Это одна из самых позорных страниц в истории человечества. Потому что Homo sapiens поступил абсолютно глупо и неразумно, уничтожив под корень целый род, который ему ничем не угрожал, но мог бы обеспечить безбедное существование в будущем.
Это примерно так же, как если бы кто-то нашёл в лесу заброшенную библиотеку и, не умея а, главное, не желая научиться читать, стал просто жечь книги в печке, с удовольствием отмечая, как удобно их брать и ими разжигать огонь.
В общем, СТЕЛЛЕРОВА КОРОВА, которую в 1741 году впервые увидели участники экспедиции Витуса Беринга, прожила после этого очень немного, и уже к 1768 году её полностью извели. А всё потому, что это огромное и совершенно безобидное животное рассматривали исключительно с кулинарной точки зрения, причём не на перспективу, то есть как объект для разведения и одомашнивания, а "здесь и сейчас". Убил, съел и забыл.
СТЕЛЛЕРОВА КОРОВА, которая водилась на самых дальних рубежах нашей страны, у Командорских островов, достигала в длину 7-8 метров, а взрослые особи весили до 6 и более тонн. И это при том, что кормились они сами, поедая водоросль ламинарию, или морскую капусту, из-а чего корову звали "капустницей". То есть для них не надо было косить траву, сушить её, стоговать, переводить на сеновал, а потом раздавать и убирать навоз. Да, и никаких коровников тоже строить не требовалось.
Hydrodamalis gigas (это её научное название) переводится как "огромная водяная тёлка" - от ὕδωρ, ὕδᾰτος - вода, δᾰμάλη - тёлка, телица и γίγας, αντος - гигантский, мощный. Кстати, у древних греков близким к этом словом δάμᾰλις называли девушку. Отсюда вполне понятно, откуда взялось современное выражение "тёлка".
С точки зрения систематики, они принадлежали к отряду Сирены и семейству Дюгоневые, то есть их ближайшим родственником являются пока ещё живые, но находящиеся на грани исчезновения дюгони (Dugong dugon), которые ещё встречаются кое-где в тёплых морях. Но самые крупные из дюгоней достигают в длину не более 4 метров и весят до 600 кг, то есть в 10 (!) раз легче СТЕЛЛЕРОВЫХ КОРОВ.
Последние же имели целый ряд особенностей, которые, увы, и сыграли с ними злую шутку.
Во-первых, они были исключительно мирными зверями ("он ел одну лишь травку, не трогал и козявку") и не боялись человека. То есть охотиться на них можно было, подплыв буквально на расстояние вытянутой руки.
Во-вторых, СТЕЛЛЕРОВЫ КОРОВЫ отличались медлительностью и апатичностью, хотя в предсмертной агонии вполне могли и повредить или даже утопить лодку.
В-третьих, мясо и жир этой "коровы" отличались великолепным вкусом (в нём отсутствовали противный привкус и запах, свойственные всем, кто питается рыбой).
Пишут, что от одной забитой особи можно было получить до трёх тонн мяса, похожего на телятину, но лучше по качеству, которого хватало для пропитания тридцати трёх человек в течение месяца. А жир был таким вкусным, что его можно было в растопленном виде пить чашками. Или, если не хотелось пить, использовать как топливо для светильников. Прочная и толстая кожа капустниц шла на изготовление лодок.
А теперь представьте, что охотники на СТЕЛЛЕРОВЫХ КОРОВ, загарпунив кого-нибудь, просто отрезали от ещё живого зверя огромные куски мяса и жира, а остальное бросали. То есть даже тех коров, которые человек нашёл, он не мог утилизировать полностью. Откровенное свинство, да и только!
Теперь о названии. В экспедиции Беринга был немецкий врач Георг Стеллер. Будучи ещё человеком очень умным и любознательным, он занимался описанием всех диковинных животных, которые ему встретились. Как раз ему и принадлежит честь подробного описания этого организма. Правда, тогда он подумал, что это всего лишь ламантин (Trichechus manatus). Однако позже, уже когда всех СТЕЛЛЕРОВЫХ КОРОВ выловили и убили, другой немецкий учёный - зоолог Эберхард фон Циммерман пришёл к выводу, что речь идёт всё-таки о самостоятельном виде и даже роде. При этом латинское название Hydrodamalis gigas ему дал шведский биолог Андерс Ретциус. А в честь Стеллера животное назвали уже потом.
В общем, СТЕЛЛЕРОВУ КОРОВУ при её жизни только убивали и ели. А внимательно изучать стали, только когда полностью истребили.
Из описания следует, что у неё были очень маленькие глаза, не больше чем у овцы, зубы отсутствовали, а пищу корова перетирала роговыми пластинами. Голосовые связки, судя по всему, были редуцированы за ненадобностью, при этом слух был отменный, что, впрочем, никак не помогло животным уходить от лодок с охотниками.
...Существует мнение, будто бы человек тут, якобы, не при чём. То есть моряки, конечно же, добили тех немногочисленных коров, которых встретил, но они не виноваты, потому что хотели есть, а коровы и так были обречены на вымирание. В противном случае, их было бы гораздо больше. Но... странствующих голубей и американских бизонов было в миллионы раз больше, а человек их тоже умудрился помножить на ноль.
Впрочем, оптимисты верят: СТЕЛЛЕРОВА КОРОВА жива, и где-то прячется. Якобы, то тут то там, находятся свидетели второго пришествия Hydrodamalis gigas. Мол, видели кого-то, очень похожего на неё. Очень хочется верить, что это именно она!
Георг Вильгельм Стеллер, он же Штеллер (10 марта 1709 - 14 ноября 1746) - немецкий врач, естествоиспытатель, путешественник, минеролог, ботаник.
Родился в Бад-Виндсхайме, земля Бавария, в семье гимназического кантора, органиста городской церкви. Закончил местную гимназию, затем поступил в университет Виттенберга, где изучал теологию, продолжил обучение в университетах Лейпцига, Йены и Галле, где постигал премудрости медицины и ботаники.
Работал учителем ботаники в школе-приюте А.Х.Франке, защитил диссертацию по ботанике в Прусском королевском научном обществе.
Но когда ему отказали в предоставлении места профессора ботаники в университетах Германии, поехал в Россию, где его приняли с радостью. Там он служил медиком у сподвижника Петра Первого - архиепископа новгородского Феофана Прокоповича, потом отправился в экспедицию в Сибирь.
Вместе с Иоганном Гмелиным составлял каталог находок Минералогического кабинета и зоологический каталог Кунсткамеры, потом сам создал ботанический каталог.
Опять же, вместе с Гмелиным участвовал в создании Аптекарского огорода на Васильевском острове, был участником Второй Камчатской экспедиции 1737 года. Но в Енисейске заболел и долго лечился. Кстати, Гмелин, как начальник, относился к нему свысока и требовал полного подчинения. Хотя сам не особо стремился лезть в самую глушь Сибири, и охотно вернулся бы в Санкт-Петербург. Поэтому на Камчатку вместо себя отправил Стеллера.
В последующие годы тот объездил едва ли не весь Дальний Восток, и отправился в плавание вместе с Берингом, к берегам Аляски. Однако там ему было очень некомфортно, в первую очередь, потому что команда почему-то относиласьк нему настороженно, недружелюбно. А командор даже распорядился не пускать Стеллера на берега Америки, очевидно не особо ему доверяя.
Несмотря на это, все тяготы и невзгоды им пришлось нести вместе, и именно Стеллер, пережив многих из членов команды (того же Беринга), взял на себя обязанности управляющего-администратора. И параллельно умудрялся делать записи, изучая что-то новое.
Он описал сивуча (СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ЛЬВА СТЕЛЛЕРА, Eumetopias jubatus), морского кота (Callorhinus ursinus), морского бобра (калан, Enhydra lutris), СТЕЛЛЕРОВА БАКЛАНА (Urile perspicillatus), СТЕЛЛЕРОВУ ГАГУ (Polysticta stelleri), голубого песца (Vulpes lagopus) и пр.
Но, как и везде в людском коллективе, в команде Беринга были мерзавцы и подонки. Например, мичман Хмелевский откровенно ненавидел Стеллера и постоянно жаловался на него начальству. А потом, когда сильно поредевшая экспедиция возвращалась домой, все эти доносы приняли к сведению и учёного на полпути взяли под арест. Его обвиняли в том, что он самовольно отпустил из Большерецкого острога камчадалов, считавшихся зачинщиками бунта против русских.
Учёного отправили в Иркутск, но ему удалось отправить в Академию письмо со пакетом рукописей, сделанных по итогам экспедиций. К сожалению, пакет пропал, но из столицы пришёл укал Стеллера отпустить.
Увы, все эти потрясения не прошли даром - по пути в Санкт-Петербург он заболел горячкой (гриппом?) и умер в Тюмени.
Часть его научного материала, собранного в камчатской экспедиции, в дальнейшем всё-таки была опубликована. Но далеко не вся, потому что остальное "куда-то делось".
В честь этого учёного названы
- СТЕЛЛЕРА - растение семейства Волчниковые
- ПОЛЫНЬ СТЕЛЛЕРА
- КРИПТОХИТОН СТЕЛЛЕРА - вид панцирных моллюсков семейства Acanthochitonidae длиной до 36 см и массой до 2 кг.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!