Найти в Дзене

Психологический разбор сериала «Все совпадения неслучайны»

Мои клиентки и подписчицы часто рекомендуют мне интересные, с психологической точки зрения, фильмы и сериалы. На самые любопытные я пишу разборы. Данный сериал – не исключение. Это блестящий психологический триллер режиссера Альфонсо Куарона, снятый по роману-бестселлеру Рене Найт «Все совпадения случайны». Главные роли сыграли – Кейт Бланшетт, Саша Барон Коэн (вот уж, кого я не узнала!), Кевин Клайн. Нам показывают успешную журналистку-документалистку Кэтрин Равенскрофт. Она получает очередную премию и признание профессионального сообщества. У нее есть любящий муж, взрослый сын, красивый дом, милый котик и все, что, казалось бы, нужно для полного счастья. Однажды, по почте, Кэтрин получает странную книгу «Идеальный незнакомец». Она читает и ей становится плохо от написанного. Она узнает в книге себя и решает, что кто-то хочет навредить ей. Кэтрин ведет себя странно. Она дрожит, нервничает, вся сжимается, когда речь заходит о книге, в тоже время мы наблюдаем в ней вспышки гнева. Книга

Мои клиентки и подписчицы часто рекомендуют мне интересные, с психологической точки зрения, фильмы и сериалы. На самые любопытные я пишу разборы.

Данный сериал – не исключение. Это блестящий психологический триллер режиссера Альфонсо Куарона, снятый по роману-бестселлеру Рене Найт «Все совпадения случайны». Главные роли сыграли – Кейт Бланшетт, Саша Барон Коэн (вот уж, кого я не узнала!), Кевин Клайн.

Нам показывают успешную журналистку-документалистку Кэтрин Равенскрофт. Она получает очередную премию и признание профессионального сообщества. У нее есть любящий муж, взрослый сын, красивый дом, милый котик и все, что, казалось бы, нужно для полного счастья.

Фото: yandex.ru
Фото: yandex.ru

Однажды, по почте, Кэтрин получает странную книгу «Идеальный незнакомец». Она читает и ей становится плохо от написанного. Она узнает в книге себя и решает, что кто-то хочет навредить ей. Кэтрин ведет себя странно. Она дрожит, нервничает, вся сжимается, когда речь заходит о книге, в тоже время мы наблюдаем в ней вспышки гнева. Книга начинает распространяться среди знакомых Кэтрин, роман читает ее сын и все вокруг убеждены главная героиня книги – «ужасная женщина» и «получила по заслугам». Кэтрин становится еще хуже от таких «откликов», и она еще больше нервничает и проявляет агрессиию.

Осторожно, дальше могут быть спойлеры!

Вы можете вернуться к чтению после просмотра!

Серия за серией (а их всего 7), нам показывают содержание романа «Идеальный незнакомец», который написала мать некого Джонатана Бригстока. Парня, который познакомился с Кэтрин в Италии двадцать лет назад, когда женщина отдыхала вместе со своим сыном Николасом. По книге, Кэтрин,совратила юного Джонатана. А потом после бурной ночи, уснула на пляже, бросив ребёнка без присмотра. Мальчик оказался в море, Джонатан кинулся в воду его спасать. В итоге, на пляже началась паника. Другие спасатели вытащили ребенка, а Джонатан утонул. Кэтрин видела, что он тонет и ничего не предприняла. Видимо, хотела избавиться от «ненужного» любовника, ведь юноша потерял голову и хотел следовать за ней в Лондон.

В сериале много эротики и я вначале размышляла, зачем ее так много? Это дань моде? Но далее стало понятно, что «Все совпадения неслучайны» - кино, в котором огромную рольиграют детали. На этих мелочахи построен весь фильм. И именно деталиинтимных сцен показывают нам психологическое нездоровье и дисфункцию автора.

Давайте рассмотрим ключевых героев сериала (я выделила нескольких, наиболее любопытныхс психологической точки зрения):

- Кэтрин.

Её обвиняют, что она изменила мужу двадцать лет назад и скрыла это. Ещё, что она – плохая мать, так как развлекалась с любовником, пока сын был в соседней комнате, а потом своим поведением, создала ситуацию, которая угрожала жизни ребенка.

Также выясняется, что она много работала и больше была погружена в свою деятельность, чем в материнство, поэтому сын вырос безынициативный, зависимый, инфантильный.

Муж, сын, коллеги, общество, не разбираясь, выносят Кэтрин свой вердикт.

Почему Кэтрин молчит? Почему не оправдывается? Почему думает только о том, как защитить своего взрослого сына, ведь она – «плохая мать, которой не было дела до своего ребенка целых двадцать лет»?

В последней серии нам становится понятным поведение Кэтрин. Джонатан оказался не неопытным любовником, а "насильником". И Кэтрин прошла через «ад», который продолжала носить в себе все эти годы.

Фото: yandex.ru
Фото: yandex.ru

Кэтрин – женщина, пережившая травму и не проработавшая ее (в кабинете психотерапевта, например). Поэтому она так ведет себя – нервничает, сжимается, вздрагивает и никому ничего не рассказывает. Она неловко пытается достучаться до мужа, но тут зациклен только на себе и не готов слушать жену.

В душе Кэтрин посилились – страх, боль, стыд, вина. Это чувства, от которых она бежит двадцать лет. Человек, которые пережил травму часто становится как бы «замороженным». Клубок негативных переживаний оседает в душе и теле. И Кейт Бланшетт, на мой взгляд, гениально передала состояние главной героини.

В тоже время мы видим в Кэтрин много агрессии, которую она проявляет, казалось бы, ни к месту или чересчур. Несмотря на "замороженность" чувств, в теле Кэтрин осталось много неотреагированной злости. Она не может защитить себя и "вернуть" свою ярость обидчику. Не может пока и безопасно прожить её и присвоить (принять, что, к сожалению, это произошло, былого не изменить, но так поступать с женщиной было нельзя и бояться, винить и стыдиться себя нечего).

Также, именно во внутреннем состоянии Кэтрин, скрывается ответ на вопрос: почему она, на самом деле, любящая и хорошая мать, после случившегося стала много работать и перестала заниматься сыном. Возможно, материнство и супружество стали для женщины напоминанием о том, через что ей пришлось пройти. «Убегая» в работу, она смогла выжить и сохранить себя. И если бы не намеренно опубликованная книга, Кэтрин бы так и продолжила жить в той безопасной реальности работы и профессионального уважения, которое она сама создала для себя.

- Что помогает прожить травму?

Помимо работы с психологом, важно говорить о случившемся. Когда травмированный человек разделяет с кем-то (кому он доверяет), что с ним произошло, интенсивность переживаний снижается. Благодаря этому человек чувствует облегчение. Кто знает, если бы Кэтрин сразу рассказала мужу о случившемся, то, возможно, ей бы не пришлось держать в себе это всю жизнь? А ведь такое поведение считается нормой для женщин в нашем обществе. И Кэтрин поступила как «обычная женщина», она подумала о безопасности своего сына, семьи, даже матери своего "обидчика", но не о себе. Молчать, терпеть, страдать – не эти ли «добродетели» веками прививались женщинам?

- Стивен Бригсток.

Отец погибшего юноши, который начинает преследовать Кэтрин и публикует злосчастный роман.

Фото: yandex.ru
Фото: yandex.ru

Стивена увольняют из школы, в которой он проработал всю жизнь. Он демонстрирует «неадекватное» поведение. Ходит в кофте умершей жены, преследует женщину (Кэтрин) на основании фото и записей, которые сделала его жена перед смертью (именно она - автор романа!) Дальше он все больше и больше демонстрирует нам "неадекватность", а именно наличие у него дисфункции в поведении, мышлении и принятии решений.

Чем можно объяснить его состояние?

Стивен потерял двоих близких людей. Сначала сына Джонатана (ему было 18 лет), а позже от горя «сгорела» его жена. Стивен тоже перенес сильную травму (потеря семьи) и не смог оправиться от нее.

Он, до сих пор, чувствует боль от утраты, так как не прожил ее. Стивен горюет и в сериале он является "ненадежным рассказчиком". То, что он выдаёт за реальность является иллюзией, искажением, говоря психологически языком, "проекцией" его жены (последнее очень важно и мы к этому ещё вернёмся!)

Скорее всего, Стивен при жизни жены находился с ней в "слиянии", то есть в таком состоянии, когда человек не осознает своих чувств, границ, потребностей, ощущений и во всём опирался на мнение жены. Даже после её смерти, он решил, что Нэнси хочет, чтобы её рукопись была опубликована. И действовал "от её имени", что, конечно, для здорового человека кажется полным абсурдом.

Именно в таком психологически нездоровом состоянии скрывается ответ на вопрос: почему Стивен, найдя рукописи жены безоговорочно поверил ей? У него напрочь отсутствовало критическое мышление. Возможно, у Стивена начались процессы, связанные с когнитивными нарушениями и деменцией, которые могли бы объяснить такую "слепую веру"? В тоже время, мужчина так изощренно планировал свою месть Кэтрин и её семье, и это показывает нам, что голова у него неплохо соображает, поэтому стопроцентно утверждать о начинающихся нарушениях невозможно.

Также слияние с женой подтверждает, почему Стивен пропустил (или не обратил внимания) на реальный характер своего сына Джонатана. В сериале мы слышим его удивление, когда им с женой сообщили новости о том, что сын утонул, спасая ребёнка ("он никогда не думал ни о ком, кроме себя"). То есть, что-то он про Джонатана всё же понимал (об этом речь пойдёт ниже), но, двадцать лет спустя, рукописи жены с её фантазиями не вызвала у Стивена никаких вопросов и критического осмысления.

У Стивена с женой (и скорее всего, с сыном) не было искреннего контакта, каждый был погружен в свой мир и свою иллюзию. И, поэтому, когда Николас в самом конце схватил старика за руку и сказал "мама", на Стивена это оказало мощное воздействие и он остановился. Он почувствовал человеческое тепло и ощутил контакт в здесь и сейчас, которого был лишён многие годы своей жизни.

- Нэнси Бригсток (жена Стивена).

Персонаж, который вроде бы занимает далеко не первое место в сериале, но, безусловно, психологически она играет огромную роль в том, что произошло.

Фото: yandex.ru
Фото: yandex.ru

В воспоминаниях Стивена мы видим Нэнси, которая находится в слиянии со своим сыном Джонатаном. Она игнорировала реальность и воспринимала его как "милого безобидного мальчика", хотя он таким не был. Она занимала доминирующую роль в паре с мужем (такой вывод можно сделать по их диалогам) и, возможно, поэтому муж не мог достучаться до жены, с адекватной оценкой поведения и характера Джонатана.

Джонатана сильно баловали (дорогая фотокамера, поездка в Италию), он был единственным ребёнком в семье и это способствовало тому, что Нэнси, как мать, идеализировала его. Это большая ловушка для многих женщин, имеющих сыновей и при этом слабых, безвольных или отсутствующих мужей. Особенно с нарциссическим типом характера. Женщине больно признать реальность, что в её жизни нет "идеального" мужчины и она начинает переносить эту роль на своего сына, не замечая действительных черт характера. Она наделяет сына всеми желаемым качествами и сама наслаждается ролью любящей и любимой матери, что также может не соответствовать тому, что происходит. Такая женщина больше живёт в своих иллюзиях, чем в реальной жизни.

Нэнси игнорировала "тревожные звоночки" в поведении Джонатана, а они были. Например, эпизод с девушкой Джонатана, которая сбежала от него из Италии. Нэнси разозлилась, что её сына оговаривают, но не попыталась разобраться, что же произошло на самом деле.

Женщина так и не смогла принять утрату единственного ребёнка. Она не нашла новый смысл жизни ни в семье, ни за её пределами (хобби, например). Из этого можно сделать вывод, что Джонатан, действительно, являлся для неё единственным смыслом. Нэнси переехала в комнату сына, а затем заболела раком и ум*рла.

Скорее всего, место мужа в их паре занимал Джонатан и это подтверждают фантазии Нэнси, которые она подробнейшим образом описала в своём романе.

Давайте рассмотрим её рукопись подробнее и сделаем выводы не о Кэтрин, как это сделали Стивен, муж Кэтрин, её сын, коллеги и все остальные, а о самой Нэнси.

В книге она описывает своего сына, как милейшего юношу, который только познает интимную жизнь. Ему попадаются с*ксуальные партнерши (заметьте, как в книге схожи в с*ксуальной свободе и первая девушка и Кэтрин).

Фото: yandex.ru
Фото: yandex.ru

Мать на основании найденных и проявленных фотопленок при отсутствии другой информации, не просто сочиняет опус, в котором у сына роман с другой женщиной. Она в мельчайших подробностях описывает весь половой акт вместе с прелюдией и процессом соблазнения.

Фантазии матери об интимной жизни своего сына - совершенно нездоровая история, прямо говорящая нам о наличии у неё нарушений, связанных с с*ксуальными отношениями с мужем, вообще о проблемах в отношениях с мужем (и мужчинами), о неудовлетворенности в с*ксуальной жизни.

Всё, что она описала в романе было для Нэнси своеобразной формой арт-терапии. Она выписала идеальные фантазии о своём сыне, вместила туда свои интимные желания, придала смысл "героической" кончине Джонатана и обличила коварную женщину Кэтрин Равенскрофт. На этом данную рукопись нужно было сжечь и точка.

Но Стивен, найдя книгу жены обрёл новый смысл существования в возмездии в силу своих психологических нарушений. Он не подумал о том: откуда его жена могла знать такие подробности о той ночи, когда её самой там не было?

Всё, что описала Нэнси было её "проекциями". Так в психологии называют бессознательный защитный механизм психики, при котором человек наделяет других чувствами, мыслями, поведением, которые неприемлемы для него самого. В таком случае, человек в глубине души настолько этого хочет, но сознательно осуждает (по разным причинам), что этот внутренний конфликт провоцирует перенос того, что не принимается на других. Именно это и произошло с Нэнси. Посмотрите, как она пишет про женщин своего сына. Они - свободные, но похотливые, развратные. Она пишет про них уничижительно. Возможно, именно потому, что ей не хватает этих качеств самой.

Фото: yandex.ru
Фото: yandex.ru

Конечно, данный сериал поднимает ещё множество других тем. Можно найти параллели и с современной "культурой отмены", когда общество обвиняет людей, не разобравшись, довольно трагичная и интересная история Николаса (сына Кэтрин) и др.

Мне же хочется остановиться на тех характерах, которые я описала. И подытожить мой разбор двумя мыслями:

Первая - любая история, которую мы рассказываем, публично или нет, про нас самих. И обличая других, нужно, в первую очередь, задать себе вопросы: а как это про меня? Как это связано с моей жизнью?

А вторая - данное кино помогает лишний раз осознать смысл пословицы "дьявол кроется в деталях". Так как часто именно детали меняют суть истории и придают ей совсем другой смысл, а для этого нужно выслушать всех её участников.

Спасибо, что дочитали до конца!

В следующий раз будем разбирать другой сериал про материнство: "Девушка моего сына". Следите за обновлениями!

Если вам понравилась эта статья и вы любите читать интересные и вдохновляющие материалы по психологии, подписывайтесь на мой канал!

Мой телеграм-канал - в нем можно читать больше интересных материалов, участвовать в рассылках метафорических карт, а также следить за анонсами мероприятий

Читайте также: