Найти в Дзене

Таинственная история картины И.Репина

30 апреля 1904 года в городе Сант-Луисе, штат Миссури, США открылась масштабная выставка, посвященная достижениям в области гуманитарных наук, а также живописи и архитектуре, которая вошла в историю, как St. Louis Word’s Fair. В этом событии приняли участие 63 страны, в том числе Российская империя. Такие объединяющие всемирные культурные мероприятия стремительно развивались и неудивительно, что везли сюда всё самое лучшее. Например, здесь был представлен портрет “Мадам Е.Н. Корево” (1900 г.) кисти Ильи Ефимовича Репина, блестящего русского художника рубежа веков. В переписке сохранилась история создания портрета. Репин был очарован красотой Елены Николаевны и сам пригласил её позировать. Дама была польщена таким вниманием и согласилась, но при одном условии – одновременно с Репиным будут работать еще два портретиста, которым она также давно обещала позировать: Ф.Ф. Бухгольц и О.Э. Браз. Был назначен трехчасовой сеанс для работы художников. Репин выбрал большой холст, а Бухголтц и Бра

Илья Репин. "Мадам Е.Н.Корево". 1900 г.
Илья Репин. "Мадам Е.Н.Корево". 1900 г.

30 апреля 1904 года в городе Сант-Луисе, штат Миссури, США открылась масштабная выставка, посвященная достижениям в области гуманитарных наук, а также живописи и архитектуре, которая вошла в историю, как St. Louis Word’s Fair. В этом событии приняли участие 63 страны, в том числе Российская империя. Такие объединяющие всемирные культурные мероприятия стремительно развивались и неудивительно, что везли сюда всё самое лучшее. Например, здесь был представлен портрет “Мадам Е.Н. Корево” (1900 г.) кисти Ильи Ефимовича Репина, блестящего русского художника рубежа веков.

В переписке сохранилась история создания портрета. Репин был очарован красотой Елены Николаевны и сам пригласил её позировать. Дама была польщена таким вниманием и согласилась, но при одном условии – одновременно с Репиным будут работать еще два портретиста, которым она также давно обещала позировать: Ф.Ф. Бухгольц и О.Э. Браз. Был назначен трехчасовой сеанс для работы художников. Репин выбрал большой холст, а Бухголтц и Браз по небольшому. Началась работа. Репин был увлечен работой и было видно, что обозначившийся результат ему нравится. Молодым художникам хотелось взглянуть на то, что получается у великого живописца, но его большой холст не позволял этого сделать. Когда время сеанса истекло, мэтр забрал свой ящик и ушел, а Бухгольц и Браз не вытерпели и взглянули на его работу. Результат их потряс – с холста на них смотрела Елена Николаевна, совсем как живая. Выразительная, красивая, воздушная, написанная, с исключительной портретной точностью и высоким качеством технического исполнения.

Портрет был почти закончен Репиным всего за три часа. После этого им было стыдно даже показать Елене Николаевне свои угольные наброски и тем более просить её позировать им и дальше. Но самое интересное случилось во время следующего сеанса – Илья Ефимович начал трудиться раньше других и когда Браз и Бухгольц принялись за работу, выяснилось, что Репин решил поменять позу модели и совершенно не жалея своего почти законченного шедевра принялся все переделывать. Если он ставил перед собой новую задачу, он её решал не пытаясь сохранить прошлые успехи. Новый портрет получился еще лучше первого в светлой и яркой палитре – Репин написал его в стиле модном на западе. На выставке в США картина получила высшую награду от международной комиссии – золотую медаль и диплом за особые труды и заслуги на поприще живописи и искусства.

И всё могло бы быть прекрасно, если бы не стечение страшных обстоятельств. Произведения искусства беспрепятственно покинули родину для демонстрации блеска империи, а вот вернуться обратно, увы, не получилось. Вести о готовящейся революции в России потрясли мир. Стали возникать вопросы – стоит ли отправлять произведения искусства в страну, где, возможно, готовится государственный переворот? В чьи руки попадут картины и будут ли они в безопасности на родине? С учётом отдаленности государств и отсутствия оперативной связи, начался хаос и беспорядок, которыми не могли не воспользоваться скупщики искусства.

В связи с этими обстоятельствами, после окончания выставки в декабре 1904 года, следы портрета Е.Н. Корево и нескольких других картин русских художников теряются в США. Лишь несколько лет спустя портрет вновь появляется на публичном аукционе искусств в Сан-Франциско, где его приобретает коллекционер Франк Миллер. Портрет русского живописца оказывается в его коллекции и хранится с тех пор в легендарном отеле в Калифорнии Мишен Ин (Mission Inn). Мне посчастливилось побывать в Mission Inn, но портрета, увы, я не увидела, лишь репродукцию.

На прогулке в легендарном Mission Inn, Калифорния, США
На прогулке в легендарном Mission Inn, Калифорния, США

-3