Найти в Дзене
Джедай из Шира

10 эпичных фильмов, похожих на «Я — легенда», которые стоит посмотреть

«Я — легенда» — это экранизация одноимённого романа Ричарда Мэтисона 1954 года, вышедшая на экраны в 2007 году. Она представляет собой по-настоящему уникальную эпическую историю. Таймс-сквер, некогда переполненный жизнью, теперь зарос травой и пуст. По нему бродят олени, не слыша ни автомобильных гудков, ни болтовни туристов — здесь нет никаких признаков человеческой цивилизации. По крайней мере, так кажется… Пока камера не фокусируется на одинокой фигуре охотника, чья цель — добыть ужин. Этот человек — Роберт Невилл (Уилл Смит), меланхоличный, но решительный военный врач, последний выживший в пустом Нью-Йорке. Он пытается найти лекарство от вируса, уничтожившего человечество и превратившего остатки населения в жестоких, светочувствительных существ, напоминающих псевдовампиров. Единственный его спутник — верная немецкая овчарка по имени Сэм. Вместе они добывают припасы и ловят «образцы» для исследований. Но, как и в большинстве историй о «последнем человеке на Земле», Роберт не так о
Оглавление

«Я — легенда» — это экранизация одноимённого романа Ричарда Мэтисона 1954 года, вышедшая на экраны в 2007 году. Она представляет собой по-настоящему уникальную эпическую историю.

Таймс-сквер, некогда переполненный жизнью, теперь зарос травой и пуст. По нему бродят олени, не слыша ни автомобильных гудков, ни болтовни туристов — здесь нет никаких признаков человеческой цивилизации. По крайней мере, так кажется… Пока камера не фокусируется на одинокой фигуре охотника, чья цель — добыть ужин.

Этот человек — Роберт Невилл (Уилл Смит), меланхоличный, но решительный военный врач, последний выживший в пустом Нью-Йорке. Он пытается найти лекарство от вируса, уничтожившего человечество и превратившего остатки населения в жестоких, светочувствительных существ, напоминающих псевдовампиров.

Единственный его спутник — верная немецкая овчарка по имени Сэм. Вместе они добывают припасы и ловят «образцы» для исследований. Но, как и в большинстве историй о «последнем человеке на Земле», Роберт не так одинок, как ему кажется.

Хотя фильм Фрэнсиса Лоуренса довольно вольно обращается с оригинальным текстом Мэтисона, отрицать его значение невозможно. «Я — легенда» прочно занял место в пантеоне апокалиптических историй XXI века — и это немалый подвиг, учитывая, насколько насыщен этим жанром современный кинематограф.

Если вы когда-нибудь задавались вопросом: «Что посмотреть, если хочется чего-то в духе „Я — легенда“?», вот список из десяти эпических фильмов, которые обязательно понравятся поклонникам этого постапокалиптического шедевра.

Мир, плоть и дьявол (1959)

-2

Глубоко под землёй, в шахтах Пенсильвании, шахтёр Ральф Бёртон (Гарри Белафонте) отправляется на очередную смену, предполагая, что день пройдёт как обычно. Но внезапный обвал оставляет его в полной темноте, наедине со своими мыслями, медленно стекающей водой и растущей паникой: кислорода может не хватить.

Когда Бёртону наконец удаётся выбраться на поверхность, он обнаруживает, что мир изменился. Город пуст. Человечество исчезло в результате ядерной катастрофы.

Обустроившись среди руин, Бёртон постепенно смиряется с одиночеством — пока в его жизнь не врывается Сара (Ингер Стивенс), загадочная выжившая, ставшая его надеждой на будущее.

Снятый в 1959 году, этот фильм — одна из немногих режиссёрских работ известного сценариста Рэнальда Макдагалла. Выпущенный почти за десять лет до «Ночи живых мертвецов», он считается одним из первых апокалиптических триллеров с чернокожим актёром в главной роли.

Это делает его важным предшественником «Я — легенда» с Уиллом Смитом и визуально захватывающим изображением пустого Нью-Йорка. Тем, кто любит размышлять о постапокалипсисе и не прочь окунуться в атмосферу атомного века, стоит обратить внимание на эту редкую жемчужину.

Последний человек на Земле (1964)

-3

Роман Ричарда Мэтисона «Я — легенда» неоднократно экранизировался. Самая известная из версий — фильм 2007 года с Уиллом Смитом. Существует и менее известная адаптация 1971 года под названием «Человек Омега» с Чарлтоном Хестоном, где вирус заменён на последствия биологической войны, вызвавшей массовое удушье.

Но если вы хотите увидеть самую верную духу книги интерпретацию, стоит обратиться к фильму 1964 года «Последний человек на Земле», где главную роль исполняет легендарный Винсент Прайс. Автор романа лично признавал эту экранизацию наиболее точной — и неудивительно: Мэтисон участвовал в написании сценария (хотя и под псевдонимом).

Несмотря на скромный бюджет и съёмку в Италии вместо США, фильм держится на пронзительной, пропитанной меланхолией игре Прайса. Для тех, кто ценит атмосферные, камерные жанровые картины и хочет увидеть, как выглядела первая настоящая экранизация «Я — легенда», этот фильм — обязательный к просмотру.

Ночь живых мертвецов (1968)

-4

Существа из «Я — легенда» — это зомби, вампиры или нечто третье? В конечном счёте, разница не так важна, как ощущение: они образуют орду — неумолимую, кровожадную и безжалостную.

Хотя в альтернативной концовке фильма зритель узнаёт, что заражённые гораздо умнее и человечнее, чем кажется на первый взгляд, в начальной части картины они воспринимаются как животные, движимые одним инстинктом — убивать.

Чтобы понять истоки этого образа, нужно обратиться к «Ночи живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро. Этот фильм 1968 года стал родоначальником жанра зомби-апокалипсиса и одной из самых важных вех в истории кино ужасов. Особенно значима и роль Дуэйна Джонса — одного из первых чернокожих героев в хорроре такого масштаба.

Действие разворачивается в полуразрушенном фермерском доме, куда группа выживших пытается укрыться от восставших мертвецов. Здесь нет места иллюзиям: мёртвые возвращаются к жизни и жаждут человеческой плоти. Фильм полон напряжения: дети нападают на родителей, мертвецы осаждают дом, а в воздухе вспыхивают бутылки с зажигательной смесью.

Как и Роберт Невилл, герои «Ночи…» борются не только за выживание, но и за смысл своего существования. Это — квинтэссенция постапокалиптического ужаса.

Тихая Земля (1985)

-5

Зак Хобсон (Бруно Лоуренс) просыпается утром и обнаруживает, что остался совершенно один. Ни тел, ни следов борьбы — просто пустота.

В отличие от многих «последних людей», Зак даже знает, что произошло: он участвовал в секретном военном проекте по созданию беспроводного глобального источника энергии, и, как он давно опасался, эксперимент вышел из-под контроля.

После безуспешных попыток найти других выживших Зак встречает Джоанн (Элисон Рутледж) и Апи (Пит Смит). Втроём они отправляются к исследовательскому центру, чтобы уничтожить его и, возможно, остановить катастрофу. Но исправить то, что уже сломано безвозвратно, оказывается куда сложнее, чем они думали.

Фильм Джеффа Мёрфи, вдохновлённый как романом Мэтисона, так и другими постапокалиптическими работами, остаётся экзистенциальным кошмаром. Он пронизан одиночеством, отчаянием и неожиданной красотой конца света — и опирается на три выдающиеся актёрские работы, которые делают его одним из самых недооценённых фильмов своего времени.

28 дней спустя (2002)

-6

Всё начинается с ошибки: активисты-зоозащитники проникают в исследовательскую лабораторию и случайно выпускают вирус «Ярость» — агрессивную инфекцию, превращающую людей в кровожадных маньяков.

Почти месяц спустя курьер Джим (Киллиан Мерфи) выходит из комы и обнаруживает, что Лондон пуст. По мере того как он бродит по улицам, к нему присоединяется небольшая группа выживших. Они сообщают ему: вирус уничтожил почти всё население, а заражённые не шатаются, как классические зомби, — они бегают, охотятся и убивают с пугающей скоростью.

Режиссёр Дэнни Бойл вдохнул новую жизнь в жанр зомби-апокалипсиса, создав один из самых влиятельных фильмов своего времени. Первые сцены, где Джим идёт по пустым улицам Лондона, напрямую напоминают вступление «Я — легенда». А заражённые в «28 днях спустя» — такие же ловкие, быстрые и кошмарно эффективные, как и существа из фильма с Уиллом Смитом.

Дитя человеческое (2006)

-7

Что в «Я — легенда» трогает сильнее всего? Возможно, прощание Роберта Невилла с женой и ребёнком, когда он решает остаться в Нью-Йорке ради поиска лекарства? Или момент, когда ему приходится усыпить Сэма — последнюю нить, связывавшую его с человечностью? А может, это вид пустых улиц, безразличных к судьбе человечества?

Если хотя бы один из этих моментов вызвал у вас эмоции, то «Дитя человеческое» — фильм именно для вас. Снятый Альфонсо Куароном в 2006 году, он переносит зрителя в 2027 год — мир, в котором уже двадцать лет не рождались дети. Причина бесплодия неизвестна, но последствия ясны: человечество стоит на грани вымирания.

На фоне глобальной анархии простому бюрократу Тео (Клайв Оуэн) поручают сопровождать Ки (Клэр-Хоуп Эшити) — женщину, чудом забеременевшую в мире, где это стало невозможным.

«Дитя человеческое» — это не просто триллер, а глубокое философское размышление о надежде, ответственности и цене выживания. Хотя фильм гораздо мрачнее и серьёзнее «Я — легенда», оба произведения объединяет одна тема: как мы реагируем на собственное исчезновение.

Репортаж (2007)

-8

Слово «эпично» вряд ли подходит для описания испанского хоррора «Репортаж» — но зрители, увидев его, часто подбирают куда более яркие эпитеты. Это кино не просто страшное — оно эпически напряжённое, почти невыносимо клаустрофобичное и не даёт передохнуть ни на секунду.

История разворачивается через объектив камеры: журналистка Анхела (Мануэла Веласко) и её оператор Пабло (Пабло Россо) снимают ночной репортаж у пожарной части. Когда их вызывают в жилой комплекс, чтобы проверить состояние странно ведущей себя пожилой женщины, они не подозревают, что попадут в ловушку.

Вирус, похожий на бешенство, уже охватил здание. Власти вводят карантин, и теперь никто не может выйти.

«Репортаж» — эталон жанра «найденной плёнки». Он сочетает реалистичность, скоростной монтаж и одни из самых захватывающих экшен-сцен в зомби-кинематографе. Как и в «Я — легенда», заражённые здесь — не зомби в классическом понимании, а нечто куда более опасное, быстрое и безумное.

Дорога (2009)

-9

Если после вступления «Я — легенда» с его зелёными, почти идиллическими улицами Нью-Йорка вы подумали: «Хорошо, но можно ещё мрачнее?» — то «Дорога» — именно то, что вам нужно. Экранизация одноимённого романа Кормака Маккарти рассказывает о мужчине (Вигго Мортенсен) и его маленьком сыне (Коди Смит-Макфи), бредущих по выжженной пустоши в поисках спасения.

В отличие от «отвоёванного природой» Нью-Йорка, здесь всё мёртво. Небо — серое, земля покрыта пеплом, воздух — сажей. Апокалипсис вызван не вирусом, а, вероятно, столкновением с астероидом или ядерной зимой. Жизнь почти невозможна, а единственный закон — выжить любой ценой. И всё же отец пытается сохранить в сыне человечность.

Фильм Джона Хиллкоута лишён динамики и героических подвигов, но именно в этом его сила. Это мрачная, почти безнадёжная притча о любви, отчаянии и огне, который нужно беречь — даже когда весь мир окутан тьмой.

Книга Илая (2010)

-10

В 2043 году Америка превратилась в выжженную пустошь. Илай (Дензел Вашингтон) — одинокий странник, движущийся на запад. Его цель — донести до безопасного места единственную оставшуюся копию Библии короля Якова. По пути он сталкивается с бандами мародёров, каннибалами и тираном Карнеги (Гэри Олдман), который мечтает использовать Священное Писание как инструмент власти.

«Книга Илая» — это гибрид постапокалипсиса и вестерна, где одиночество так же осязаемо, как и жажда возмездия. Как и «Я — легенда», фильм демонстрирует сильного, решительного чернокожего героя в разрушенном мире.

Несмотря на спорный сюжет и критику, картина обладает харизмой, драйвом и звёздным составом: Дензел Вашингтон, Гэри Олдман, Майкл Гэмбон, Мила Кунис. Если вы не против немного библейской аллегории, перестрелок и пустошей — этот фильм точно заслуживает внимания.

Поезд в Пусан (2016)

-11

«Я — легенда» — это фильм о размышлениях, одиночестве и моральных дилеммах. Но иногда хочется чего-то более динамичного: например, чтобы один человек сражался с ордой мутантов в замкнутом пространстве. Именно это предлагает южнокорейский хоррор «Поезд в Пусан».

Сок У (Гон Ю) — занятой инвестиционный менеджер, отдалившийся от маленькой дочери Су Ан (Ким Су Ан). В день её рождения он соглашается отвезти её к матери в Пусан. Но в тот же поезд садится заражённая женщина, и вскоре вирус превращает пассажиров в плотоядных монстров. Выжившим предстоит пробираться через вагоны смерти, чтобы добраться до последнего убежища.

Как и Роберт Невилл, Сок У — неидеальный герой, мучимый виной. Но если Невилл боролся за будущее человечества, то Сок У борется за искупление — ради своей дочери. «Поезд в Пусан» — это блестящий баланс между экшеном, драмой и ужасом, и один из лучших зомби-фильмов XXI века.

Все эти фильмы, по-своему, отвечают на один и тот же вопрос: что остаётся от человека, когда исчезает всё остальное? И если «Я — легенда» дал вам лишь первый ответ — эти десять картин помогут услышать остальные.

Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если да — поставьте лайк и обязательно подпишитесь на мой Telegram-канал, посвященный фантастике. Там вас ждет много полезных рекомендаций и интересных обсуждения :)