Найти в Дзене
Московская беседка

Солнечный луч

О "Тетралогии" Алексея Рыбникова (части III и IV). Премьера состоялась на Юбилейном концерте композитора в Большом зале консерватории 8 ноября 2025 Трудно писать о музыке. Примерно так же, как поймать солнечный зайчик или дотронуться до заката. Трудно, как обхватить руками солнечный луч, ухватиться за то светлое и доброе, что несет нам солнце. И все-таки я попробую. Алексей Рыбников — не совсем обычный композитор. У него есть много чудесных мелодий, которые мы любим и помним по фильмам, рок-операм и театральным постановкам. Но есть у него еще один музыкальный пласт, до которого не так просто дотянуться, живя будничной жизнью обычного человека. Это музыка духовная, музыка Небес. Те поразительно глубокие по смыслу и изумительные по гармоническому складу мелодии, которые редко встречаются на этой земле. Именно такие неземные гармонии населяют его «Тетралогию», произведение, которое он писал более сорока лет. Но что значит время, если речь идет о прорыве в иную реальность, где время не вл

О "Тетралогии" Алексея Рыбникова (части III и IV). Премьера состоялась на Юбилейном концерте композитора в Большом зале консерватории 8 ноября 2025

Трудно писать о музыке. Примерно так же, как поймать солнечный зайчик или дотронуться до заката. Трудно, как обхватить руками солнечный луч, ухватиться за то светлое и доброе, что несет нам солнце. И все-таки я попробую.

Алексей Рыбников — не совсем обычный композитор. У него есть много чудесных мелодий, которые мы любим и помним по фильмам, рок-операм и театральным постановкам. Но есть у него еще один музыкальный пласт, до которого не так просто дотянуться, живя будничной жизнью обычного человека. Это музыка духовная, музыка Небес. Те поразительно глубокие по смыслу и изумительные по гармоническому складу мелодии, которые редко встречаются на этой земле.

Сгенерировано нейросетью
Сгенерировано нейросетью

Именно такие неземные гармонии населяют его «Тетралогию», произведение, которое он писал более сорока лет. Но что значит время, если речь идет о прорыве в иную реальность, где время не властно. Реальность, где Свет отделен от тьмы. Та самая реальность, в которую здесь не так-то просто поверить. И путь в неземное существование открывает нам великий композитор.

«Тетралогия» Алексея Рыбникова состоит из четырех частей. Про Первую и Вторую части беседка уже писала, теперь обратимся к Третьей и Четвертой частям произведения. Третья часть «Sinfonia Tenebrosa» - настоящая, воплощенная в музыке, борьба Света с тьмой, те самые Сумерки, наполнившие когда-то землю адскими созданиями, с которыми так трудно сражаться. Особенность музыки Рыбникова — и это касается всех произведений — композитор не умеет некрасиво писать. Поэтому, спускаясь, подобно Данте, в ад и чистилище по звуковой дорожке, музыкант удивительным образом создает изысканно красивые мелодии. При этом звуковой образ дисгармонии и разлада воплощен идеально. Мучительное сопротивление силам зла уходит ввысь с молитвой Ангелов, но красота — изумительная рыбниковская мелодическая красота - остается с нами.

Сгенерировано нейросетью
Сгенерировано нейросетью

Четвертая, заключительная часть «Тетралогии» называется «Воскрешение из мертвых», и звучит великолепными хорами под оркестровую музыку дивным гимном Создателю, могущественному, милостивому и любящему. Музыка «Воскрешения» насыщена колоссальной энергией созидания, противостоять которой мировое зло бессильно. Пение звучало на четырех древних языках: иврите, латыни, древнегреческом и церковнославянском, и не было такой силы, чтобы разъединить эти языки. Разрушить очарование высокого, чистого звука. Усомниться в спасении. Поколебать веру в силу Всемирной гармонии, имя которой — Господь Бог.

В концертном исполнении «Тетралогии» участвовали Государственный Академический Симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова (дирижер Гергей Кешшеяк, Венгрия), Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова, Мужской хор «Arielle» и солисты: Лилия Гайсина, Уриэль Гранат, Владимир Миллер, Павел Андреев, Михаил Круглов.