уже в советское время в 3 км от Гремихи, в качестве его наименования также использовалось условное обозначение «Мурманск-140».

Кстати, название Островной тоже появилось неспроста, ведь рядом с городом в заливе расположено около 7-ми островов.

Островной сейчас

Несмотря на малочисленность населения и свои небольшие размеры, в этом городе можно найти что посмотреть, поскольку он все же отличается от других городов. Например, в любом другом маленьком городе машин намного больше, чем здесь. И это связано с отсутствием автодорог, которые обеспечивают транспортное сообщение с регионом.

На жилой дом в среднем приходится всего несколько машин
На жилой дом в среднем приходится всего несколько машин

Поскольку с 1996 года население города сократилось примерно в 10 раз, можно найти и заброшенные дома, которые выглядят очень аутентично благодаря отсутствию большого количества людей и машин, а также в условиях нашей по своему прекрасной и родной тундры.

Один из заброшеных дворов Островного
Один из заброшеных дворов Островного

Помимо постапокалиптичных пейзажей, можно рассмотреть и другие локации, о которых мы расскажем далее.

Подводная лодка С-51

С-51 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны.

Лодка была спущена на воду в 1940 году и принадлежала Тихоокеанскому флоту. В 1942 году лодка совершила поход в Японское море с целью разведки, далее отправилась в переход на Северный флот. С-51 — первая из 4-х субмарин, прибывшая на Кольский полуостров.

После войны, С-51 вошла в состав 162-й бригады подводных лодок. В составе бригады переведена в Гремиху.

Лодка находилась в строю до 1954 года. Затем ещё в течение почти 20 лет служила кабинетом боевой подготовки, учебно-тренировочной станцией. В 1970 году вытащена на берег. В 1972 году исключена из состава флота, с 1973 года рубка и часть лёгкого корпуса установлены как памятник.

Подводная лодка С-51
Подводная лодка С-51

Затонувший грузовой лайнер ПРТБ-15

Грузовой лайнер был построен в 1962 году и принадлежал военно-морскому флоту СССР. Был списан в 1991 году, но о причинах, по которым он затонул, не известно. Затонувший лайнер расположен на берегу острова Витте. Этот остров растянулся в заливе напротив города и его видно с берегов.

Фотографий в хорошем качестве очень мало, но в обработке можно увидеть что нос судна прибит к берегу острова
Фотографий в хорошем качестве очень мало, но в обработке можно увидеть что нос судна прибит к берегу острова

Теплоход «Клавдия Еланская»

«Клавдия Еланская» — морской двухпалубный пассажирский теплоход улучшенного ледового класса «Мария Ермолова», был построен по советскому заказу в Кралевице (Югославия) 18 января 1977 года. Назван в честь народной артистки СССР Клавдии Николаевны Еланской.

Теплоход «Клавдия Еланская» работал на пассажирских маршрутах в Баренцевом и Белом морях, ходил к берегам Земли Франца-Иосифа, Новой Земли и Антарктиды. Возил туристов на Соловецкие острова, в Норвегию, Данию, Финляндию, Германию, Францию, доставлял шахтёров на Шпицберген и советских военных специалистов на Кубу.

В текущий момент «Клавдия Еланская» продолжает работать на пассажирской морской линии вдоль побережья Кольского полуострова, связывая с Мурманском труднодоступные населённые пункты Островной, Чапома, Чаваньга, Тетрино и Сосновка.

Для города Островной этот теплоход является единственным связующим транспортом с остальной частью региона, других способов добраться до Островного нет. Но бывали случаи, когда теплоход отправляли на ремонт и его заменяли вертолетом.
Теплоход Клавдия Еланская
Теплоход Клавдия Еланская

Святоносский маяк

Расположен на берегу Святоносского мыса и является одним из самых старых действующих маяков России.

В настоящий момент, маяк обслуживает группа из семи человек, установлена современная солнечная энергетическая установка с 6 панелями и светооптический аппарат, светящий белым проблесковым огнём на расстояние около 8 миль.

В 2021 году включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
Святоносский маяк
Святоносский маяк

Река Иоканга

Третья по протяженности река Кольского полуострова, ее длина составляет 203 км и впадает она в Святоносский залив, на берегу которого расположился Островной. Река славится мощным течением, образует водопады и дает хорошие возможности для нахлыстовой рыбалки атлантического лосося, который заходит в июне с Баренцева моря.

Река Иоканга
Река Иоканга

Как добраться

Ни автомобильного, ни железнодорожного сообщения с Островным нет и не было (хотя в 1951—1953 годах была сделана попытка построить в город ветку Кольской железной дороги), поэтому добраться туда можно или теплоходом «Клавдия Еланская» или вертолётом.

Прежде чем планировать поездку, нужно оформить пропуск, сделать это можно на портале Госуслуги.

Теплоход ходит с разной периодичностью в зависимости от метеоусловий. Обо всех изменениях информация публикуется на сайте города. Также, если теплоход по техническим причинам не отправляется, в Островной отправляют вертолет. Об этих изменениях также пишут на сайте города.

Теплоход «Клавдия Еланская» отходит из пункта порт «Мурманск, Рыбный порт», причал №12, адрес отправления — Траловая улица, 38, Мурманск. Купить билеты онлайн не получится, билетно-кассовое обслуживание пассажиров производится в билетных кассах ООО «Мурманский Автовокзал», по адресу ул. Привокзальная, 2. Дорога занимает около 14 часов, теплоход отправляется в 19 вечера, а в Островной пребывает в 11-12 утра.

Совершить путешествие по Кольскому полуострову намного легче с нашими гидами! Заказать тур всегда можно на нашем сайте.

А еще больше информации о севере публикуем в нашем Телеграм-канале!

Еще больше интересных мест в наших статьях: