Всем читателям доброго времени суток!
В этом очерке я расскажу про Дивеево.
Что за Дивеево? Там что? Где находится? Обо всём по порядку. Может многие знают, что в селе Дивеево Нижегородской области находится монастырь. А кто не знает, расскажу, чем же этот монастырь знаменит.
Православный Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Само село Дивеево возникло ещё задолго до монастыря, а название какое – диво, чудо! Село возникло в 1559 году. Существуют несколько версий происхождения названия, наиболее распространённая — по имени первого владельца — ногайского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова – так просто, а может всё-таки не просто!
Первый раз я приехала в Дивеево больше 20-ти лет назад. Тогда я впервые услышала и о монастыре, и о Серафиме Саровском. Я узнала, что сюда приезжают паломники со всего мира. Тогда я узнала, что Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская женская обитель — Дивеево— является одной из главных святынь Православного мира. Она, наравне с Афоном (в Греции), Иверией (в Грузии) и Киевом (Украина), считается одним из четырёх земных уделов Божией Матери. Удел Богородицы — в православном предании «жребий» Божией Матери на земле — святая земля, которая находится под Её особенным покровительством.
Сейчас Серафимо-Дивеевская обитель является одним из самых крупных и значимых женских монастырей в России. Существует предсказание преподобного Серафима, что однажды она станет первой в мире женской монашеской лаврой.
В первый приезд сюда что-то всколыхнуло в душе, захотелось узнать больше о вере, о православии, о Серафиме Саровском. Не буду вдаваться в подробности, у каждого свой путь к вере. А вот о Серафиме Саровском необходимо рассказать. Многие люди, даже не сильной веры, будучи в православных храмах, наверняка видели икону Серафиму Саровскому. Она есть в любом храме!
Серафим Саровский – это один из самых известных и почитаемых православных святых. Он прожил долгую и славную жизнь, посвятив себя служению Богу и помощи простым людям.
Родился Серафим Саровский (в миру – Прохор Мошнин) в зажиточной купеческой семье в 1754 году в городе Курске. Первые чудеса произошли ещё в раннем детстве. Первое, когда в возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. Второе событие, когда в возрасте около десяти лет, тяжело заболев, он увидел во сне Божию Матерь, обещавшую его исцелить. После того, как во время крёстного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать Прохора вынесла его, чтобы он приложился к иконе, Прохор начал поправляться и вскоре выздоровел. В 1776 году Прохор совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую Лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и имя «Серафим». В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе император Александр I. Серафим Саровский никому не отказывал, принимал каждого, для всех находил утешение. Так шли годы: людской поток к Серафиму не оскудевал, а, наоборот, ширился. Ближе к концу жизни Серафим ступил за пределы кельи, чтобы дать важное духовное повеление. Святой повелел рыть канаву. Дело в том, что по просьбе Серафима вблизи от Саровского монастыря рядом с Казанской женской общиной была создана Мельничная община (позже обе они сформировали Дивеевский женский монастырь), в которую набирали исключительно не знавших семейной жизни монахинь. Община смогла получить землю под свои нужды, и старец изо всех сил помогал монахиням. Согласно житию, указание о канавке Серафим получил от Богородицы. Она явилась старцу, поведала новый устав сестринской обители и повелела огородиться от мира канавкой, чтобы никакое зло не смогло перескочить через нее. Сестры копали канавку до последних дней старца.
И сейчас здесь в Дивеево расположена та самая Святая Канавка, вырытая на месте тропки, по которой сама Богородица обошла избранную Ею святую обитель. Кстати, нигде в мире больше такого нет. Также тут покоятся мощи знаменитого святого чудотворца – преподобного Серафима Саровского. Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. Серафим Саровский велел насадить крыжовник на валу Канавки для его укрепления, при этом говорил, что «тогда никто через Канавку эту не перескочит». Теперь вдоль всей канавки растёт крыжовник. В начале сентября кусты крыжовника обрезают и раздают веточки всем желающим. По отзывам в интернете – у всех приживается и ягоды бесподобны!
Саровский и основанный Серафимом женский Дивеевский монастыри посещались огромным количеством паломников. Даже во времена Советского Союза люди шли и шли, хотя попасть в Саровский монастырь стало невозможно, он оказался на территории закрытого города Саров (Арзамас-16), где появился первый советский центр по производству ядерного оружия. Кстати, город Саров закрыт и сейчас, но в Саровский монастырь можно приехать с экскурсией. Хотя Серафим Саровский и завещал похоронить себя в Сарове, но говорил, что его мощи останутся в Дивееве.
Над обителью возвышается пятиярусная колокольня высотой 70 метров. Она появилась на рубеже XIX–XX веков. В нижнем ярусе есть Врата в виде большой арки. Через них открывается вход в обитель. Проходя через арку, у многих вырывается вздох восхищения - какая красота! А дальше вы заходите в соборы – и чувство восторга и радости от такой красоты не покидает! Здесь надо быть и это надо видеть!
Внутреннее убранство соборов в Дивеевском монастыре – это произведение искусства и здесь разрешено фотографировать.
Любое чудо – это прежде всего свидетельство, свидетельство подтверждённое. Существует множество свидетельств о чудесных исцелениях безнадежно больных людей как при жизни святого, так и после его смерти. Они совершались по молитвам перед его иконами и после купания в источнике Серафима в Саровской обители. Одним из свидетельств исцеления является армянский хачкар-камень, установленный на территории Дивеевской обители. Хачкар (дословно «крест-камень») установили в 2015 году по инициативе семьи А. А. Лдеваняна в знак благодарности Серафимо-Дивеевскому монастырю за исцеление.
Рядом с Серафимо-Дивеевским монастырем находится множество святых источников. Есть среди них старинные, а есть совсем новые, но уже прославленные чудесной помощью по молитвам тех святых, которым они посвящены. Мы всегда ездим на источник преподобного Серафима в посёлке Цыгановка. Этот источник находится прямо рядом с ограждением секретного объекта (ЗАТО Арзамас-16). Поток людей сюда не прекращался и в советское время.
В начале 80-х годов власти распорядились засыпать источник. Подогнали мощный трактор, но он неожиданно сломался. Пока ждали, когда привезут новую деталь, из леса появился Старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Под впечатлением от этой встречи рабочий долго не мог починить трактор. А к концу дня технику перегнали на другой объект. Такова легенда, но источник неиссякаем. Сейчас источник благоустроен: к нему провели шоссейную дорогу, русло реки Сатис отвели в сторону, а на месте выхода родника устроили озеро. Для перехода посетителей установили пешеходный мост. У самого источника устроили колодец и удобные деревянные купальни. На правом берегу возвели бревенчатую часовню в честь преподобного Серафима Саровского. Многочисленные случаи помощи Божией у источника Серафима Саровского укрепляют веру и привлекают людей, желающих через купание в святом роднике приобщиться благодати Божией. Здесь можно много услышать случаев о чуде, о выздоровлении. Исцелений от святого источника так много, поэтому и людей здесь всегда толпы. Да что говорить, и в моей семье чудо произошло, я в это верю!
Сколько раз приезжали в Дивеево, столько раз купались в источнике Серафима. Вода холодная, очень холодная, просто ледяная, всего +4 ° С! Температура воды всегда такая, и зимой, и летом. Чтобы окунуться, надо собраться с силами, перекреститься и сделать это! На источниках ходит батюшка, который благословляет тех, кто не может решиться, говорит: «Не заболеете, вода святая!». И правда, выскакиваешь из воды с чувством радости, что совершила этот подвиг. А потом приходит осознание того, что получила божью благодать в повседневную жизнь, обновилась и возродилась к новой жизни. Непередаваемое чувство!
Древнейший из дивеевских родников – Казанский. История его возникновения, основанная на преданиях, относится ко временам мурзы Дивея, который владел здешними землями в XVI столетии. На северной окраине села, за Голубиным оврагом, трижды было явление Ангелов с Казанской иконой Божией Матери, и на этом месте забил родник.
В 1845 году над источником уже стояла часовня, отмеченная на земельном плане того времени. Часовня несколько раз перестраивалась, становилась все более величественной. В центре ее находился сруб над источником. По желобу, установленному в срубе, вода вытекала из часовни. Под струей купали больных детей, взрослые обливались из ведра. В 1991 году над источником поставили скромную часовню и купальню. В 2003 году место благоустроили, дорожки выложили камнем, построили новые купальни и часовню. Рядом с Казанским источником расчистили и благоустроили еще два родника, которые с давних времен образовались в пойме реки Лубинки. В 2006 году один из них освятили в честь великомученика Пантелеймона, а, спустя пять лет, другой – в честь иконы Божией Матери «Умиление».
Икона «Умиление». Эта икона была келейной иконой преподобного Серафима Саровского. Этот образ Богоматери Серафим называл «Всех радостей Радость». По преданию, икону «Умиление» нашел преподобный Серафим в саровских лесах. Размер иконы составляет 70х50 см. Отличительной чертой Дивеевского образа является изображение Богородицы без младенца. Богоматерь изображена на иконе в совсем юном возрасте. Образ фиксирует момент возвещения Деве Марии благой вести. Сейчас икона Божией Матери "Умиление", принадлежавшая батюшке Серафиму, находится у Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Раз в год — в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.
После первой поездки захотелось приехать в Дивеево ещё раз, потом ещё и ещё. Я была там не менее 10 раз и в этом году приехала опять!
Кстати, приезжаем мы всегда небольшой компанией и среди нас есть как и женщины, и дети, и наши мужчины. Почти каждый приезд мужчин, как паломников, просят помочь монастырю по хозяйству, поработать на кухне или убрать территорию – монастырь-то женский! Наши мужчины, и большие, и маленькие, помогают, говорят, что эта помощь даёт особое благословление.
На наших глазах монастырь хорошеет, реставрируется, расширяется, благоустраивается. Место очаровывает, восхищает, даёт силу, воодушевляет и поднимает настроение.
Не могу призывать всех приехать сюда, у каждого своя дорога к храму. Но то, что здесь совершаются чудеса, это определённо.
Какая здесь красота, какая благодать! Какое счастье — всё это видеть, здесь помолиться за здравие всех своих родных, увести горсть сухариков и бутылочку маслица. Самые важные для любого верующего святыни из Дивеево — это масло, освященное на мощах преподобного Серафима Саровского, сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима, земля со Святой Канавки и водичка из святых источников.
Уверена, что никого не оставит равнодушным посещение монастыря. Это не только архитектура, облагороженная территория и красивые места, но и эмоции, энергетика и духовный подъём – всё это оставляет свой отпечаток в сердцах тех, кто сюда приезжает. В завершении хочу сказать, что если приезжаете в Дивеево без придуманных ожиданий, приезжаете с чистым сердцем, то обязательно почувствуете добро, чудо и благодать.
Хотела написать кратко, но не получилось. Спасибо, что прочитали.
Благослови вас Господь!