Найти в Дзене

Владельцам машин из Армении массово доначисляют утильсбор. Кто пострадал

Покупка автомобиля в Армении обернулась для множества россиян долгами в сотни тысяч и миллионы рублей. Граждане приобретали в соседней республике машины для личного использования и оформляли ввоз согласно действующему законодательству, а впоследствии получили требование от таможни доплатить огромные суммы за утилизационный сбор и пени. Autonews.ru разобрался в ситуации. Причины доначисления утильсбора В новостное издание обратились представители движения «Авто Союз» и граждане, получившие требования от таможни доплатить утилизационный сбор на купленные ранее в Армении автомобили. С начала 2025 года должниками стали сотни владельцев. Граждане легально покупали в соседней стране преимущественно недорогие машины, но в итоге оказались в должниках. Доначисленные суммы порой превосходят стоимость самих автомобилей. По словам члена совета «Авто Союза» Сергея Шубина, суммы доначисления «утиля» начинаются от 350–400 тыс. руб., а в отдельных случаях достигают 3 млн руб. Все проблемные машины был

Покупка автомобиля в Армении обернулась для множества россиян долгами в сотни тысяч и миллионы рублей. Граждане приобретали в соседней республике машины для личного использования и оформляли ввоз согласно действующему законодательству, а впоследствии получили требование от таможни доплатить огромные суммы за утилизационный сбор и пени. Autonews.ru разобрался в ситуации.

Причины доначисления утильсбора

В новостное издание обратились представители движения «Авто Союз» и граждане, получившие требования от таможни доплатить утилизационный сбор на купленные ранее в Армении автомобили. С начала 2025 года должниками стали сотни владельцев. Граждане легально покупали в соседней стране преимущественно недорогие машины, но в итоге оказались в должниках. Доначисленные суммы порой превосходят стоимость самих автомобилей.

По словам члена совета «Авто Союза» Сергея Шубина, суммы доначисления «утиля» начинаются от 350–400 тыс. руб., а в отдельных случаях достигают 3 млн руб. Все проблемные машины были ввезены в Армению из третьих стран, а затем поставлены на российский учёт. В основном с требованиями столкнулись владельцы не самых новых машин 2018–2019 годов выпуска.

Таможенные органы обосновывают требования правом проверки правильности оплаты «утиля» в течение трёх лет и изменениями в законодательстве от 2023 года.

-2

Примеры доначислений

Автовладелец Антон неожиданно стал должником на 700 тыс. руб. «С 2014 по 2020 год к машинам в Армении применялись национальные ставки, которые были ниже российских. К таким машинам действовал переходный период три года. В 2023 году они получили статус товаров Таможенного союза. Утильсбор по ним составлял 5 200 руб. Через полтора года после постановки на учёт пришло письмо от таможни. У меня шестеро детей, и моя многодетная семья в один день стала должником на 700 тыс. руб.», — рассказал он.

Алексею, купившему автомобиль 2008 года за 200 тыс. руб., доначислили 700 тыс. руб. А Абету, приобретшему машину 2014 года за 343 тыс. руб., — доплату в 1 273 800 руб. плюс пеню в 969 977 руб.

-3

Юридические нюансы

Как пояснил Шубин, проблемные машины ввозились в Армению до 2020 года, а при присоединении республики к Таможенному союзу был предоставлен переходный период. Физлица подавали документы в российскую таможню с просьбой списать утильсбор по льготным ставкам. Таможня приняла документы, списала «утиль», а теперь требует доплаты.

Массовые проблемы наблюдаются преимущественно в Южном федеральном округе по машинам, растаможенным на ростовской, краснодарской, астраханской и других таможнях.

Мнение эксперта

Автоюрист Лев Воропаев считает, что в действиях таможни есть доля истины: «Постановление правительства № 1291 предоставляет таможне право в течение трёх лет довзыскивать недоплаченный утильсбор. Однако начисленные пени должны быть предметом судебного разбирательства и уменьшения».

Краснодарская транспортная прокуратура выявила факт ненадлежащей проверки документов должностными лицами таможни и внесла представление начальнику Краснодарской таможни.

По словам Воропаева, в сложившихся обстоятельствах гражданам можно побороться за начисленные пени в суде, однако отменить само доначисление утильсбора будет проблематично.