В 1960 году по советским улицам прокатился небольшой автомобиль с неаккуратным «горбом» над мотором и огромным задним стеклом. Первое впечатление у горожан было почти насмешливое: что это за чудо‑юдо на фоне тяжёлых, монументальных машин 1950‑х? Но недоумение быстро сменилось интересом, потом - симпатией, а потом - уважением. Этот герой доступной моторизации назывался ЗАЗ‑965, и его появление не просто технический факт. Это ответ на дефицит, на путь проектирования в условиях ограниченных ресурсов и на желание дать людям свободу передвижения. В конце 1950‑х СССР столкнулся с очевидной проблемой: народ хотел машины, но массовое производство легковушек оставалось узким местом. «Москвич‑401» давно снят с производства, а его более современный преемник стал дороже и тяжелее слишком большой кусок для типичных советских семей и городской инфраструктуры. Очереди на автомобили росли, ресурсы были ограничены - значит, нужен был иной подход. Требования к новому классу были жёсткими и прагматичны