- Вариант №1 – ограничить программу слета и превратить его в более деловой формат, привозить в основном командные составы, организовывать сессии по развитию отрядного движения, наполнять программу не развлекательным контентом, а деловым.
- Вариант №2 – учитывая рост активностей и потребность бойцов проявлять себя в разных направлениях, необходимо создавать в течение года линейку мероприятий, по сути отбор, на участие во всероссийском слете
- Вариант №3 – ничего не менять, наполнять слет мероприятиями, которые регионы не могут заполнить, так как приоритеты расставляют по-другому. Проводить слет как всегда с определенным позитивным выхлопом
Красноярск принимает слёт, и я уверен, что он пройдёт на высшем уровне. Команды Центрального штаба Красноярского краевого студенческого отряда и штаба СибФО сделают всё, чтобы мы уехали отсюда с зарядом энергии на весь год. Конечно же, событие вновь даст старт новому этапу развития РСО, ведь слёт откроет новые звёздочки и зажжёт множество огоньков по всей стране. Оно придаст импульс для перезагрузки взаимоотношений с ключевыми партнёрами и наметит вектор развития для региональных штабов.
РСО меняется — и меняется довольно динамично. По моему мнению, самое время поговорить об изменении устоявшейся формулы проведения Всероссийских слётов студенческих отрядов. Ещё раз хочу заострить внимание: я говорю не о том, как организован слёт в Красноярске, а о будущем — об изменении условий и задач, которые должны решать такие мероприятия.
Немного истории из нашего легендарного прошлого. В период расцвета студенческих отрядов в СССР всесоюзные слёты студенческих отрядов проходили нерегулярно. Ветераны могут меня поправить, но, согласно открытым источникам, их было всего три — проводились они примерно раз в пять лет.
15 ноября 1963 года в Кремлёвском Дворце съездов прошёл первый Всесоюзный слёт, на котором был принят единый Устав всех студенческих отрядов.
В апреле 1979 года в Алма-Ате состоялся Всесоюзный слёт участников студенческих отрядов.
А в мае 1984 года там же прошёл очередной Всесоюзный слёт, который подвёл итоги 25-летнего периода развития отрядного движения.
Почему это происходило именно в таком формате — не знаю и не буду выдвигать свои версии, но факт остаётся фактом: в советское время слёты решали иные задачи и проводились ситуативно, под конкретные цели.
Когда мы создавали новую историю движения и обсуждали похожие предложения ветеранов (в частности, идею установить периодичность проведения слётов раз в 3–5 лет), мы сознательно отказались от этого варианта. На начальном этапе средний «цикл» бойца в отряде составлял около двух лет, да и в современных условиях он остался примерно таким же. Поэтому, чтобы у каждого была возможность попасть на слёт, было принято решение проводить Всероссийские слёты ежегодно.
И, конечно, с 2003 года, когда Екатеринбург принял первый Всероссийский слёт (тогда это был форум) студенческих отрядов, формат постоянно менялся — как качественно, так и количественно. При этом он неизменно оставался важнейшим событием в жизни РСО. Не было ни одного слёта, похожего на другой — каждый из них был уникален.
Почему же, спросите, я поднимаю эту тему? Всё дело в качественном скачке в работе региональных отделений и реальном росте численности организации.
Оставляя за скобками юбилейные слёты в Москве, можно констатировать факт: провести слёт численностью более 2500 человек на действительно высоком уровне сегодня способны порядка двадцати субъектов Российской Федерации. Это обусловлено, прежде всего, наличием соответствующей инфраструктуры, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности выбора площадок.
При этом проведение Всероссийского слёта — это лучший стимул (и одновременно тренажёр) для развития регионального штаба. Однако инфраструктурные ограничения сужают круг потенциальных организаторов.
Да и в целом, формат с 2500 участниками сегодня, на фоне активного роста и становления региональных отделений, уже не позволяет в полной мере отвечать тем задачам, которые ставились перед слётами в последние годы. Заявочная кампания именно Красноярского слёта обнажила это как никогда ранее.
Итак, сегодня у нас 85 региональных отделений.
И при организации слета на 2500 приезжих с учетом 200-300 организаторов и почетных гостей на регионы остается 2200 человек
Если делить поровну 2200 / 85 = 26 человек в делегации. И как мы все видим, сегодня на слет приезжают 95% регионов, такого раньше не было, растет численность, растет запрос и сегодня в рейтинге развивается не шуточная борьба за места, если раньше лидеры получали от 80 до 120 мест на слет, то теперь конкуренция и выравнивание, включение формул с рейтингом и общей численностью и распределение происходит примерно по формуле от 5 человек до 55 человек.
И это круто для всей организации, но при средней численности делегации в 15 человек площадка слета должна перестать быть местом творческих и спортивных соревнований, ведь ресурсов, чтобы заявится на конкурсы у регионов просто нет.
Мы ставим перед штабами нерешаемую задачу, кого везти ?
- лучших штабистов вузов
- лучших строителей
- лучших медиков
- лучших СОЖТ
- лучших ССХО
- лучших СеРВО
- лучших производственников
- лучших монтеров пути
- лучших топов
- совет ветеранов
- лучших танцоров
- лучших певцов
- лучший театр
- лучших художников
- лучших спортсменов
И это не все, понимаете, что тут уже 15 направлений, и все они не по одному человеку в заявке?
Какой выбор стоит пред командиром штаба? Самому не ехать? Не заявляться на профку или на творчество…. И это беда!
Ведь любое принятое решение ставит в приоритет в региональном отделении что-то одно и, по сути, развитие остальных направлений отходит на второй план практически на квартал, а то и на полгода, кто лучше строители или медики?
Скажете так было всегда, – я соглашусь, но тут обостряется эта ситуация тем, что сегодня организаторы попадают в неудобную ситуацию.
У нас на всероссийский конкурс профмастерства приезжают 3 команды. Т.е. мы не создаем реальной конкуренции и не развиваем направления, это относится к проф отрядам, студенческим отряда железнодорожного транспорта, сельскохозяйственному направлению и не только.
Да, мы вынесли спорт за скобки – но эти места тоже могли бы уйти в профку или творческий фестиваль
Сегодня самое ужасное для РО попадание в номинацию «массовый танец» и «театр»… мы схлопываем возможности РО, расширяя каждый год количество конкурсных номинаций по всему спектру.
Это и есть пресловутая болезнь роста, когда быстро растем и не можем контролировать свои конечности и тело, оно просто не успевает принимать решение, как ему этим управлять, пытаясь управлять так как он это делал вчера…
Что с этим делать, вариантов скажем не так много:
Вариант №1 – ограничить программу слета и превратить его в более деловой формат, привозить в основном командные составы, организовывать сессии по развитию отрядного движения, наполнять программу не развлекательным контентом, а деловым.
Что это даст:
- начнем более системно формировать управленческую прослойку РСО
- непосредственно с пылу жару подводить итоги сезона, ведь все еще на слуху (ПРОБЕМЫ, ТРАВМЫ, И Т.Д.)
- обсуждать будущее не в феврале, а именно сейчас, и слышать не толко руководителей РО, а командиров штабов вузов и направлений
- включать в рабочий диалог работодателей, обсуждая их проблематику и совместные проекты.
По сути, это грандиозная стратегическая сессия, для региональных штабов это отличная возможность прокачать свою управленческую команду на следующий сезон, и главное, такое распределение 5-55 делегатов, как раз, снимет вопросы, кого вести – это все будут люди с тремя или двумя лычками.
Отвечает ли это духу слета? В целом, да, но полностью меняет парадигму и цель его проведения.
Я, в целом, не сторонник чисто такого формата, но в нем есть смысл и возможно, учитывая в каком периоде мы находимся сейчас, можно было бы рассмотреть слет, посвящённый 67-му трудовому семестру именно в таком формате
Вариант №2 – учитывая рост активностей и потребность бойцов проявлять себя в разных направлениях, необходимо создавать в течение года линейку мероприятий, по сути отбор, на участие во всероссийском слете
А слет уже превращать в огромный галоконцерт
Мы запускаем Всероссийский:
- фестиваль отрядного танца
- фестиваль отрядной песни
- фестиваль отрядного спорта
- фестиваль современного искусства
- конкурсы профмастерства
- конкурс медиа-команд
Что получаем
1. Кратное увеличение вовлеченных во всероссийские мероприятия бойцов с РО
2. Развитие всех направлений отрядной жизни (ограничения будут устанавливаться не по квотам, а по другим параметрам)
3. Нормальную конкуренцию и реальный отбор сильнейших
4. Вовлечение большего количества РО, как организаторов всероссийских форматов – для прокачки управленческих компетенций
5. Более глубокое вовлечение партнеров по их тематике взаимодействия
И многое другое.
Однако тут огромный вопрос, «за чей счет банкет»… В условиях сокращения финансирования молодежной политики, этот вопрос ставит под сомнение данные форматы.
Но для меня он самый правильный и он нужен сегодня РСО!
И на выходе мы получим реальную вершину пирамиды всего лучшего в РСО – СЛЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
К этому нам всем нужно стремиться!
Вариант №3 – ничего не менять, наполнять слет мероприятиями, которые регионы не могут заполнить, так как приоритеты расставляют по-другому. Проводить слет как всегда с определенным позитивным выхлопом
Но, как инженер, я считаю что КПД подобного формата сегодня ниже 30%, а это показатель, который недопустим в таких крупных системах, как РСО
П.С.:
Друзья, огромное спасибо всей комиссарской команде, кто творит современные программы и конкурсы, вы крутые и вопрос не в ваш адрес, а в адрес командиров, которые создают повестку развития и формируют с Правлением и Наблюдательным советом РСО стратегию на будущее. ДАВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ВСЕРОСИСКИЙ СЛЕТ ПО-НОВОМУ!