Найти в Дзене
Cortexil

Жизнеспособность адипоцитов при липофилинге

Липофилинг — метод, который давно занял своё место в реконструктивной и эстетической хирургии благодаря минимальной инвазивности и использованию аутологичной ткани. Однако стабильность результата долго оставалась проблемой: приживаемость жировой ткани оставалась непредсказуемой из-за значительной деградации введенных объемов в послеопреационном периоде. Изначально методика предполагала введение относительно крупных жировых графтов с низким контролем их размера и распределения. Это приводило к неравномерной приживаемости, асимметриям, регрессу объёма и контурным дефектам при изменениях веса пациента. Первые 48–72 часа — критический период выживаемости адипоцита. На этом этапе он получает питание через диффузию, из окружающих тканей. В это же время начинается прорастание сосудов из периферической сосудистой сети в трансплантат. Если диаметр графта превышает дистанцию, на которую сосуды успевают проникнуть за этот период, центральные участки оказываются в зоне гипоксии и некроза. Мног

Липофилинг — метод, который давно занял своё место в реконструктивной и эстетической хирургии благодаря минимальной инвазивности и использованию аутологичной ткани. Однако стабильность результата долго оставалась проблемой: приживаемость жировой ткани оставалась непредсказуемой из-за значительной деградации введенных объемов в послеопреационном периоде.

Изначально методика предполагала введение относительно крупных жировых графтов с низким контролем их размера и распределения. Это приводило к неравномерной приживаемости, асимметриям, регрессу объёма и контурным дефектам при изменениях веса пациента.

Первые 48–72 часа — критический период выживаемости адипоцита. На этом этапе он получает питание через диффузию, из окружающих тканей. В это же время начинается прорастание сосудов из периферической сосудистой сети в трансплантат. Если диаметр графта превышает дистанцию, на которую сосуды успевают проникнуть за этот период, центральные участки оказываются в зоне гипоксии и некроза.

Многолетние исследования определили ключевые параметры жизнеспособности: нижняя граница диаметра — около 400 мкм, а верхняя граница эффективной васкуляризации — порядка 1–1,1 мм. Сохранение размеров в этом диапазоне обеспечивает первичное диффузное кровоснабжение и последующую реваскуляризацию. Выход за пределы ведёт к ишемии центральных зон, некрозу и резорбции.

Для повышения предсказуемости результата Юрий Геннадьевич Башкатов предложил методику стандартизации размеров трансплантируемых элементов. Последовательная фильтрация и калибровка позволяют получать однородные микрографты стабильного диаметрального диапазона: 1–1,1 мм при глубоком введении или 0,6 мм — при работе в поверхностных слоях и тонких тканях. Такая стандартизация снижает вариабельность, уменьшает риск контурирования и повышает воспроизводимость результата.

Обогащение липофиллера стромально-васкулярной фракцией — логичный следующий шаг. SVF — это субпопуляция, включающая межклеточный секретом стволовых клеток адипоцитов, мезенхимальные стромальные клетки, эндотелиальные клетки и мелкие сосудистые структуры. Механическая фильтрация формирует фракцию диаметром около 250 мкм — размер, при котором сохраняется высокая концентрация регенеративных клеток и их жизнеспособность.

SVF усиливает ангиогенез, улучшает питание трансплантата и повышает устойчивость адипоцитов к гипоксии, а значит, улучшает и ускоряет воскуляризацию введенных графтов. В результате липофилинг становится более предсказуемым инструментом с минимальной деградацией объемов в послеоперационном периоде.

Колодийчик С.М., пластический хирург, руководитель проекта Регенерация Про