Найти в Дзене

Один только маленький штрих к истории царствования Николая Второго

Ни дня без строчки 23 декабря будет у нас отмечаться день Дальней Авиации России. Дальняя авиация является главной ударной силой ВВС, авиационной составляющей стратегических ядерных сил России и стратегическим резервом Верховного Главного Командования. Только мало кто знает теперь, что дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей конструктора Игоря Сикорского «Илья Муромец» - первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Решение о создании эскадры именно 10 (23) декабря 1914 г. утвердил император Николай II. Это была первая в мире эскадра дальней бомбардировочной авиации. Начальником эскадры стал Шидловский М.В., бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец». Так что это, пожалуй единственная дата, утверждённая царём Николаем, оболганным разнообразными учителями всех времён, которую отмечает сегодняшняя Россия... Своеобразный итог работы воздушных
Осмотр Императором Николаем II аэроплана Игоря Сикорского " Русский Витязь ". Эти самолёты были переименованы потом в "Илью Муромца". Красное Село .Санкт-Петербург.1913 год
Осмотр Императором Николаем II аэроплана Игоря Сикорского " Русский Витязь ". Эти самолёты были переименованы потом в "Илью Муромца". Красное Село .Санкт-Петербург.1913 год

Ни дня без строчки

23 декабря будет у нас отмечаться день Дальней Авиации России. Дальняя авиация является главной ударной силой ВВС, авиационной составляющей стратегических ядерных сил России и стратегическим резервом Верховного Главного Командования.

Только мало кто знает теперь, что дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей конструктора Игоря Сикорского «Илья Муромец» - первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Решение о создании эскадры именно 10 (23) декабря 1914 г. утвердил император Николай II. Это была первая в мире эскадра дальней бомбардировочной авиации. Начальником эскадры стал Шидловский М.В., бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец». Так что это, пожалуй единственная дата, утверждённая царём Николаем, оболганным разнообразными учителями всех времён, которую отмечает сегодняшняя Россия...

Своеобразный итог работы воздушных тяжеловозов войны подведёт сам Сикорский в том же автобиографическом «Воздушном пути»:

«Много раз им приходилось преодолевать трудности и опасности. Во время одного из полётов “Ильи Муромца Киевского”, когда воздушный корабль находился в тылу неприятельских войск, на него внезапно напало в воздухе несколько неприятельских аэропланов. Командовал кораблём один из выдающихся русских лётчиков капитан Башко. В воздухе, на большой высоте, начался бой, причём огнём неприятельских аэропланов были подбиты и совершенно остановились два правых двигателя «Ильи Муромца» и был ранен его командир. Имея лишь два мотора, работавших с одной стороны, корабль продолжал вести бой, подбил два неприятельских аэроплана, отогнал остальных и благополучно вернулся в местность, занятую русскими войсками. Этот случай, равно как и множество других, показали большую надёжность воздушных кораблей и их способность преодолеть большие затруднения и опасности. За всю войну эти аппараты совершили около 400 боевых полётов, причем всего лишь один раз воздушный корабль не вернулся к своим. В этот раз аппарат и его доблестный экипаж погибли в тяжёлом бою в воздухе. Во всех остальных случаях воздушные корабли благополучно возвращались домой, иногда с одним и даже двумя подбитыми моторами, сплошь и рядом со многими десятками дыр от неприятельских шрапнелей. Много было и воздушных боёв с неприятельскими аэропланами. Кроме упомянутого выше, эскадра не потеряла ни одного корабля в боях, но неприятельских аэропланов было уничтожено около десяти… Таким образом было уничтожено огромное количество пороха и снарядов, находившихся в ближайшем тылу неприятельских войск, и жизнь русских солдат была сохранена сотнями, вернее, тысячами. И каждый из полётов что-то давал конструктору. “Муромцы” стали всё больше и больше обретать чисто военную простоту, всё в них становилось целесообразным и необходимым».

С одного из самолётов «Илья Муромец» в 1915 году была пущена, например, бомба с рекордным опять же весом в 410 килограммов. Чтобы сбросить такую бомбу нужно стало разработать и поставить на самолёт систему специального электрического автомата для пуска бомб такого веса. Один из самолетов «Илья Муромец» в 1916 году пролетел 10 000 верст и сбросил свыше 400 пудов бомб.

В декабре 1916 года начальник Главного управления генерального штаба, обобщив опыт боевого использования четырёхмоторных машин Сикорского, писал: «В отношении создания воздушного корабля под наименованием “Илья Муромец” Россия стоит впереди своих союзников... Кроме Италии, никому до сих пор не удалась постройка многомоторного воздушного корабля. Все попытки были неудачны, и построенные до сих пор или не поднимались на воздух, или, как у германцев, были технически очень несовершенны, будучи неповоротливыми, с малой скоростью и грузоподъёмностью»...