Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Неравный бой в Индийском океане: история «Ондины» и «Бенгала»

В ноябре 1942 года Индийский океан был районом активных действий японского флота. После захвата Сингапура и разгрома союзных флотов, японское командование решило заняться прагматичной вещью — нарушить торговлю. Для этого в океан отправили «охотников». Это были не обычные военные корабли. Это были вспомогательные крейсера — «Хококу Мару» и «Айкоку Мару». По сути, это были огромные (10.4 тыс. тонн) и быстрые (21 узел) грузопассажирские лайнеры, которые переоборудовали для войны. На них поставили по восемь 140-мм орудий, торпедные аппараты, зенитки и даже гидросамолеты-разведчики. Они носили хитрый камуфляж и должны были прерывать торговые конвои. Это были корабли, предназначенные для уничтожения. 1 ноября они вышли из Сингапура. А 5 ноября из австралийского Фримантла в Абадан (Иран) вышел их «клиент». Это был голландский танкер «Ондина». Давайте просто посмотрим на «конвой», вышедший из Фримантла. Это был не конвой в привычном понимании. Это был танкер, который прикрывало судно, чьей гла
Оглавление
Танкер «Ондина»
Танкер «Ондина»

В ноябре 1942 года Индийский океан был районом активных действий японского флота. После захвата Сингапура и разгрома союзных флотов, японское командование решило заняться прагматичной вещью — нарушить торговлю. Для этого в океан отправили «охотников».

Вспомогательный крейсер «Хококу Мару»
Вспомогательный крейсер «Хококу Мару»

Это были не обычные военные корабли. Это были вспомогательные крейсера — «Хококу Мару» и «Айкоку Мару». По сути, это были огромные (10.4 тыс. тонн) и быстрые (21 узел) грузопассажирские лайнеры, которые переоборудовали для войны. На них поставили по восемь 140-мм орудий, торпедные аппараты, зенитки и даже гидросамолеты-разведчики. Они носили хитрый камуфляж и должны были прерывать торговые конвои. Это были корабли, предназначенные для уничтожения.

1 ноября они вышли из Сингапура. А 5 ноября из австралийского Фримантла в Абадан (Иран) вышел их «клиент».

Это был голландский танкер «Ондина».

Силы сторон в Индийском океане

Давайте просто посмотрим на «конвой», вышедший из Фримантла.

  1. «Ондина»: Танкер. 6.3 тыс. тонн. Максимальная скорость — 12 узлов. Его груз — балласт (он шел за нефтью). Его «вооружение» — одна-единственная 102-мм пушка на корме, установленная для того, чтобы отпугивать подводные лодки, которые всплыли для атаки. Экипаж — голландцы, расчет орудия — англичане и австралийцы. Командир — капитан Вильям Хорсман.
  2. «Бенгал»: Эскорт. Это был даже не эсминец. Это был тральщик (или шлюп) Индийского Королевского флота. Водоизмещение 650 тонн (сравните с 10 400 у японцев). Скорость 16 узлов. Вооружение — одна 76-мм пушка и несколько мелких зенитных автоматов. Командир — лейтенант-командер Вильям Вилсон.

Это был не конвой в привычном понимании. Это был танкер, который прикрывало судно, чьей главной задачей было принять удар на себя и дать танкеру время.

11 ноября в 11:45 утра на «Бенгале» увидели их. Два больших корабля без флагов, идущих на сближение. Их быстро опознали как японские рейдеры.

Два решения, изменившие ход событий

Дальнейшее должно было занять 15 минут. Японцы должны были потопить «Бенгал» парой залпов, а «Ондину» либо захватить, либо потопить.

Но что-то пошло не так.

Решение №1 (Логичное): Лейтенант Вилсон на «Бенгале» в 11:55 просигналил «Ондине»: «Действуйте самостоятельно». Это означало: «Уходи, я их задержу». Он выполнил свой долг. Он развернул свой крошечный тральщик навстречу двум крейсерам, чтобы принять заведомо проигрышный бой. Это был единственный правильный и логичный поступок для эскорта.

Решение №2 (Неожиданное): Капитан Хорсман на «Ондине» получил приказ. Он посмотрел на свои 12 узлов и на 21 узел японцев. И он понял, что у него нет шансов уйти. Единственный «логичный» вариант для гражданского судна в такой ситуации — поднять белый флаг и сдаться, чтобы спасти команду.

Хорсман решил иначе. Он решил, что раз он не может уйти, он будет драться. Вместе с «Бенгалом».

Японцы, кстати, тоже этого не ожидали. Они сосредоточились на «Бенгале», полагая, что танкер — это просто статичная цель, которая никуда не денется.

Роковое попадание

В 12:12 головной рейдер, «Хококу Мару», открыл огонь по «Бенгалу» с дистанции 3.2 км. Он бил сразу из четырех 140-мм орудий правого борта. «Бенгал» отвечал из своей 76-мм пушки.

Вспомогательный крейсер «Айкоку Мару»
Вспомогательный крейсер «Айкоку Мару»

И тут в бой вступила «Ондина».

С дистанции 7.3 километра ее 102-мм орудие начало стрелять по «Хококу Мару».

И почти сразу случилось то, чего не должно было случиться.

Один из снарядов попал в японский крейсер. Позже и «Бенгал», и «Ондина» будут приписывать этот выстрел себе. Но японские выжившие офицеры были уверены: это был снаряд с «Ондины».

Куда он попал? Не в броню. Не в мостик. Не в машину.

Тральщик типа «Батерст», однотипный с «Бенгалом»
Тральщик типа «Батерст», однотипный с «Бенгалом»

Он попал в торпедный аппарат. В котором, разумеется, находилась снаряженная 533-мм торпеда.

Произошла детонация.

Мощнейший взрыв разнес всю кормовую часть рейдера. Он уничтожил ангар с гидросамолетами и, что еще хуже, воспламенил огромные запасы авиационного бензина. «Хококу Мару», переоборудованный лайнер, не имевший серьезной брони и защиты, мгновенно превратился в гигантский пылающий факел.

Ответный огонь «Айкоку Мару»

На борту «Айкоку Мару» (второго рейдера) осознавали всю серьезность ситуации. Их флагман, сильный корабль, получил критические повреждения от танкера.

«Айкоку Мару» вступил в бой с решимостью. Он открыл огонь по «Бенгалу». Тральщик получил попадание в нос, потом в корму. На нем начался пожар. В 12:45, расстреляв весь свой крошечный боезапас к 76-мм пушке, «Бенгал» поставил дымовую завесу и вышел из боя. Он был изрешечен осколками, имел две пробоины, но не потерял ни одного человека убитым или раненым. Он выполнил свою задачу и ушел на Диего-Гарсия.

Тем временем «Ондина» продолжала бой с горящим «Хококу Мару». Танкер получил попадание в мостик, но и его снаряды (как выяснилось) попадали в надстройку японца. Пожар на «Хококу» был таким сильным, что огонь добрался до машинного отделения. Корабль встал.

Капитан «Хококу Мару» Имасато приказал команде покинуть судно. Они не успели. В 13:12 огонь добрался до погребов с боеприпасами.

Огненный столб поднялся на сотни метров. «Хококу Мару» разломился и быстро затонул. 76 японских моряков, включая капитана, погибли.

Судьба танкера «Ондина»

Теперь в океане остались двое. «Айкоку Мару» и танкер «Ондина».

«Ондина» попыталась уйти. Но у нее не было шансов. Крейсер быстро ее настиг и с 3.5 км начал методично расстреливать.

Танкер получил несколько снарядов в нос и надстройки, начались пожары. Артиллеристы «Ондины» вели ответный огонь, пока у них не кончились снаряды. Это был конец.

Капитан Хорсман приказал застопорить машину, спустить флаг и покинуть судно. Почти сразу после этого приказа он был убит на мостике осколком японского снаряда.

Команда села в шлюпки. «Айкоку Мару» подошел к брошенному танкеру на 400 метров и выпустил две торпеды. Обе попали в правый борт, проделав огромные пробоины. После этого японцы открыли огонь из пулеметов по шлюпкам, что привело к гибели еще четырех человек.

Убедившись, что танкер горит и тонет (крен 30 градусов), «Айкоку Мару» ушел. Он не стал тратить время на то, чтобы добить гражданских моряков. У него была задача поважнее — подобрать 278 выживших со своего утонувшего партнера, «Хококу Мару».

Выпустив на прощание еще одну торпеду (которая прошла мимо), рейдер скрылся, оставив экипаж «Ондины» в шлюпках посреди океана.

Эпилог. Неожиданные последствия одного боя

Когда рейдер ушел, старший помощник Рехвинкель собрал людей. Танкер все еще был на плаву.

Они вернулись на борт.

Они вернулись на горящий, простреленный, торпедированный корабль. Они потушили пожары. Они выровняли крен, контрзатопив отсеки с левого борта.

В 9 часов вечера, в темноте, посреди Индийского океана, им удалось запустить машину.

«Ондина» медленно двинулась обратным курсом. Команда отчаянно радировала о помощи. Но им не поверили. После доклада «Бенгала» танкер считали либо потопленным, либо захваченным. Радиограммы с «Ондины» сочли японской ловушкой.

Помощь не пришла.

Через неделю «Ондина» самостоятельно дошла до Фримантла и вошла в порт. Пробитая торпедами, изрешеченная снарядами, но на плаву.

Капитан Хорсман был посмертно награжден высшим военным орденом Нидерландов.

Но самый главный итог этого боя был не в наградах. Он был в Токио. Когда японское командование проанализировало то, что случилось, они проанализировали факты: два их лучших вспомогательных крейсера, цвет рейдерского флота, столкнулись с одним тральщиком и одним танкером. Итогом стал утопленный флагман.

Руководство Японии сочло, что если такой ничтожный конвой может нанести такой ущерб, то вся программа рейдерства неэффективна и слишком рискованна.

После этого боя Япония, по сути, отказалась от активных рейдерских операций в Индийском океане. Упрямство одного голландского капитана и один удачный снаряд из 102-мм пушки случайно изменили ход войны на целом театре военных действий.

Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!

Подписывайся на премиум и читай дополнительные статьи!

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера