Найти в Дзене

Участие в выставке «Трын-Трава» — от идеи до воплощения

Московская арт-сцена сегодня переживает невероятный подъем: кажется, каждую неделю открываются новые выставки, фестивали и вернисажи. Для художников это желанная возможность выйти из мастерских к широкой публике, найти своего зрителя и вступить в диалог с коллегами. В 2025 году одной из таких ярких и запоминающихся площадок стала выставка «Трын-Трава», собравшая мастеров, вдохновленных природой и народными образами. Именно здесь художница Людмила Кладова представила чарующую композицию из стекла «Травушка-муравушка», путь создания которой — настоящий пример преданности искусству. Создание работы «Травушка-муравушка» — это история, воплощенная в стекле, и начинается она с момента озарения. Как говорит сама Людмила, сложно определить, что приходит первым — идея или образ. Чаще всего они рождаются одновременно, одно вытекает из другого. Главное для художника в такой момент — успеть зафиксировать вдохновение. «Важно, чтобы блокнот был под рукой, — делится Людмила, — и можно было нарисовать

Московская арт-сцена сегодня переживает невероятный подъем: кажется, каждую неделю открываются новые выставки, фестивали и вернисажи. Для художников это желанная возможность выйти из мастерских к широкой публике, найти своего зрителя и вступить в диалог с коллегами.

В 2025 году одной из таких ярких и запоминающихся площадок стала выставка «Трын-Трава», собравшая мастеров, вдохновленных природой и народными образами. Именно здесь художница Людмила Кладова представила чарующую композицию из стекла «Травушка-муравушка», путь создания которой — настоящий пример преданности искусству.

Создание работы «Травушка-муравушка» — это история, воплощенная в стекле, и начинается она с момента озарения. Как говорит сама Людмила, сложно определить, что приходит первым — идея или образ. Чаще всего они рождаются одновременно, одно вытекает из другого. Главное для художника в такой момент — успеть зафиксировать вдохновение. «Важно, чтобы блокнот был под рукой, — делится Людмила, — и можно было нарисовать маленький эскиз».

За первоначальным наброском следует усердная работа: отрисовка пробных эскизов, поиск и подбор референсов, а затем — создание эскиза в натуральную величину будущего произведения. И тогда начинается магия работы со стеклом. Художник подготавливает материал: режет, моет, создает форму для будущей скульптуры. Ключевой этап — закладка стекла в печь для обжига. Опытные стекольщики знают, насколько важен правильный температурный режим, поэтому Людмила советует: «Желательно в начале сделать пробный элемент, чтобы найти нужный режим». После обжига следует холодная обработка, шлифовка, придающая изделию завершенный вид. Размер печи 700 на 500 мм позволяет работать с довольно крупными формами и даже обжигать несколько работ одновременно, что является значительным преимуществом.

Отдельно Людмила отмечает, что ее работы, несмотря на художественную ценность, созданы для жизни.

«Преимущество моих работ в том, что они могут вписаться в любой интерьер, — говорит она. — Важно найти подходящее место, чтобы подчеркнуть красоту стекла. Стекло — прозрачный и светоотражающий материал, поэтому свою красоту оно раскрывает при правильном освещении».

Концепция композиции «Травушка-муравушка» глубока и поэтична. Это приглашение зрителя уйти из шумного и непостоянного города в спокойные и родные просторы диких полей. Через сочный зеленый цвет, передающий сочность и связность утренней травы в росе, художница воплощает цикличность жизни: от только зарождающихся ростков до крепких стеблей, которые, увядая, возрождаются вновь. Название отсылает к старинному слову «мурава», обозначавшему молодую, густую траву, которой в сказках приписывали волшебную силу. Отражение в зеркальных элементах работы углубляет перспективу, создавая ощущение необъятного простора, а игра света и тени в стекле оживляет эту историю.

Людмила Кладова — не просто талантливый художник и виртуозный стекольщик, она — ваш проводник в мир декоративно-прикладного искусства. Ее одержимость стеклом и любовь к материалу чувствуются в каждой детали работ.

И замечательно, что свой опыт и знания она передает другим — стать учеником курсов по керамике и работе со стеклом значит получить шанс не просто освоить ремесло, а влюбиться в него безвозвратно, как когда-то это произошло с самой Людмилой.

Ее творчество — яркое доказательство того, что декоративно-прикладное искусство живо, пока есть мастера, способные вдохнуть в материал душу и рассказать им свою историю.