Найти в Дзене

Что значит быть христианином сегодня

Как отражается на нашей жизни вера в то, что Бог пришел на землю, жил среди людей, был распят и воскрес? Что значит для современного христианина активно и творчески относиться к своей жизни? Как наши христианские убеждения влияют на наше отношение к семье, работе, образованию, выбору профессии, досугу, творчеству, воспитанию детей, к событиям нашего времени и окружающему миру? Ради чего живет сегодня христианин и, если ради Христа, то что это значит сегодня – прожить жизнь ради Христа? "…От нас зависит, жить в аду или в раю уже здесь, на земле; от нас зависит сделать не только нашу жизнь, но всю жизнь вокруг местом, где действует Бог", – говорит митрополит Антоний Сурожский.  А, если так, то перед всяким православным христианином стоит высокая и ответственная задача – научиться каждую минуту, каждое мгновение жить в полную силу, с полным доверием к Богу, а это и значит жить по-христиански. Но именно на этом мы обычно и спотыкаемся: нам всё время кажется, что повседневная жизнь – это

Как отражается на нашей жизни вера в то, что Бог пришел на землю, жил среди людей, был распят и воскрес? Что значит для современного христианина активно и творчески относиться к своей жизни? Как наши христианские убеждения влияют на наше отношение к семье, работе, образованию, выбору профессии, досугу, творчеству, воспитанию детей, к событиям нашего времени и окружающему миру? Ради чего живет сегодня христианин и, если ради Христа, то что это значит сегодня – прожить жизнь ради Христа?

"…От нас зависит, жить в аду или в раю уже здесь, на земле; от нас зависит сделать не только нашу жизнь, но всю жизнь вокруг местом, где действует Бог", – говорит митрополит Антоний Сурожский. 

А, если так, то перед всяким православным христианином стоит высокая и ответственная задача – научиться каждую минуту, каждое мгновение жить в полную силу, с полным доверием к Богу, а это и значит жить по-христиански.

Но именно на этом мы обычно и спотыкаемся: нам всё время кажется, что повседневная жизнь – это одно, а христианский поступок – что-то другое, что он выбивается из обычного строя нашей жизни, требует от нас совершения какого-то сверхусилия. 

Когда мы видим, как многие люди сегодня воспринимают христианство в качестве бесплатной психотерапии или легко доступного способа общения с высшей силой, мы не должны за ними следовать. В вере мы призваны искать не чуда и не исполнения сиюминутных желаний, но вечного смысла, который, как солнечный свет днём, способен осветить всю нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей и наших близких.

Так что нам, истинно верующим, прежде всего необходимо самим зажечь  светильник Веры внутри своего сердца, чтобы светить самим и с любовью к людям и Христу делиться  этим светом и опытом веры с другими, без ожидания, что люди примут его и сразу согласятся изменить свое отношение к жизни. Нам не следует упорствовать в бесплодных диалогах, пытаясь доказать существование Бога и "защитить" Его от нападок неверующих. 

 Бог не нуждается в защите. Наша задача – являть Его качества: любовь, терпение, смирение, прощение. Когда мы вступаем в жаркие споры, пытаясь "защитить" идею Бога, мы на уровне энергии вступаем в борьбу, а не в любовь. Лучшая защита Бога в нашей жизни – это наш свет, наше спокойствие, наша любовь, которую мы способны проявлять даже в сложных ситуациях и для построения гармоничных взаимоотношений с людьми.

Нам остается принять как факт, что наши близкие находятся на своем пути и не верят в Бога. Их путь, каким бы трудным он нам ни казался, – это их выбор и тот трудный жизненный урок, который они должны пройти сами и мы не можем их уберечь от него, а можем только наблюдать. Наш путь состоит в том, чтобы научиться любить их, не осуждая и не пытаясь контролировать их духовную эволюцию.

Нам надо смириться с их выбором и доверить жизни близких Богу, не вмешиваясь в промысл Бога о них. Такая позиция пойдет и нам на пользу: не будет пустых переживаний за близких, нетерпеливого ожидания   изменения их отношения к Богу, а будет  принятие их права выбора жизненного пути и любовь к ним самим и их душам,  осознанание того, что мы не имеем права вмешиваться в их жизнь.

Наша задача – передать им духовную информацию и успокоить свою совесть тем, что все, что могли сделали: информация дана, пусть пока и не востребована и с этим надо смириться. Смирение это не насилие над собой, а принятие того, что есть, как неизбежного.

Православный христианин  часто сталкивается не с проблемой "как донести истину", а с проблемой принятия свободы воли не верящих в Бога людей, когда они используют ее во вред себе, превращая свою жизнь в ад страстей и грехов. 

Для верующего человека это вопрос смирения. В духовном смысле – это трезвое признание реальности и отказ биться головой о стену, доказывая человеку его ошибочное мнение, пытаясь уберечь от последствий греховного поведения. 

Мы не можем заставить другого человека поверить, измениться, "созреть". Мы не можем "достучаться" до того, кто плотно закрыл дверь и еще и привалил ее изнутри чем-то тяжелым. Наша задача – пытаться обьяснить, а не заставлять кого-то понять, что своими грехами и незнанием действия законов духовной сферы жизни, обидами, осуждением и непрощением люди сами на себя навлекают тяжелые жизненные испытания. устраивая себе план Б, В и тд.  

Можно представить такую картинку, что мы стоим с фонарем в темноте и не имеем права тащить людей силой к свету, а можем только светить и ждать – те, кто готов, подойдут сами.

Так что нам остается только светить самим и не следует упорствовать в своем желании наставить людей на путь истинный. 

Почему порой наши слова о Христе, о Евангелии и о христианской вере не имеют силы и не убеждают людей? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, в котором он утверждает, что ни в его действиях, ни в его учении, "нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства" . И что всё, что он говорит и делает, он говорит и делает в угоду не людям, но Богу. Как вел себя Павел с ними? Он был тихим и ненавязчивым. Он не требовал к себе особого отношения и старался не быть им в тягость. Он не кичился и не превозносился перед ними "...ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши".

Так апостол Павел предлагает нам образ того, как всякому ученику Спасителя следует говорить людям о Христе. Для того, чтобы наша проповедь имела силу, необходимо быть очень внимательным к своим внутренним мотивам. В нашем сердце не должно быть никакой своекорыстной выгоды. Мы не можем говорить о Евангелии из желания угодить людям. Из желания оправдаться и показаться лучше, чем мы есть на самом деле. Из желания победить в споре и доказать свою правоту. Из желания заставить окружающих делать так, как хочу я. Это гнилой фундамент для проповеди. Именно поэтому она и бывает в некоторых случаях бессильна. Хотя нам кажется, что мы говорим красноречиво и аргументировано. Но Бог, как свидетельствует сегодня апостол Павел, "испытует сердца наши", то есть видит, что нами движет на самом деле. Видит даже то, что мы сами не видим и не осознаём. И лишь в том случае, если наши помыслы чисты, если нами руководит искреннее желание послужить своим ближним и принести им духовную пользу, Он наполняет наши слова Своей благодатью и делает их весомыми и убедительными.

С точки зрения веры, мы не имеем права ставить крест на человеке и лишать его шанса на преображение. Да, самый отъявленный безбожник и негодяй может  в последний момент земной жизни искренне раскаяться, как сделал это благоразумный разбойник, висящий на распятии рядом с Христом, и удостоиться Царства Небесного. Доброта и любовь открывают душу для Божьей благодати, и тогда с Господом человеку ничего не страшно и легче переносить испытания.

Благодать Духа Святого может коснуться любого сердца открытого ей и мы обязаны помнить это и соблюдать евангельскую  заповедь "возлюби ближнего своего, как самого себя". Эта заповедь предполагает, что у каждого человека есть здоровое чувство самоценности и  человеческое достоинство и мы должны уважать его право иметь свое мнение, пусть и ошибочное.

Быть учеником Христа не значит все время совершать какие-то жертвенные и героические подвиги – это значит изо дня в день совершать мелкие добрые поступки из чистых помыслов и быть достойным той любви, которую Бог к нам имеет, верить в правоту жизни. Это значит не стыдиться своего звания христианина, быть готовым перед людьми сказать: “Да, я Христов; если вы хотите меня отвергнуть, отвергайте, но я не отойду от Христа для того только, чтобы остаться с вами”.

Это не означает, что надо противопоставить себя обществу и кого-то осуждать в неверии, в грехах и безнравственности, основываясь на своей якобы непогрешимости, а в принципе идя на поводу гордыни и тщеславия, забывая о кротости и скромности, присущих христианину. 

Христос не случайно нам говорит, что мы должны любить ближнего, как самих себя. Любить – значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любой человек, не только наш близкий, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого звания. Поэтому первое, чему нас учит Христос, когда мы делаемся Его учениками, это – верить в человека, любить его душу и надеяться на всё от него зависящее для обращения его к Христу.

Верить означает убеждение, что в каждом человеке есть свет, есть добро. Как сказано митрополитом Антонием Сурожским: "Тьма не всегда этот свет принимает, но тьма не в состоянии заглушить или потушить свет. Свет имеет самобытность, силу, жизнь; тогда как тьма – отсутствие всего этого".

По словам Антония Сурожского: "В наше время нам не грозит смерть  непосредственно за христианскую веру, но перед нами постоянно ставится вопрос: ты со Христом или против Него? Даже в самых мелких вещах: ты готов лгать? ты готов обманывать из трусости, ради выгоды?.. Если ты готов это делать, ты не ученик Христа. Ты готов забыть нужду другого человека, потому что она тебе невыгодна или требует от тебя усилий, которые ты не готов отдать? Ты не ученик Христа…"

Отвага первых христиан поражает. Ведь мир, в котором они жили, был настроен по отношению к ученикам Спасителя очень враждебно. Церковь была вне закона. И если ты хочешь жить долго и счастливо, лучше не высовываться и помалкивать. В противном случае тебя ждут гонения, злоключения и даже смерть. Однако первые христиане  поступают ровно наоборот и их пламенная вера служит примером и предметом для восхищения и подражания верующих во все века.

Почему у них не было страха? Потому что не было самопревозношения и гордыни. Именно она, а по-простому, наш эгоизм — причина большинства наших страхов. Эгоизм и страх тесно связаны — закономерность эту легко объяснить. Именно гордыня и эгоизм уверяют нас, что только мы сами хозяева своей жизни и сами её строим, сами управляем её процессами и определяем результаты своих трудов, пользуемся её дарами и благами. Отсюда и рождается излишнее беспокойство и страх за будущее,  излишние переживания за судьбы своих близких. Мы чрезмерно тревожимся о собственном финансовом благополучии, испытываем беспокойство, если события разворачиваются не так, как они, по нашему мнению, должны развиваться, так как понимаем, что не все можем досконально знать наперед и способны проконтролировать— нам кажется, что все эти страхи и чувства очень естественны. Но всё это лишь потому, что мы привыкли к этим переживаниям. На самом же деле они появляются там, где мы слишком много на себя берём, начинаем играть роль бога. Сознательно или, чаще всего, неосознанно, по привычке говорим: "я знаю, как надо, я сто раз это делал". И вроде действительно что-то получается, но цена — страх и тревога. Потому что при неопределенности, непредсказуемости нашей жизни конструкция, которую мы строим, очень шаткая.

Выход из положения прост — чтобы снизить градус страха и тревоги, нужно снизить градус гордыни и эгоизма. Для этого следует отчётливо понять, что то, чем мы обладаем — это не наши собственные достижения, это есть действие той благодати, которую мы даром получили, живя по Евангелию, и которую можем передать другим людям. Как учит и Сам Христос — "даром получили, даром давайте" .

Это и есть то удивительное лекарство от тревожности, страхов и беспокойств, которое предлагает церковная традиция: всё, что у меня есть, я учусь не считать своим, а только взятым в аренду. Деньги не мои. Карьера не моя. Ум, смекалка, профессиональные навыки — не мои. Время — не моё. Здоровье — не моё. Моего нет ничего. Но всё это дано мне от Бога и является Его подарком. Я только имею право распоряжаться этим, учиться им пользоваться во благо себе и другим. А именно — отдавать это окружающим. Направлять на служение людям ради Христа и Его Евангелия. Это и означает, как говорит апостол Павел, "служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его". Такой подход к жизни, когда мы всё приписываем Богу и благодарим Его за то, чем обладаем, помогает нам не думать о себе слишком высоко. И более того, такое расположение духа избавляет от страха и привлекает в наше сердце божественную благодать.

Спаситель призывал людей к покаянию, но само оно лишь промежуточный этап, ведущий к жизни с Богом, ведь призывая людей к покаянию, Иисус говорит о свете. Потому что Его цель не только в том, чтобы мы покаялись и признали свои ошибки, исправили их, но в том, чтобы мы трансформировались и наша жизнь после покаяния наполнилась светом. 

Этот призыв мы слышим в отрывке из 11-й главы, стиха 33 Евангелия от Луки: "Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет".

Вот такой ответ на то, как жить по-христиански в современном мире дает протоиерей Димитрий Смирнов: "Быть христианином – это значит иметь в себе Дух Христов: Дух мира, любви, подвига, согласия. А не дух гнева, возмущения, зависти, осуждения…" .

Действительно, читая Евангелие, мы видим: Спаситель любил всех и вся, даже Своих врагов и убийц. Они не вызывали в Нем чувства ненависти, потому что в Боге такого чувства нет. Как известно, Христос, вися на Кресте, молился за Своих палачей, а не проклинал их… Бог есть Любовь, любовь жертвенная, исцеляющая и созидающая. Вот и христианин должен в собственном сердце взращивать любовь, думая больше о душах людей и собственной душе, учась смирению, делая окружающий мир лучше, гармоничнее, совершеннее.

Но мы должны понимать свои мотивы поведения, чтобы наше служение было не человеку, а Богу, тогда мы не подвергнем себя риску потери самоуважения и закрепления нас в патологической роли жертвы, а терпение в отношении к тирану не станет для нас ложно понятым  "христианским подвигом".

 Плодами духовного развития являются: любовь-агапе (любовь возвышенная), радость, долготерпение, благость, кротость, милосердие, сострадание, отсутствие зависти, воздержание, благое мышление – это и основные духовные качества человека нового четырёхмерного сознания. Верующая в Христа личность совершенствуется и воплощает в жизнь заповеди, живет с молитвой, посещением церкви, исповеди и причастия, а не просто увлечена догматической теорией с соблюдением формальных ритуалов, концентрируясь лишь на внешних формах и обрядовой стороне. 

Самым главным и ценным плодом православной веры является не количество посещений церкви, а качество нашей жизни. Мы видим как благодаря нашей работе над собой, молитве и поддержке Бога меняемся мы сами и постепенно преображаются жизни наших близких: уходит осуждение, приходит понимание. уходит страх за них, приходит доверие Божьему промыслу о них. Мы видим как выздоравливают и выравниваются отношения в семьях, как, казалось бы в безнадежных ситуациях и обстоятельствах находится выход, как постепенно  поворачиваются к Богу близкие нам люди. Это и есть та самая "жизнь с избытком",  которую обещал Христос, это и есть доказательство истинности нашей веры и ее плоды для эволюции нашего сознания и преображения душ близких нам людей.