Найти в Дзене

55 лет первой колее на Луне: «Луноход-1»

55 лет назад, 17 ноября 1970 года, на поверхности Луны появились первые следы от колёс советского «Лунохода-1».
Им управляли с Земли. Так началась новая глава в истории мировой космонавтики. Сегодня мы публикуем статью Вячеслава Георгиевича Довганя — участника тех событий, водителя лунных самоходных аппаратов, управлявшего работой советских «Лунохода-1» и «Лунохода-2» на лунной поверхности. После службы он активно занимался популяризацией отечественной космонавтики и в 2015 году выступил в нашем музее на научных чтениях памяти К.Э. Циолковского в 2015 году с докладом «Лунная одиссея отечественной космонавтики – “Лунному скитальцу – 45”». 📖 Сегодня, к 55-летию этого исторического события, мы вновь публикуем его текст. 🔸 Материал из сборника Чтений памяти К.Э. Циолковского (2015).
© Вячеслав Георгиевич Довгань, © ГМИК им. К.Э. Циолковского© В.Г. Довгань
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
2015 г. 17 ноября — особый день в

55 лет назад, 17 ноября 1970 года, на поверхности Луны появились первые следы от колёс советского «Лунохода-1».

Им управляли с Земли. Так началась новая глава в истории мировой космонавтики.

Сегодня мы публикуем статью Вячеслава Георгиевича Довганя — участника тех событий, водителя лунных самоходных аппаратов, управлявшего работой советских «Лунохода-1» и «Лунохода-2» на лунной поверхности. После службы он активно занимался популяризацией отечественной космонавтики и в 2015 году выступил в нашем музее на научных чтениях памяти К.Э. Циолковского в 2015 году с докладом «Лунная одиссея отечественной космонавтики – “Лунному скитальцу – 45”».

📖 Сегодня, к 55-летию этого исторического события, мы вновь публикуем его текст.

🔸 Материал из сборника Чтений памяти К.Э. Циолковского (2015).

© Вячеслав Георгиевич Довгань, © ГМИК им. К.Э. Циолковского© В.Г. Довгань
©
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
2015 г
.

17 ноября — особый день в истории мировой космонавтики. 45 лет назад произошло беспрецедентное событие: на поверхность Луны опустился первый в мире телеуправляемый с Земли луноход.

Лунная программа в СССР началась после успешных запусков советских искусственных спутников Земли. 20 марта 1958 г. государственными и партийными органами был принят документ «О запусках космических объектов в направлении Луны», получивший наименование «Программа "Е"».

Начался второй период отечественной непилотируемой космо-навтики (1958–1959). 2 января 1959 г. Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) оповестило весь мир о старте к Луне с полигона Тюра-Там «первой советской космической ракеты». Пройдя вблизи Луны и передав на Землю разнообразные сведения о ней, она стала первой искусственной планетой Солнца с красивым именем «Мечта». В сентябре того же года «вторая советская космическая ракета», совершив первую жёсткую посадку, доставила на наш естественный спутник вымпелы с изображением Герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических Республик. Сентябрь 1959». Третий лунный космический аппарат (ЛКА) в октябре 1959 г. вышел на орбиту вокруг Луны и сфотографировал её. Земляне впервые увидели обратную сторону естественного и вечного спутника нашей пла-неты.

В третьем периоде (1960–1966) активное исследование Луны и окололунного пространства продолжилось. В марте 1965 г. С.П. Королёв передал работы по непилотируемым космическим аппаратам (КА) для исследования ближнего и дальнего космоса Машиностроительному заводу имени С.А. Лавочкина (ныне — ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина», г. Химки), Главным конструктором ОКБ-301 которого стал Г.Н. Бабакин.

Значок. «Луноход-1»
Значок. «Луноход-1»

Новый коллектив разработчиков внёс существенные изменения в «Программу "Е"». 03 февраля 1966 года «Луна-9» совершила первую мягкую посадку на поверхность Луны, передав на Землю панорамы местного ландшафта. 3 апреля 1966 года.«Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны. 24 декабря 1966 года «Луна-13» осуществила вторую мягкую посадку и передала первые непосредственные исследования лунного грунта.

Начали сбываться предсказания С.П. Королёва: «Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие на далёкие планеты, в далёкие миры. Можно предположить, что в будущем именно Луна станет основной промежуточной станцией на пути с Земли в глубины космоса…» (газета «Прав-да» от 10 декабря 1957 г.)

Уже в это время в его ОКБ-1 разрабатывалась программа высадки советских космонавтов на Луну. Одним из звеньев этой программы были разработка и конструирование дистанционно управляемого с Земли транспортного средства (ТС) для космонавтов, которые готовились к полёту на Селену. До посадки лунного корабля (ЛК) без космонавта в резервный и с космонавтом в основной районы предпо-лагалось доставить два таких ТС. Они являлись бы и радиомаяками при снижении ЛК, и средством перемещения космонавта (в случае необходимости) к резервному ЛК.

Четвёртый период (1967–1982) был отмечен развитием и применением телеуправления в уже многофункциональных лунных космических аппаратах (ЛКА). Именно на этот период приходятся уникальные по своей значимости достижения отечественной ракетно-космической отрасли в изучении ближнего космоса.

В ОКБ-301 был создан орбитально-посадочный блок (ОПБ) для доставки передвижной научной лаборатории (лунохода) на поверхность Луны — объект Е8. Были разработаны ещё три модификации: для доставки на Землю лунного грунта (Е8-5, Е8-5М) и лунного спутника (Е8-ЛС).

Запуск ОПБ осуществлялся мощной четырёхступенчатой ракетой-носителем (РН) «Протон-К», созданной коллективом под руководством Главного конструктора В.Н. Челомея.

-3

Луноход состоял из двух основных частей: самоходного шасси и герметичного приборного отсека с научной аппаратурой. Шасси под руководством А.Л. Кемурджиана сконструировали специалисты отдела новых принципов движения в ленинградском ВНИИ-100 — головном танковом КБ страны (ныне — ВНИИ Трансмаш, г. Санкт-Петербург). Коллектив из Химок отвечал за создание и доставку на Луну ОПБ с луноходом, а ВНИИ-100 — за создание самоходного шасси с блоком автоматического управления и системой безопасности движения. На «Луноходе-1» было установлено 9 научных приборов. Все они были отечественного производства, за исключением уголкового светоотражателя, произведённого во Франции. Весил луноход 756 кг, имел в длину с открытой панелью солнечной батареи 4,4 м.

Информация о программе отправки на Луну лунохода была строго засекречена. Из 45 офицеров, проходивших специальный, в том числе и медицинский отбор никто не знал, для каких целей их готовят. Отобрали 14 и представили Г.Н. Бабакину. Началось обучение профессии «сидячих космонавтов» (как нас назвал Георгий Николаевич) на созданных в Симферопольском Центре дальней космической связи (ЦДКС) лунодроме и пункте управления луноходом.

Телеоператорное управление луноходом осуществлялось экипажем в составе двух расчётов.

В расчет входили:

– командир экипажа, координирующий работу экипажа и обладающий правом принятия окончательного решения;

– водитель, непосредственно отдававший команды луноходу при помощи штурвала, вроде авиационного;

– штурман, прокладывающий трассу движения;

– оператор по наведению остронаправленной антенны, обеспечивающий бесперебойную радиосвязь с луноходом;

– бортинженер, оценивающий по принимаемой телеметрической информации состояние всех систем лунохода в режиме реального времени.

На телевизионный экран с «Лунохода-1» очередной кадр приходил через 21 секунду. По этим чёрно-белым изображениям водитель (а также и командир) уже оценивал обстановку, что там впереди перед луноходом — кратер ли или камень, на каком удалении, каковы их размеры. Двигался луноход со скоростью 33 см/сек.

За время задержки сигнала, он бесконтрольно преодолевал около 6 метров. Другое дело, что перед этим мы успевали оценить по снимкам обстановку и просчитать дальнейший маршрут движения — метров на 7–9, в зависимости от освещённости, углов крена и дифферента.

Первое панорамное изображение лунной поверхности, переданное с борта «Лунохода-1» (камера N 4) сразу же после схода с посадочной ступени
Первое панорамное изображение лунной поверхности, переданное с борта «Лунохода-1» (камера N 4) сразу же после схода с посадочной ступени

Сход с посадочной ступени «Лунохода-1» осуществили: командир майор Николай Михайлович Еременко, водитель — старший лейтенант Габдулхай Гимадутинович Латыпов, операторы остронаправленной антенны — майор Николай Яковлевич Козлитин и старший лейтенант Валерий Михайлович Сапранов («горячий резерв»), штурманы — майоры Константин Константинович Давидовский и Викентий Григорьевич Самаль, бортинженеры — майоры Леонид Яковлевич Мосензов и Альберт Евстафиевич Кожевников. Следующий сеанс связи с движением проводил расчёт майора Игоря Леонидовича Фёдорова (командир), в котором я был водителем.

«Луноход-1» проработал около одиннадцати земных месяцев — до 4 октября 1971 г., пройдя около 10 км и обследовав площадь в 80000 кв.м. За 157 сеансов связи телефотометры передали на Землю 211 лунных панорам, телекамеры — почти 25 тысяч фотографий. В 537 точках определялись физико-механические свойства поверхностного слоя лунного грунта (реголита), в 25 точках был проведён его химический экспресс-анализ.

Осуществив большую научную работу, первый в мире телеуправляемый луноход замёрз, оставшись на Луне как памятник триумфу советской космонавтики.

Благодаря запуску к Луне американского орбитального зонда Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO, NASA) в 2009 г. у исследователей появилась возможность увидеть поверхность Луны с высоким разрешением (0,4–1,6 м/пиксель) в марте 2010 г., когда учёные с помощью него обнаружили и провели крупномасштабное фотографирование местонахождений американских посадочных лунных моделей и роверов, посадочных ступеней советских ЛКА, а также «Лунохода-1», «Луноход-2» и следы их колёс.

Рабочая группа по планетной номенклатуре при Международном астрономическом союзе (МАС) 15 июня 2012 г. утвердила 12 названий кратеров, расположенных по маршруту «Лунохода-1», личными именами членов экипажа лунохода.

Наступит час, когда человек, долетев до естественного спутника Земли, сможет повторить путь этого «лунного скитальца» — такое нежное название дали учёные своему первенцу.

Основоположник космонавтики К.Э. Циолковский писал: «Нет ничего важнее, чем наше счастье и счастье всего живого в настоящем и будущем. Мы живём более жизнью космоса, чем жизнью Земли, т.к. космос бесконечно значительней Земли по своему объёму, массе и времени. Множество насущных вопросов сейчас не может быть решено, между тем как жизнь требует их решения, во что бы то ни стало. Отсюда потребность иметь твёрдые, непоколебимые взгляды и решения трудных задач, чтобы не топтаться на одном месте, а идти вперёд, хотя бы рискованным путём».

Итак, только вперёд, без непреодолимых препятствий!

🔸 Материал из сборника Чтений памяти К.Э. Циолковского (2015).
© Вячеслав Георгиевич Довгань, © ГМИК им. К.Э. Циолковского