В Центральной Азии с наступлением холодов снова "головной болью" стал смог. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. Крупные мегаполисы удерживают первые места в мировом рейтинге по загрязненности воздуха.
Узбекская блогерша Ирина Агзамходжаева призналась, что больше не может жить в Узбекистане из-за тяжёлого смога и постоянного загрязнения воздуха.
По её словам, последние месяцы качество воздуха стало настолько плохим, что она ощущает угрозу своему здоровью.
- Ребята, всё. Я приняла для себя решение. Я больше не могу жить в Узбекистане, как бы ни любила свою родину и как бы быстро мы ни развивались. Меня, конечно, это всё радует, и я этим горжусь. Я обожаю Узбекистан, нашу кухню, людей и природу. Но я хочу дышать свежим воздухом. Я не хочу здесь жить. Вы хоть знаете, что такое PM 2.5? Я не буду умничать - почитайте в интернете. Это настолько опасная форма загрязнения воздуха, насколько она оседает в организме. Это не просто пыль - это то, что меняет, съедает и уничтожает нас изнутри, - сказала она.
Кроме того, блогерша заявила, что из-за загрязнения воздуха она чувствует себя лишённой здоровья и свободы передвижения. По её словам, жить в таких условиях становится невозможно, а люди будто никому не нужны, поскольку «внимание уделяется только деньгам».
- Ищу новое местожительство, - отметила она.
По данным IQAir, Ташкент и другие города страны регулярно входят в топ-10 самых загрязнённых городов мира. Причина - огромный поток автомобилей, использование низкокачественного бензина АИ-80, а также угля и мазута на предприятиях. Власти обещают бороться с проблемой, однако ситуация остаётся тяжёлой. В сентябре столица Узбекистана и вовсе заняла первое место в мировом антирейтинге по качеству воздуха.
Смог - не только узбекская проблема. В Казахстане, особенно в Алматы и Усть-Каменогорске, датчики качества воздуха также регулярно показывают превышение нормы, а города накрывает плотный серый туман. В Кыргызстане такая же ситуация в Бишкеке...
Фонд Almaty Air Initiative представил результаты опроса алматинцев по поводу качества воздуха в мегаполисе. Всего в исследовании участвовали 1000 жителей Алматы.
Плохим, а то и очень плохим алматинский воздух считает каждый второй житель города. Годом ранее таковых было меньше половины — 42 %. Ещё более трети называют качество воздуха удовлетворительным. Причём 63 % опрошенных отмечают, что хуже воздух стал в последние два-три года.
Хорошим, а то и очень хорошим воздух считают только 14 % алматинцев. Но таких в сравнении с 2024 годом стало на 4 % меньше. Причём тех, кто считал бы воздух очень хорошим, не нашлось среди жителей Турксибского района.
Однако если хорошим воздух не считают около 86 %, то беспокоятся по поводу его качества только 63 %. Больше по этому поводу тревожатся женщины — 36 %. А вот среди мужчин таких меньше трети.
«Особенно чувствительной группой остаются семьи с детьми: среди родителей с тремя и более детьми 45 % заявляют, что загрязнение воздуха их очень сильно беспокоит, тогда как среди бездетных таких лишь 31 %», говорится в результатах исследования.
В отношении детей почти две трети опрошенных считают алматинский воздух опасным.
35 % опрошенных сказали, что ощущают смог каждый день. В районах, расположенных преимущественно в нижней части города, таковых оказалось ожидаемо больше:
- в Турксибском районе 43 %;
- в Наурызбайском 42%;
- в Жетысуском 41%.
«В дни сильного загрязнения воздуха треть алматинцев, 35 %, не принимают никаких мер. Остальные защищаются простыми способами: остаются дома — 31 %, используют очистители — 23 %, маски — 15 %».
Около 80 % опрошенных сказали, что ощущают влияние грязного воздуха на свой организм. Проявления этого влияния они назвали такие:
- головные боли, усталость и головокружение — 40 %;
- аллергические реакции — 39 %;
- раздражение слизистых — глаз, носа и горла — 36 %;
- проблемы с дыханием — 35 %;
- повышенное давление — 23 %;
- общее ухудшение самочувствия — 30 %.
Основным источником загрязнения алматинцы считают транспорт. Такое мнение высказали 82 % опрошенных. На втором месте часто указывают ТЭЦ — 45 %, на третьем — нарушение продуваемости из-за застройки — 42 %.
Состояние экологии во многом влияет на желание алматинцев покинуть город — как минимум на время, как максимум навсегда.
«Согласно опросу 2025 года, 60 % респондентов хотя бы раз размышляли о возможности покинуть город из-за экологии, а каждый четвёртый серьёзно задумывался об этом. Для сравнения: годом ранее таких было 17 %», сказано в результатах исследования.
Причём среди тех, кто зарабатывает от миллиона и выше, процент всерьёз задумывающихся о переезде тоже выше — 41 %. Ещё довольно высокий процент желающих уехать из Алматы среди людей с высшим образованием — 28 %. А вот из числа тех, у кого вузовского диплома нет, о переезде задумывается только каждый пятый.
Ещё почти половина опрошенных, 49 %, признались, что хотели бы уезжать из Алматы на зиму, как раз из-за смога. В прошлом году таких было на четыре процента меньше. Ещё 12 % сказали, что уже так делают.
«Среди тех, кто покидает Алматы зимой, лишь 8 % респондентов не отмечают никаких симптомов. Остальные ощущают последствия загрязнения воздуха: половина страдает от головных болей и усталости, аллергий и респираторных проблем. Даже среди тех, кто только задумывается о переезде, доля жалоб остаётся высокой — до 54 % жалуются на головные боли и усталость, 52 % — на аллергии, 51 % — на проблемы с дыханием», сказано в исследовании.
Ещё один показатель, по поводу которого интересовались исследователи, — это осведомлённость о том, где можно найти информацию о качестве воздуха. Точно знают, где такие данные искать, только 18 % опрошенных. Впрочем, в 2024 году их было лишь 10 %. Ещё 14 % что-то слышали, а 68 % ничего не знают об источниках информации.
«Большинство жителей всё ещё полагается на личные ощущения: 39 % жителей ориентируются на запах или видимость смога».
Не особо осведомлены алматинцы и об инициативах по улучшению качества воздуха. О конкретных мерах знает лишь каждый десятый, ещё около трети что-то слышали.
«Среди тех, кто смог вспомнить конкретные меры, чаще всего называли внедрение зон с низкими выбросами — 11,3 %, использование очистителей воздуха — 8,5 %, перевод ТЭЦ на газ — 6,7 %, электротранспорт и переход транспорта на газ — 5,4 %».