Найти в Дзене
Вадим Климов.

Художник Никодим Лейбгам, год 2025.

Жизнь в поисках вдохновения и гармонии. Лейбгам в 1980 году начал активно заниматься творчеством в Барнауле. Учился в легендарной изостудии Ивлева в ДК «Трансмаш». Выставочная деятельность началась в 1987 году. Известен работами, в которых переплетаются реальность и фантазия. Его картины содержат символы, архетипы и элементы обрядовости. «Край родной» (1988) — первая персональная выставка в выставочном зале АГУ. Этого я не помню. Наше знакомство произошло, примерно, в 1988 - 89 году. Юрий Эсауленко привел меня к Никодиму. Так Лейбгам влился в объединение «Тихая мансарда». Несколько лет назад с Никодимом мы составляли полный список выставок, думали написать книгу «Алтайский андеграунд». Статья о Лейбгаме есть в книге «Алтайский авангард ХХ в.» Лейбгам давно сотрудничает с галерей «Турина гора». Я помню выставку, «Сады Эдема» (2014) и другие и другие. 11 ноября в этой галерее открыли очередную выставку Лейбгама «Запчасти для ангелов». Тему ангелов Никодим эксплуатирует давно. Художник пр

Жизнь в поисках вдохновения и гармонии.

Лейбгам в 1980 году начал активно заниматься творчеством в Барнауле. Учился в легендарной изостудии Ивлева в ДК «Трансмаш». Выставочная деятельность началась в 1987 году. Известен работами, в которых переплетаются реальность и фантазия. Его картины содержат символы, архетипы и элементы обрядовости.

«Край родной» (1988) — первая персональная выставка в выставочном зале АГУ. Этого я не помню. Наше знакомство произошло, примерно, в 1988 - 89 году. Юрий Эсауленко привел меня к Никодиму. Так Лейбгам влился в объединение «Тихая мансарда».

Несколько лет назад с Никодимом мы составляли полный список выставок, думали написать книгу «Алтайский андеграунд». Статья о Лейбгаме есть в книге «Алтайский авангард ХХ в.»

Алтайский авангард ХХ в. Заметки с иллюстрациями. — Вадим Климов | Литрес

Лейбгам давно сотрудничает с галерей «Турина гора». Я помню выставку, «Сады Эдема» (2014) и другие и другие. 11 ноября в этой галерее открыли очередную выставку Лейбгама «Запчасти для ангелов». Тему ангелов Никодим эксплуатирует давно.

Художник продолжает активно работать. Его произведения привлекают внимание. Он использует яркие цветовые контрасты; сочетание фиолетового, синего и голубого с оранжевым, и создаёт иллюзорные объёмы, заставляя зрителя искать смыслы. Автор сочетает элементы сюрреализма, магического реализма и символизма.

Во многих публикациях я упоминаю Никодима, как яркого представителя современного искусства. Отмечаю, что он участвовал в выставках «Лодка», «Универсум – арт» и «Взгляд», где я выступал куратором. Не стоит забывать, что Лейбгам был директором «Тёмной галереи», созданной при активном участии Юрия Эсауленко.

Я долго наблюдал за творчеством Лейбгама и даже хранил его ученическую работу, но у меня предвзятое к нему отношение. Обычно я привожу цитату неизвестного мне Евгения Левобережного: «Художественная неангажированность произведений Никодима зачастую непонятна, абсурдна, и в то же время притягивает своим мощным порывом и игрушечностью, грубой фактурой и утончённостью одновременно. По своим канонам и правилам, он усложняет и совершенствует сюжеты, в которых слышится некий внутренний протест, созданного им мира, какая-то вечная тяга к иррациональному. Отбросить каноны условностей и предписаний, преобразить через своё художественное мышление реалии нашего времени, философию идей смысла бытия. Его образы из вневременного пространства печальны и меланхоличны. Они раскрываются лишь внимательному взгляду, душе, пережившей где-то похожие чувства. Время, как неусыпный страж и контролёр, тусует колоду судеб, избавляясь от красивых излишеств, наносного пафоса и манерничания, оставляя главное и настоящее, как вехи на своём пути. Время не кончается, оно изменяется, и Никодим — один из тех, кто изменяет его».

Признаю, что Никодим - феномен художественного мышления в контексте регионального авангарда. В панораме современного искусства он представляет исследовательский интерес, как пример синтеза авангардных исканий и глубоко индивидуальной мифопоэтики. Его творческий путь в алтайской художественной среде, демонстрирует сложную эволюцию от ранних экспериментов к формированию узнаваемого авторского стиля. Творческая биография художника отражает типичные для позднесоветского периода механизмы самоопределения вне академических институтов: обучение в изостудии, постепенное вхождение в круг неформального искусства.

Лейбгам Н. Железо. Бумага, пастель. 50х70
Лейбгам Н. Железо. Бумага, пастель. 50х70

Ключевая особенность поэтики Лейбгама, заключается в парадоксальном соединении контрастных начал. Этот синтез реализуется через многослойность, образы аккумулируют архаические архетипы и личные мифологемы, сюжеты развиваются по законам сновидения, где логика замещается ассоциативными связями.

Лейбгам заметный участник регионального авангардного движения. Отсутствие его произведений в государственных музейных собраниях, подчёркивает маргинальный статус художника в официальной иерархии. Это противоречие усиливает аутентичность его поисков, свободных от институциональных конвенций.

Лейбгам Н. «Рыба», двп, м. 28х70
Лейбгам Н. «Рыба», двп, м. 28х70

Творчество Никодима Лейбгама интересное явление для изучения механизмов самоорганизации художественного сознания в условиях периферийного культурного ландшафта. Как подчёркивает цитируемый мною Левобережный, художник «изменяет время» — не через декларативный модернизм, а посредством глубинной переработки визуальных архетипов, что делает его наследие значимым для понимания эволюции российского нонконформистского искусства конца XX — начала XXI веков.

Благодарю, что дочитали. Пожалуйста, поставьте «нравиться» или оставьте комментарий. Подпишитесь, если это не противоречит вашим принципам