Найти в Дзене
Профессор Дум

Тема: ЛОФ. 8: ФИЛОСОФСКАЯ, НАУЧНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНЫ МИРА.

Лекция по философии. Тема 8: ФИЛОСОФСКАЯ, НАУЧНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНЫ МИРА. Вопросы: 1. Философский смысл проблемы бытия (онтологии), ее решение в истории западноевропейской философии. 2. Проблема бытия в русской религиозной философии. 3. Диалектико-материалистическая картина мира. 4. Взгляд науки на мир. 5. Религиозная картина мира. 6. Судьба проблемы бытия в ХХ веке. Введение: что такое картина мира? Картина мира — это целостный образ мира, сложившаяся система представлений о его общих свойствах, структуре и закономерностях. Это не просто сумма знаний, а фундаментальное мировоззренческое ядро, которое определяет наше отношение к действительности. Выделяют три основных типа картин мира: философская, научная и религиозная. Они не всегда исключают друг друга, но имеют разные основания, методы и цели. 1. Философский смысл проблемы бытия (онтологии), ее решение в истории западноевропейской философии. Онтология (от греч. Ontos — сущее, logos — учение) — это учение о бытии, раздел фило

Лекция по философии.

Тема 8: ФИЛОСОФСКАЯ, НАУЧНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНЫ МИРА.

Вопросы:

1. Философский смысл проблемы бытия (онтологии), ее решение в истории западноевропейской философии.

2. Проблема бытия в русской религиозной философии.

3. Диалектико-материалистическая картина мира.

4. Взгляд науки на мир.

5. Религиозная картина мира.

6. Судьба проблемы бытия в ХХ веке.

Введение: что такое картина мира?

Картина мира — это целостный образ мира, сложившаяся система представлений о его общих свойствах, структуре и закономерностях. Это не просто сумма знаний, а фундаментальное мировоззренческое ядро, которое определяет наше отношение к действительности. Выделяют три основных типа картин мира: философская, научная и религиозная. Они не всегда исключают друг друга, но имеют разные основания, методы и цели.

1. Философский смысл проблемы бытия (онтологии), ее решение в истории западноевропейской философии.

Онтология (от греч. Ontos — сущее, logos — учение) — это учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные основы, принципы и структуру всего сущего.

  • Философский смысл проблемы бытия:
  • Стремление найти первооснову мира, то, что существует самостоятельно и является причиной самого себя.
  • Попытка преодолеть хаос множества вещей и явлений, обнаружив за ним некий порядок и единство.
  • Стремление отличить подлинное бытие (вечное, неизменное) от неподлинного (изменчивого, временного).
  • Решение проблемы в истории западноевропейской философии:
  1. Античность:
  • Досократики: ищут первоначало (архэ) мира в материальных стихиях (вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита).
  • Парменид и элеаты: впервые четко формулируют проблему бытия. Бытие — это то, что есть. Оно едино, вечно, неизменно, неподвижно. Множественность и изменение — это лишь иллюзия чувств.
  • Платон: разделяет мир на два уровня: мир идей (эйдосов) — подлинное, вечное и неизменное бытие, и мир вещей — призрачное, неистинное бытие, тень идей.
  • Аристотель: Критикует Платона. Бытие неотделимо от вещей. Он создает учение о четырех причинах (материальной, формальной, действующей и целевой) и вводит понятие «сущности» (субстанции) — того, что существует самостоятельно.
  1. Средневековье:
  • Бытие отождествляется с Богом («Я есмь Сущий»). Мир сотворён и не обладает бытием сам по себе, он существует лишь благодаря причастности Божественному бытию. Это теоцентрическая онтология.
  1. Новое время:
  • Смещение интереса с бытия как такового на познание и субъекта. Р. Декарт закладывает основы дуализма: существуют две независимые субстанции — мыслящая (res cogitans) и протяженная (res extensa).
  • Б. Спиноза преодолевает дуализм, утверждая, что есть лишь одна субстанция — Бог, или Природа (Deus sive Natura), обладающая атрибутами мышления и протяжения.
  1. Немецкая классическая философия:
  • И. Кант совершает «коперниканский переворот»: бытие не свойство вещей самих по себе (вещь в себе), а априорная форма нашего рассудка, которая позволяет упорядочивать опыт.
  • Г.В.Ф. Гегель: Бытие — это начальная, самая бедная и абстрактная категория его логики, которая, развиваясь по законам диалектики, приходит к Абсолютной Идее.

2. Проблема бытия в русской религиозной философии.

Русская философия, глубоко укорененная в православии, предложила свой, уникальный взгляд на проблему бытия.

  • Ключевые черты:
  • Онтологизм: Утверждение первичности бытия над сознанием, но не материального, а живого, целостного, одухотворенного бытия.
  • Идея всеединства (В.С. Соловьев): Высший принцип бытия — «всеединое сущее». Это Бог, который содержит в себе всё многообразие мира в состоянии гармонии и единства. Задача человека — достичь Богочеловечества, то есть свободного соединения тварного мира с Богом.
  • Конкретность бытия (Н.А. Бердяев): Бытие — не абстрактная категория, а конкретная, духовно-личная реальность. Высшим проявлением бытия является свобода и творчество. Бердяев противопоставляет «объективированному» миру падшего бытия (миру отчуждения) подлинное экзистенциальное бытие личности.
  • Учение о Софии (С.Н. Булгаков): София — Премудрость Божия — это опосредующее начало между Богом и миром, «душа мира», идеальная основа тварного бытия.

3. Диалектико-материалистическая картина мира.

Эта картина мира была разработана в рамках марксизма и стала официальной философией советского блока.

  • Основные принципы:
  1. Материализм: Первична материя, существующая независимо от сознания. Дух, сознание — это свойство высокоорганизованной материи.
  2. Диалектика: Развитие мира происходит по трем основным законам:
  • Единства и борьбы противоположностей (источник развития).
  • Перехода количественных изменений в качественные (механизм развития).
  • Отрицания отрицания (направление развития, «спиралевидность»).
  1. Материалистическое понимание истории: Бытие определяет сознание. Основу общественного бытия составляет материальное производство (экономический базис), которое определяет все другие сферы жизни (надстройку).
  • Картина мира: Мир — это вечная, несотворенная, развивающаяся по своим объективным законам материя. Человек — продукт эволюции природы, его цель — познать и преобразовать мир.

4. Взгляд науки на мир (Научная картина мира).

Научная картина мира (НКМ) — это система представлений о мире, основанная на эмпирических данных и теоретических обобщениях. Она постоянно меняется.

  • Основания:
  • Эмпиризм: Опора на наблюдение и эксперимент.
  • Рационализм: Использование логики и математики.
  • Принцип объективности: Стремление исключить субъективное влияние.
  • Принцип критичности: Любое знание считается временным и может быть пересмотрено.
  • Эволюция НКМ:
  • Механистическая (XVII-XVIII вв.): Мир — это гигантский часовой механизм, подчиняющийся законам механики Ньютона.
  • Электродинамическая (XIX в.): включает в себя теорию электромагнитного поля (Максвелл).
  • Квантово-релятивистская (XX в. по н.в.):
  • Теория относительности Эйнштейна: Пространство и время относительны и образуют единый континуум; масса искривляет пространство-время.
  • Квантовая механика: Мир на микроуровне вероятностен; принцип дополнительности (Бор); наблюдатель влияет на наблюдаемую систему.
  • Главный вопрос: не «почему?» (цели), а «как?» (законы и механизмы).

5. Религиозная картина мира.

Религиозная картина мира основана на вере в сверхъестественное и откровение.

  • Основные черты (на примере монотеизма):
  1. Креационизм: Мир сотворен Богом «из ничего» (ex nihilo) по его свободной воле.
  2. Теоцентризм: Бог — центр мироздания, источник бытия, смысла и нравственного закона.
  3. Иерархичность: Мир имеет строгую иерархию: Бог → ангелы → человек → животные → растения → неживая природа.
  4. Провиденциализм: Мир и история имеют цель, заданную Богом (спасение человечества).
  5. Дуализм души и тела: Человек обладает бессмертной душой, которая важнее бренного тела.
  6. Откровение как источник истины: Главное знание дано в Священном Писании.
  • Главный вопрос: «Зачем?» и «Во имя чего?». Религия дает смысл и нравственные ориентиры.

6. Судьба проблемы бытия в ХХ веке.

В XX веке классическая онтология пережила кризис, и проблема бытия была переосмыслена.

  1. Экзистенциализм: Смещение фокуса с бытия мира на бытие человека (экзистенцию).
  • М. Хайдеггер: проводит различие между сущим (всё, что есть) и Бытием как таковым. Задача философии — «вслушаться» в Бытие, которое «просвечивает» через человеческое существование (Dasein), заброшенное в мир и осознающее свою смертность.
  • Ж.-П. Сартр: «Существование предшествует сущности». Человек не имеет заданной сущности, он «проектирует» себя сам, своим выбором и ответственностью.
  1. Философская герменевтика (Х.-Г. Гадамер): Бытие понимается как язык. Мы живем в мире, который уже истолкован через язык, и наше понимание бытия всегда исторично и обусловлено «пред-пониманием».
  2. Постмодернизм: Радикальный отказ от «больших повествований» (метанарративов), в том числе от единой онтологии. Бытие фрагментарно, множественно, текстуально. Нет одной «истины» о бытии, есть множество его «интерпретаций» и «симулякров» (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийяр).

Заключение:

Философская, научная и религиозная картины мира — это три фундаментальных способа человеческого отношения к реальности. Они отвечают на разные запросы человеческого духа:

  • Наука — на запрос о законах природы.
  • Религия — на запрос о смысле и спасении.
  • Философия — на запрос о целостном понимании и критическом осмыслении основ бытия.

Судьба проблемы бытия в XX веке показала, что, несмотря на все кризисы, вопрос о том, «что значит быть?», остается центральным для человеческой мысли.