Найти в Дзене

ХИЩНИК: ПЛАНЕТА СМЕРТИ | Predator: Badlands - Случай на охоте

В ноябре-декабре традиционно стартует отбор картин в наградной сезон, и выходит претенциозное кино про депрессии и разводы, где герои шепчут о смысле жизни под дождем. А тут Дэн Трахтенберг кидает нам спасательный круг: «Хищник: Планета смерти» (в оригинале – «Пустоши») – по-настоящему весёлое и дерзкое приключение. Это третий раз, когда Дэн зажигает франшизу: после двух стриминговых хитов – «Добычи» в 2022-м и «Убийцы убийц» этим летом – он возвращает «Хищника» на большой экран. Новый антураж, но всё та же звериная ярость, которую мы любим, несмотря на удивительный рейтинг PG-13. И да, это работает. Как? А вот сейчас разберёмся, пока вы не убежали в комментарии ныть про «диснеификацию». Что там с сюжетом? Действие стартует на планете косматых яутжа, где быть хорошим сыном значит оторвать кому-нибудь голову. Там обитает юный Дек (Димитриус Шустер-Колоаматанги: нет, не пытайтесь, даже его мама не выговаривает это). Он местный лузер: не такой большой, не такой злой, с комплексами крепче

В ноябре-декабре традиционно стартует отбор картин в наградной сезон, и выходит претенциозное кино про депрессии и разводы, где герои шепчут о смысле жизни под дождем. А тут Дэн Трахтенберг кидает нам спасательный круг: «Хищник: Планета смерти» (в оригинале – «Пустоши») – по-настоящему весёлое и дерзкое приключение. Это третий раз, когда Дэн зажигает франшизу: после двух стриминговых хитов – «Добычи» в 2022-м и «Убийцы убийц» этим летом – он возвращает «Хищника» на большой экран. Новый антураж, но всё та же звериная ярость, которую мы любим, несмотря на удивительный рейтинг PG-13. И да, это работает. Как? А вот сейчас разберёмся, пока вы не убежали в комментарии ныть про «диснеификацию».

"Этому вломи"
"Этому вломи"

Что там с сюжетом?

Действие стартует на планете косматых яутжа, где быть хорошим сыном значит оторвать кому-нибудь голову. Там обитает юный Дек (Димитриус Шустер-Колоаматанги: нет, не пытайтесь, даже его мама не выговаривает это). Он местный лузер: не такой большой, не такой злой, с комплексами крепче мускулов, но отчаянно стремящийся заслужить уважение клана. Папаша, возглавляющий клан – классический токсичный альфа-самец в стиле «Убей или сдохни».

Экшен разгорается практически сразу – и приводит к тому, что бедняга Дек улетает на первобытную планету Генна: адский ботанический сад, где всё пытается тебя убить. Там он собирается прикончить абсолютного противника, притащить трофей домой и заслужить уважение клана отомстить тупым родичам.

В беспощадном мире Генны – среди корней-убийц, травы с ножиками, червей-телепатов и взрывающихся колючих пузырьков – Дек находит половину... В смысле - нет, не свою половину, а реально - половину Эль Фаннинг. Она играет бойкую Тию - болтушку-синтетика корпорации «Вейланд-Ютани». Тия знает язык хищников и как пройти к монстру: ситуация из серии «тебе нужен мозг, мне нужны ноги, и мы оба – в южном Цинциннати». Так начинается сотрудничество и sci-fi-карнавал: от первобытных схваток до гигантских монстров против мехов. Плюс весь арсенал Хищника: плечевые пушки, треугольные прицелы, выдвижные клинки.

Фильм может показаться немного шаблонным по ходу развития, но то, чего ему не хватает в оригинальности, он с лихвой компенсирует развлекательностью и отличным сценарием. С наилучшими чертами блокбастера «Планету смерти», ну или «Пустоши» стоит смотреть именно на большом экране – здесь полно грандиозного, дерзкого зрелища от начала до конца.

"Запомни: одна ошибка - и ты ошибся!"
"Запомни: одна ошибка - и ты ошибся!"

А что нового?

Одним из элементов, которыми удивляли и «Добыча», и «Убийца убийц», был уникальный, свежий взгляд на франшизу. «Добыча» подарила сильную в первую очередь духом воительницу-команчи и новую эпоху, а «Убийца убийц» – анимированную антологию о викингах, самураях и пилоте времён Второй мировой.

На этом фоне кажется, что единственная новация «Пустошей» – хищник в роли протагониста. Картина по-человечески приближает то, что мы всегда считали чудовищем, которого стоит бояться. И хотя может показаться спорным, это действительно интересный подход, который ещё глубже укореняет историю и мир. Несмотря на то что он рождён и воспитан убийцей, Дек сталкивается со многими трудностями, с которыми мы можем себя ассоциировать, давая фильму нечто симпатичное – мораль и душу.

Но этот ход, как и свежий сеттинг – не единственная новинка «Пустошей». Тематически Трахтенберг слегка сворачивает в сторону от привычных лекал. Здесь на первый план выходят семейные распри, поиск собственного пути и доверие к другим.

Семья во всех её несовершенных проявлениях пронизывает сценарий, в котором нет ни единого человека – блестящая идея сценаристов (Патрика Эйсона и самого режиссёра). При этом не бойтесь – фильм щедро кормит жёстким экшеном, которого ждут фанаты.

Дэн Трахтенберг по-новому очеловечивает грозную расу Яутжа. В «Пустошах» происходит сразу несколько вещей. Самое заметное – превращение хищников в существ, которые делают нечто большее, чем просто убивают. Убивают, конечно, и делают это креативно, эффективно, без сомнений. Но на этот раз режиссёр вплетает мысль: несмотря на одержимость межгалактической охотой, у расы есть полноценная культура, которую можно понять через призму превосходства, жестокости и свирепости как форм социального самовыражения.

Казалось бы, концепции слишком сложные для новой главы саги, известной кажущейся простотой. Но Трахтенберг тратит время и силы, чтобы углубиться в базовую идею: конфликты за власть, признание, нужда в принятии – универсальны. Тем более, что жажда борьбы не знает границ и путешествует по всей известной Вселенной.

Такой посыл не только расширяет мифологию Яутжа, но и рискует поиграть с мыслью: даже самые беспощадные убийцы могут сомневаться. Да-да, за тепловизионной маской здесь прячутся слёзы.

-6

Хищник с чувствами

Самое ошеломляющее (и забавное) в «Пустошах» – как охота превращается в метафору взросления, провалов и умения выживать под нескончаемым прессом. Авторы не довольствуются разорванными телами; им важно, чтобы мы переживали за того, кто их разрывает. И – сюрприз! – получается.

Дек не идеальный убийца, а ученик, полный сомнений. Фильм ухитряется вызвать эмпатию, не забывая, что любимое хобби героя – выдирать позвоночники.

Постановка настолько гиперболизирована, что устоять невозможно. Генна кишит тварями, от которых покраснел бы Гигер; каждый бой подчёркивает контраст между жестокостью и нежностью. Камера, вечно беспокойная, мечется, будто сама боится быть съеденной. Экшена – вагон, но есть и юмор, и щепотка меланхолии. Всё, чтобы напомнить: даже у хищников бывают паршивые деньки.

Эмоциональная синетик Тия хочет быть «чем-то большим», чем то, для чего ее создали, и учит Дека понимать шутки и ценить красоту мира вокруг. Воспитанный суровым отцом-королём-убийцей, Дек твердит, что сотрудничество, чувствительность и скорбь – признаки слабости. Кому-то идея фильма о Хищнике и токсичной маскулинности покажется худшей на свете – понимаю. Но при всём юморе Трахтенберг не шутит с посылом.

Сердце истории – не в битвах, а в отношениях Дека и Тии. Он – инопланетный подросток, не умеющий справляться с эмоциями; она – солнечная батарейка сарказма и эмпатии, насмотревшаяся человеческих фильмов. Их дуэт – невозможный buddy movie: два существа, которым не суждено умереть окончательно, учатся доверять друг другу, пока всё вокруг норовит их сожрать.

-7

Кто украл кораллы сцены?

Димитриус – как его? – под маской творит чудеса: его Дек неуклюж, неуверен, порой почти мил. Жесты, дыхание, пауза перед ударом – редкая уязвимость для такого жанра. Трахтенберг использует это, чтобы исследовать непривычную для экшена идею: даже галактический убийца боится подвести семью.

Кстати, Шустер-Колоаматанги говорит реплики Дека на яутжа – выдуманном языке, для которого ему пришлось тренировать горло.

Эль Фаннинг дарит Тие завораживающую остекленелость глаз; искусственная, она запрограммирована на достаточную чуткость, чтобы обезоружить изучаемых тварей. Роль требует лишь намёка на сердце – ровно столько, чтобы завоевать нас, не разрушая иронии. Но актриса здесь блистает сразу в двух ролях: и как уязвимая, язвительная Тия, и как Тесса – холодная и зловещая версия той же модели.

Двойная роль могла стать дешевым трюком, но превращается в один из самых любопытных моментов – блестящую демонстрацию диапазона актрисы: едва мы привыкли к милой Тие, Фаннинг тут же поворачивается и дарит антагонистке Тессе убедительную ледяную сталь. Именно она задаёт эмоциональный тон, превращая охотничью авантюру в притчу о выживании вдвоём.

А то, что героиня и злодейка выглядят одинаково, добавляет истории лишний слой семейной тоски. Очевидная параллель – с отцом Дека, равнодушным альфа-хищником. Фильм следовало бы назвать «Отцы, дети, братья, сестры».

-8

А минусы будут?

Не всё идеально. Порой эмоциональный вектор сталкивается с кровавым наследием саги. Ключевой момент, рассекший фан-базу надвое – гуманизация хищника. Одним нравится новый взгляд на легендарного «злодея», другие считают, что он потерял фактор страха - перестал быть пугающим, а это не круто. Так ли это – вопрос личных предпочтений.

Суперфанаты в ярости: хищник-герой, центральный протагонист – это предательство мрачной, кровавой, нигилистичной экшен-франшизы. Но можно возразить: классическая концепция сама по себе давно выдохлась. Так, может, это не «диснеификация» - а смелость? Эволюция? Франшиза, которая сорок лет резала людей в джунглях, наконец-то выросла – не потеряв при этом зубы.

Еще спорный момент – флирт «Пустошей» с юмором и эмоциональностью. Не скатываясь в сентиментальность, да – но есть моменты, когда сценарий явно просит обнять хищника. А будем честны: обнимать челюсти с внешними клыками никто не хочет.

-9

PG-13 и прочие ереси

Новость о рейтинге PG-13 вызвала в соцсетях вой и скрежет зубов. Хотя могли бы довериться Дэну – разве он прежде подводил? Его фокус прост: кровища льется – просто здесь это зелёная кровь Яутжа, чёрная синтетиков и еще какая-то дрянь из чудовищ и растений. PG-13? Ха! Трахтенберг просто перехитрил рейтинг: людей нет – значит, можно резать всё, что движется. Итог – картина хранит дух оригинального «Хищника», но с игривым ритмом и хореографией, почти комичной по изяществу.

Что касается пересечения с не менее знаменитыми «Чужими»: хотя фильм себя так не позиционирует, он не скупится на оммажи другой вселенной: визуальные отсылки, знакомое оружие, парочка пасхалок для любителей корпоративных монстров. Если Дисней искал повод свести двух своих самых смертоносных тварей в одной саге, «Пустоши» подают это на серебряном блюде – покрытом кислотной слюной.

Новый король франшизы

Две предыдущие части от Дэна Трахтенберга – «Добыча» и «Убийца убийц» – выходили прямиком на стримингах. Он готовился. «Планета смерти» стоила чуть за сто миллионов, но ожидания были скромные: 25-30 к концу первых выходных. Предыдущий рекордсмен серии – «Чужой против хищника» – в свое время схапал 38 миллионов.

И вот триумф: «Хищник: Планета смерти» поставил новый рекорд франшизы – 40 миллионов за первый уикэнд (еще столько же занес международный прокат). Подход сработал, большинство фильм хвалят, продолжениям – быть. А победителей не судят.

За Урук-Хай!
За Урук-Хай!

Вердикт

«Хищник: Планета смерти» подтвердил: Дэн Трахтенберг – лучший психотерапевт режиссер, какого могла пожелать франшиза. Он смог сделать кино про инопланетных убийц удивляющей историей об эмпатии, эволюции и невероятном сотрудничестве.

В менее умелых руках это был бы тональный хаос – но Трахтенберг не стал приручать своих зверей. Просто дал им сценарий получше, камеру поумнее и экзистенциальный кризис. Потому что главная охота в новом «Хищнике» не снаружи, а внутри: не как он бьется – а что бьется в нём. И пусть он кровоточит зеленым, но чувствует – красным.