Маргарита застыла в дверном проёме собственной спальни. В руках она держала сумочку, из которой только что достала конверт с деньгами — её месячную зарплату медсестры городской больницы. Сергей сидел на кровати, даже не повернув головы в её сторону. Его ладонь требовательно раскрылась, ожидая привычной дани.
— Сергей, но мне нужно купить лекарства маме, она же болеет...
— НЕ НАЧИНАЙ, — оборвал он её, наконец соизволив взглянуть. — Твоя мама может подождать. У меня встреча с коллегами через два дня, нужен новый костюм. И вообще, сколько можно объяснять — я распоряжаюсь финансами.
Маргарита молча протянула конверт. Так было каждый месяц последние три года. Сергей методично забирал все её деньги, оставляя жалкие крохи «на проезд и обеды». При этом сам он работал менеджером по продажам в автосалоне, получал неплохие комиссионные, но свои доходы тщательно скрывал.
— И не забудь завтра приготовить ужин для Вадима с Аллой. Они придут в восемь. Купи что-нибудь приличное, а не твои вечные котлеты. Мясо по-французски сделай или что-то в этом роде.
— На какие деньги? — тихо спросила Маргарита.
Книги автора на ЛитРес
— СООБРАЖАЙ САМА, — раздражённо бросил Сергей, пересчитывая купюры. — Может, у подруг займёшь. Или сверхурочные возьмёшь в больнице. Мне всё равно.
Он встал, сунул деньги в карман брюк и направился к выходу.
— Я в спортзал. Вернусь поздно, не жди с ужином. И рубашки мои погладь, все пять штук. Завтра с утра нужны.
Дверь хлопнула. Маргарита медленно опустилась на край кровати. В кармане халата лежала записка от главврача — её вызывали на разговор завтра утром. Она понятия не имела, о чём пойдёт речь, но интуиция подсказывала — что-то должно измениться.
***
Следующий день начался как обычно. Маргарита встала в шесть утра, приготовила завтрак, выгладила требуемые рубашки. Сергей проснулся в девять, молча поел и уехал на работу, даже не поинтересовавшись её планами.
В кабинете главврача Маргариту ждал сюрприз. Пожилой Виктор Павлович, улыбаясь, протянул ей документы.
— Маргарита Андреевна, помните, вы полгода назад подавали заявку на грант для молодых медработников? Так вот, поздравляю — вы выиграли! Двести тысяч рублей на повышение квалификации и развитие. Деньги уже перечислены на счёт, вот реквизиты.
Маргарита не могла поверить своему счастью. Двести тысяч! Она сможет пройти курсы, о которых мечтала, купить маме лекарства, может быть, даже отложить что-то на чёрный день...
— Только учтите, — добавил главврач, — это целевые средства. Потратить их можно только на образование и медицинские цели. И обязательно нужен отчёт с чеками.
Весь день Маргарита ходила окрылённая. Она даже купила продукты для ужина на последние сбережения, спрятанные от мужа — две тысячи рублей, отложенные по сто рублей в месяц из денег «на проезд».
Вечером, когда пришли Вадим с Аллой — коллеги Сергея по автосалону, — за столом царила напряжённая атмосфера. Сергей хвастался какими-то новыми схемами продаж, Вадим поддакивал, а Алла с плохо скрываемым презрением поглядывала на Маргариту.
— Серёж, а чего жена-то у тебя такая молчаливая? — наконец не выдержала Алла. — Сидит как пришитая.
— А что ей говорить? — усмехнулся Сергей. — Она у меня простая — работа-дом, дом-работа. Никаких интересов, никаких увлечений. Серая человек, одним словом.
Маргарита сжала под столом кулаки. Вадим хихикнул:
— Зато послушная, наверное? Не то что моя — вечно права качает.
— ПОСЛУШНАЯ, — подтвердил Сергей. — Знает своё место. Зарплату отдаёт без вопросов, делает что скажу. Идеальная жена, если подумать. Тихая, незаметная, нетребовательная.
Маргарита встала из-за стола.
— Я посуду уберу, — тихо сказала она.
— Вот-вот, — кивнул Сергей. — Иди, занимайся делом.
На кухне Маргарита прислонилась к холодильнику. Слёзы душили, но она сдерживалась. Из комнаты доносился пьяный смех. Алла громко рассказывала о какой-то подруге, которая «взбунтовалась против мужа и осталась у разбитого корыта».
— ...и правильно Костя сделал, что поставил её на место! Нечего выпендриваться. Баба должна знать, где её место!
— ТОЧНО! — поддержал Сергей. — Вот у меня Ритка даже не пикнет. Я сказал — она сделала. Как дрессированная.
Что-то внутри Маргариты начало медленно закипать. Дрессированная? Это она-то, которая тянет на себе весь дом, работает на полторы ставки, ухаживает за больной матерью?
***
Гости ушли за полночь. Сергей, изрядно выпивший, завалился в спальню и тут же начал приставать к жене.
— Ритка, давай... Ну чего ты? Жена должна исполнять супружеский долг!
— Сергей, я устала. Давай завтра.
— ЗАВТРА, ЗАВТРА! — взорвался он. — Вечно у тебя отговорки! Может, у тебя кто-то есть на стороне? А?
Он грубо схватил её за плечи, притянул к себе. От него несло перегаром и чужими духами. Маргарита напряглась.
— Сергей, от тебя пахнет женскими духами.
— И ЧТО? — нагло усмехнулся он. — Алла обнимала на прощание. Ревнуешь?
— Алла была в других духах. Я запомнила.
Сергей отпустил её, сел на кровати.
— Не выдумывай. И вообще, какая разница? Даже если у меня кто-то есть — ты всё равно никуда не денешься. Куда ты пойдёшь? К мамочке своей больной? Без денег, без жилья? Даже на съёмную квартиру не заработаешь со своей нищенской зарплатой.
Он самодовольно рассмеялся.
— Так что МОЛЧИ и будь благодарна, что я тебя вообще терплю. Могу ведь и выгнать — пойдёшь по улицам побираться.
Маргарита молчала. Сергей принял её молчание за согласие и продолжил:
— Вот Алла — это женщина! Умная, красивая, успешная. Не то что ты — вечно уставшая, в этом своём больничном халате. Тьфу! Смотреть противно.
— Так уходи к ней, — тихо сказала Маргарита.
— ЧТО? — Сергей поднялся. — Ты ещё и дерзить вздумала? Да я тебя...
Он замахнулся, но Маргарита увернулась и выбежала из спальни. Заперлась в ванной, села на пол. Слёзы наконец прорвались. Она плакала тихо, закрывая рот ладонью, чтобы Сергей не услышал.
Утром она проснулась там же, на полу в ванной. Спина болела, но это было неважно. Важно было другое — сегодня она подаст документы на курсы повышения квалификации. И никто об этом не узнает.
Сергей уже уехал, оставив записку: «Вечером придут друзья. Накрой стол на шесть человек. Деньги возьми у моей матери, я ей позвоню».
Маргарита скомкала записку. У его матери? Той самой, которая считает её недостойной своего сына? НИ ЗА ЧТО.
***
Вечером Маргарита накрыла стол, потратив последние отложенные деньги. Пришли четверо мужчин и Алла — в обтягивающем платье, на высоченных шпильках. Она демонстративно поцеловала Сергея в щёку при встрече.
— Серёженька, ты прекрасно выглядишь!
Маргарита сжала зубы и пошла на кухню. Оттуда было слышно, как Сергей рассказывает о какой-то крупной сделке с подержанными автомобилями из Японии.
— ...и представляете, за месяц можно поднять минимум полмиллиона чистыми! Нужно только стартовый капитал — тысяч триста.
— А где возьмёшь? — спросил один из гостей.
— Да есть варианты, — уклончиво ответил Сергей.
После ужина мужчины засели в гостиной обсуждать детали. Алла присоединилась к Маргарите на кухне.
— Знаешь, — начала она, разглядывая свой маникюр, — Серёжа заслуживает большего. Он такой талантливый, амбициозный. А ты его тянешь вниз.
Маргарита молча мыла тарелки.
— Я бы на твоём месте отпустила его. По-хорошему. Он же всё равно уйдёт рано или поздно. К той, которая его достойна.
— К тебе? — спокойно спросила Маргарита.
— А что? — Алла вызывающе вскинула подбородок. — Да, ко мне. Мы уже три месяца встречаемся, если тебе интересно. И Серёжа собирается развестись. Как только закроет эту сделку и встанет на ноги финансово.
Маргарита выключила воду, медленно повернулась к Алле.
— Три месяца?
— Ну да. С того корпоратива на майские. Серёжа сказал, ты не смогла пойти — дежурила в своей больнице. Мы там так хорошо провели время... — Алла мечтательно улыбнулась. — А потом было ещё много встреч. Серёжа снимает квартиру на Тверской, мы там встречаемся почти каждый день после работы.
Внутри у Маргариты всё превратилось в лёд. Квартира на Тверской? На её деньги он снимает квартиру для встреч с любовницей?
— Уходи, — сказала она Алле.
— ЧТО? — возмутилась та.
— УХОДИ! — Маргарита повысила голос. — НЕМЕДЛЕННО!
Алла фыркнула и вышла из кухни. Через минуту в дверях появился разъярённый Сергей.
— ТЫ ЧТО СЕБЕ ПОЗВОЛЯЕШЬ? Как ты смеешь выгонять моих гостей?
— Твою любовницу, ты хотел сказать? — Маргарита смотрела ему прямо в глаза.
Сергей на секунду растерялся, но быстро взял себя в руки.
— И что? Да, у меня есть другая женщина. Настоящая женщина, а не унылая клуша вроде тебя! И что ты сделаешь? НИЧЕГО! Потому что ты никто и звать тебя никак!
— Триста тысяч на сделку — это мой грант? — вдруг спросила Маргарита. — Ты узнал про грант?
Сергей хищно улыбнулся.
— А ты думала, я не узнаю? Твоя подружка из бухгалтерии всё разболтала Вадику, а тот — мне. Двести тысяч, да? Не густо, но на первое время хватит. Завтра же снимешь и отдашь мне.
— НЕТ.
— Что «нет»? — опешил Сергей.
— Не дам. НИ КОПЕЙКИ. Это мои деньги, заработанные моим трудом, моими знаниями.
Сергей шагнул к ней, занёс руку.
— Ах ты...
— ТОЛЬКО ПОПРОБУЙ! — заорала Маргарита с такой силой, что Сергей отшатнулся. — ТОЛЬКО ТРОНЬ МЕНЯ, ПОДОНОК! Я В БОЛЬНИЦЕ РАБОТАЮ, У МЕНЯ СВЯЗИ! ОДНО СЛОВО — И ТЕБЯ НАЙДУТ С ПЕРЕЛОМАМИ В КАКОЙ-НИБУДЬ ПОДВОРОТНЕ!
Она врала. Никаких связей у неё не было. Но злость придавала убедительности.
— Ты... ты угрожаешь мне? — растерялся Сергей.
— Я ОБЕЩАЮ! — Маргарита схватила со стола нож для мяса. — ЕЩЁ ОДИН ШАГ — И Я ТЕБЯ ПРИРЕЖУ! А потом скажу, что это была самооборона! Кто поверит тебе — изменнику, который три месяца встречается с любовницей на деньги жены?
***
Из гостиной выглянули гости, привлечённые криками. Увидев Маргариту с ножом в руках и побледневшего Сергея, они начали пятиться к выходу.
— Мы, пожалуй, пойдём, — пробормотал один из мужчин.
— ДА, ВАЛИТЕ ВСЕ ОТСЮДА! — крикнула Маргарита. — И ты, Сергей, УБИРАЙСЯ! Забирай свои шмотки и ПРОВАЛИВАЙ к своей Алле!
— Это мой дом! — попытался возмутиться Сергей.
— Квартира записана на мою мать! — напомнила Маргарита. — Она нам её подарила на свадьбу, но оформить на меня не успела — я была в командировке. Так что формально ты здесь НИКТО! НОЛЬ!
Сергей открыл рот, но Маргарита не дала ему говорить.
— И знаешь что? Я уже месяц собираю доказательства твоих измен. Переписка с Аллой, фотографии, даже видео есть — камеры в подъезде той самой квартиры на Тверской. При разводе ты не получишь НИЧЕГО. А ещё я напишу заявление твоему начальству о том, что ты используешь служебное положение для серых схем. Про японские машины особенно интересно будет налоговой.
— Ты блефуешь, — неуверенно сказал Сергей.
— ПРОВЕРЬ! — Маргарита достала телефон, открыла галерею. — Вот твои сообщения Алле. Вот фотография, как ты выходишь из той квартиры. Вот запись твоего сегодняшнего разговора про сделку — я включила диктофон на телефоне и положила его под салфетку.
Сергей побелел. Его «партнёры» уже исчезли, Алла тоже сбежала при первых криках.
— Рита, давай поговорим спокойно...
— НЕТ! Собирай вещи и УБИРАЙСЯ! У тебя пятнадцать минут!
— Ты пожалеешь об этом! — прошипел Сергей. — Ты без меня пропадёшь! Кому ты нужна — тридцатилетняя медсестра без перспектив?
— Вопрос в другом, кому ты нужен? А относительно меня, ПОСМОТРИМ! А теперь ВОН!
Сергей выскочил из кухни. Через десять минут он появился с сумкой, в которую впопыхах накидал вещи.
— Я ещё вернусь за остальным.
— Пришлёшь свою мамочку. Или Аллу. Сам не появляйся, переломаю кости.
Он хотел что-то сказать, но Маргарита подняла нож.
— ПОШЁЛ ВОН!
Дверь захлопнулась. Маргарита села на стул, нож выпал из ослабевших рук. Она сделала это. Выгнала. Накричала. Пригрозила.
Телефон зазвонил — мама.
— Доченька, ты в порядке? Сергей прибежал ко мне, говорит, ты его выгнала, с ножом на него бросалась...
— Мам, он изменял мне три месяца. Тратил мои деньги на любовницу. Хотел украсть мой грант.
— Ох, доченька... Я догадывалась, что он не подарок. Что теперь будешь делать?
— Жить, мам. Учиться на курсах. Работать. Быть свободной.
— Приезжай ко мне пока. Места хватит.
— Спасибо, мам. Приеду завтра. Сегодня хочу побыть одна. В СВОЁМ доме.
Через неделю Маргарита подала на развод. Сергей пытался скандалить, угрожать, но все его попытки разбивались о стену её хладнокровия и собранных доказательств. Алла бросила его через месяц — оказалось, без денег жены он был совсем не так привлекателен.
А ещё через полгода Маргарита получила повышение — после курсов её назначили старшей медсестрой отделения. На церемонии награждения лучших медработников года она увидела в зале знакомое лицо — Сергей сидел в последнем ряду. Их взгляды встретились. Он быстро опустил глаза и выскользнул из зала.
Позже она узнала от общих знакомых: его уволили из автосалона за махинации. Жил он теперь у матери, перебивался случайными заработками.
А Маргарита? Она наконец-то задышала полной грудью. Купила маме необходимые лекарства, сделала ремонт в квартире. И каждое утро, глядя в зеркало, улыбалась. Потому что злость, прорвавшаяся в тот вечер, освободила её. Показала, что она способна на большее, чем тихое терпение.
Иногда нужно не молчать и сносить. Иногда нужно КРИЧАТЬ, чтобы тебя услышали. И защищать себя со всей яростью, на которую способна.
Потому что никто другой этого за тебя не сделает.
Автор: Вика Трель © Самые читаемые рассказы на ДЗЕН