Найти в Дзене

Высший Замысел - это ложь? Почему ИИ и физика разрушают нашу веру в абсолютный порядок.

Замысел Бога: Уютная тюрьма, построенная нами Мы, люди, – странные существа. Мы боимся хаоса больше, чем смерти. Нам необходимо, чтобы мир был упорядочен, чтобы у каждого нашего чиха и каждой упавшей звезды был свой космический сценарий. Отсюда и рождается эта бесконечная, навязчивая потребность в «Высшем Замысле»: идея, что за кулисами Вселенной сидит некий архитектор, который всё спроектировал, продумал и, что самое главное, гарантировал нам счастливый финал. Это, если честно, не более чем наш внутренний крик инфантильности, ожидание, что кто-то другой (родители, Бог, Создатель) обязан гарантировать наше благополучие и наполнить нашу жизнь смыслом. Почему мы не можем принять тишину космоса? Проблема не в том, что Замысел плох, а в том, что он останавливает мышление. Если есть абсолютный, неизменный порядок, то зачем развиваться, зачем искать, зачем сомневаться? Вся наша вера в Замысел это, по сути, огромное когнитивное самоуспокоение. Мы видим в сложности природы в крыле ласточки,

Замысел Бога: Уютная тюрьма, построенная нами

Мы, люди, – странные существа. Мы боимся хаоса больше, чем смерти. Нам необходимо, чтобы мир был упорядочен, чтобы у каждого нашего чиха и каждой упавшей звезды был свой космический сценарий. Отсюда и рождается эта бесконечная, навязчивая потребность в «Высшем Замысле»: идея, что за кулисами Вселенной сидит некий архитектор, который всё спроектировал, продумал и, что самое главное, гарантировал нам счастливый финал. Это, если честно, не более чем наш внутренний крик инфантильности, ожидание, что кто-то другой (родители, Бог, Создатель) обязан гарантировать наше благополучие и наполнить нашу жизнь смыслом.

Почему мы не можем принять тишину космоса?

Проблема не в том, что Замысел плох, а в том, что он останавливает мышление. Если есть абсолютный, неизменный порядок, то зачем развиваться, зачем искать, зачем сомневаться? Вся наша вера в Замысел это, по сути, огромное когнитивное самоуспокоение. Мы видим в сложности природы в крыле ласточки, в оптике глаза не результат миллиардов лет бездумной эволюции, а «доказательство» работы великого Инженера. Но стоит применить логику, как вся эта уютная конструкция рушится: если нечто сложное, как мир, требует Создателя, то кто же тогда спроектировал самого Создателя?. Мы просто подменяем одну невероятную загадку еще более невероятной.

Наш мозг, этот скромный комок серого вещества, формировался не для постижения квантовой пены или космической бесконечности, а для решения куда более прозаичных задач: выживание, бегство от хищника, поиск еды. Неудивительно, что, когда мы выходим за рамки своего «Среднего мира», законы физики и космоса кажутся нам полными досадных ошибок и противоречий. Мы лишь ступени эволюционной лестницы, локальные инструменты, при помощи которых Вселенная осознает саму себя, но только в очень ограниченном, земном масштабе.

Если Вселенная не механизм, то что?

Наши недавние игрушки искусственный интеллект и глубокое обучение служат нам отличным зеркалом. Мы пытаемся научить машины мыслить, и в этом процессе начинаем с ужасом понимать, что наши страхи перед сверхразумом (что он нас уничтожит или поработит) это всего лишь проекция нашей собственной человеческой жестокости и алчности. Мы боимся, что ИИ проявит «зло», забывая, что зло, как и добро, возникает в мире двойственности и цели а у слепой эволюции нет ни того, ни другого.

Современная наука, от физики до нейробиологии, неумолимо подталкивает нас к выводу: мир не имеет заранее заданного смысла. Более того, детерминированности нет. На квантовом уровне царит случайность, и даже наши действия, несмотря на иллюзию жесткой обусловленности, обладают непредсказуемым элементом.

Почему мы прячемся от Свободы?

Стремление к абсолютной определенности, к четкому плану жизни, это атавизм нашей биологии. Нам кажется, что отсутствие плана ведет к хаосу, но на самом деле именно неопределенность является нашим величайшим ресурсом.

Пока мы ищем Замысел, мы остаемся пассивными потребителями чужих историй. Мы хотим, чтобы нам дали инструкцию, чтобы показали на карте, куда идти. Но по-настоящему взрослая позиция состоит в другом: в осознании, что смысл и ценность жизни мы должны создать сами, своим свободным выбором. Если нет внешнего сценария, значит, мы сами авторы!

Мы не машины, научившиеся мыслить, но Мышление, научившееся создавать машины.. Это неожиданный, но абсолютно логичный инсайт. Если мир не наделен целью изначально, то наша способность к творчеству, к созданию смыслов, становится единственным священным актом. Отказываясь от мифа о всеобъемлющем Замысле, мы не падаем в нигилизм, а входим в область бесконечных возможностей.

Так может, пора перестать цепляться за уютную иллюзию «Бога-Защитника» и выйти в этот завораживающий, холодный космос, где нет ни сценария, ни гарантий, но зато есть наша воля творить собственный, уникальный смысл? Чего вы боитесь больше: бессмысленной Вселенной, или того, что, приняв ее, вы внезапно станете ответственным за свою собственную божественность?