Наименование организации – это первое, на что обращают внимание потенциальные клиенты или партнеры. Оно позволяет заявить о себе, выделиться на фоне конкурентов, а также оставить о себе впечатление.
- является ли выбранное название понятным, запоминающимся, звучным, узнаваемым, оригинальным;
- выделяется ли название на фоне конкурентов;
- будет ли название интересным и актуальным спустя время. Юридически изменить название можно в процессе деятельности, но придется менять учредительные документы, лицензии, а также документацию внутри компании;
- соответствует ли выбранное название нормам законодательства и не нарушает ли оно авторские права других компаний.
Выбор названия и процесс его присвоения компании регламентируется законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Что такое фирменное наименование ООО
В ст. 1473 Гражданского кодекса сказано, что каждое юрлицо обязано иметь фирменное наименование. В нем непременно указывается организационно-правовая форма. Кроме того, полное название должно быть на русском языке.
Компании разрешено иметь и сокращенное название, где ОПФ указывается в виде аббревиатуры, а из самого названия убирается принадлежность к определенной сфере.
Помимо полного и сокращенного названия можно зарегистрировать вариант на иностранном языке или использовать язык любого народа Российской Федерации.
В наименовании ООО могут содержаться иноязычные заимствования. Однако, их необходимо перевести в надлежащую транскрипцию.
В уставе Общества и в заявлении на регистрацию бизнеса указывается фирменное наименования ООО, которое не всегда совпадает с коммерческим. Именно фирменное наименование Общества с ограниченной ответственностью будет указано в ЕГРЮЛ, а также будет использоваться при ведении хозяйственной деятельности. Данные отображаются в договорах с клиентами и партнерами, указываются в счетах и прочих необходимых для ведения деятельности в документах.
Среди особенностей следует выделить:
- срок действия с момента создания компании и до ее закрытия или внесения изменений с учетом норм закона;
- использование только одним юридическим лицом без права передачи;
- наличие у любого ООО, зарегистрировавшего свою деятельность.
Схожее понятие – это бренд или коммерческое обозначение. Оно представляет собой логотип, использование корпоративного стиля, выбор определенной цветовой гаммы, а также определенное обозначение в буквенном или цифровом виде. Именно коммерческое обозначение встречается на вывесках, визитках, в рекламных материалах. Товарный знак позволяет сделать компанию узнаваемой, привлечь клиентов, заинтересовать партнеров.
Получить исключительное право на работу с товарным знаком можно только в одном случае. Необходимо пройти регистрацию в Роспатенте. После этой процедуры можно применять товарный знак в работе и не бояться судебных исков от юридических лиц со схожим названием или логотипом.
Важно отметить, что у коммерческого обозначения есть несколько особенностей:
- срок действия составляет 10 лет с момента регистрации;
- товарный знак можно передавать другому юридическому лицу по франшизе;
- регистрировать коммерческое наименование не обязательно. Однако, наличие патента поможет в развитии бизнеса и даст гарантию, что другие компании не воспользуются раскрученным брендом в своих целях.
Фирменное наименование ООО и товарный знак не всегда совпадают.
Краткое и полное наименование общества с ограниченной ответственностью
Помимо полного наименования ООО может зарегистрировать:
- сокращенное название;
- полное или сокращенное наименование на иностранном языке или на языке народов РФ.
Три типа наименований являются равнозначными. Их необходимо указать в заявлении формы Р11001 в разделах 1 и 2 при регистрации общества, а также добавить в устав организации.
Как выбрать наименование
Название ООО – визитная карточка организации. Именно по нему формируется первое впечатление от компании.
Лучше выбрать яркое, емкое, звучное и привлекательное название. Это поможет завоевать внимание потенциальных партнеров и сделать продукт более узнаваемым и востребованным.
Маркетологи рекомендуют придерживаться рекомендаций, которые помогут выбрать правильное название. Оно должно быть:
- запоминающимся;
- легко произносимым;
- воспринимаемым на слух;
- понятным;
- вызывающим положительные эмоции.
Хорошо, если получится придумать название, отражающее специфику деятельности фирмы.
Однако, помимо рекомендаций специалистов важно учесть требования законодательства.
Требования к наименованию ООО
Гражданский кодекс подробно разъясняет требования, которые предъявляются к фирменному наименованию. Оно должно быть написано на русском языке. Иноязычные названия должны быть транскрибированы. Оптимальный вариант – выбрать полное и сокращенное наименование только на русском языке. Можно использовать дополнительное название на иностранном.
Важно отметить, что организационно-правовая форма для иностранных наименований организаций не переводится.
Существует ряд требований, которые важно учитывать при создании названия ООО:
- в наименовании не должно быть указано название иностранного города или страны, сокращения или производной формы;
- не используются названия государственных органов субъектов страны;
- запрещено использовать наименования общественных объединений;
- не используются обозначения денежной символики, печати или клейма;
- название должно соответствовать моральным принципам и устоям, быть корректным по отношению к другим людям.
Добавить в название компании РФ, Россия, Российская Федерация или производные можно только при наличии разрешения Министерства юстиции. Получить такое право могут только компании, которые созданы государством или организации, в которых государства владеет более чем четвертью голосующих акций.
При этом в названии не запрещено использование слова «русский», поскольку оно не относится к государственной символике.
Использование названий городов или субъектов РФ регламентируется законодательством на местном уровне. Этот нюанс лучше уточнить до момента регистрации наименования компании.
При обнаружении нарушений этих требований налоговая инспекция вправе не зарегистрировать компанию и заставить сменить наименования. В том случае, если ошибка обнаружена уже после регистрации, регистрирующий орган имеет право в судебном порядке потребовать изменить название.
Можно ли изменить название организации?
Законодательством не запрещено менять название у действующего ООО. Это подразумевает соблюдение определенного алгоритма. Необходимо внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ:
- подготовка основания. ООО с одним участником формирует решение. При наличии нескольких учредителей проводится собрание, оформляется протокол и фиксируется решение об изменениях;
- составление листа изменений к уставу или подготовка устава в новой редакции. Первый вариант допустим только в том случае, если при смене названия остальные данные остаются прежними;
- заполнение заявления по форме № Р13014. Понадобится титульный лист, а также листы А и П;
- подача документов в налоговые органы лично, через МФЦ, нотариуса или в электронном виде с использованием ЭЦП. В первом случае придется оплатить госпошлину в размере 800 руб.
Налоговый инспектор рассматривает заявление в течение 5 рабочих дней. После этого он обязан внести изменения и направить соответствующие документы представителю компании.
Как только у компании появилось новое наименование, необходимо передать соответствующую информацию в банк, переоформить контрольно-кассовую технику, сделать новую электронную подпись, печать, а также внести изменения во внутренние документы организации. Речь идет о:
- трудовых договорах;
- трудовых книжках;
- доверенностях.
Заключение
Наименование Общества с ограниченной ответственностью – визитная карточка организации, по которой формируется первое впечатление и зачастую принимается решение о сотрудничестве. Конечно, в процессе ведения деятельности можно переоформить название. Но значительно удобнее и практичнее сразу использовать звучное, запоминающееся наименование, которое будет выгодно отличать фирму среди конкурентов.