История никогда не повторяется в точности, особенно когда речь идёт о таких грандиозных и уникальных по своей природе событиях как революция 1917-го года или Победа в Великой Отечественной войне. Поэтому повторения этих событий уже не будет.
Лозунг "можем повторить" с самого начала был ошибочным и формировал ложные ожидания. Поэтому лучше забыть о нём и не применять ни к тем, ни к другим историческим событиям.
Если говорить о революции 1917 года и возможности повторения чего-то подобного в наше время, то Октябрю предшествовал февраль и 3 года тяжелейшей войны, в ходе которой Россия оказалась с ситуации глубокого экономического и политического кризиса под руководством бездарного правителя - и в этом нынешняя ситуация очень похожа. Но 1917-му году предшествовал еще целый ряд исторических этапов и важных событий.
1917-му году предшествовал 1905-й год, который сам по себе считается революционным, есть даже такое понятие как революция 1905 года. Поражение в русско-японской войне, которое собственно и привело к этому. Кровавое воскресенье.
Всему этому предшествовало два больших исторических этапа - реформы Александра Второго, которые остались незавершёнными и поэтому получились неполноценными, решили часть старых проблем, но породили множество новых, и контрреформы Александра Третьего, которые усугубили ситуацию в целом и загнали в тупик. Всё это породило такое явление как движение народовольцев, ставшее базой для появления социал-революционеров.
Еще раньше было восстание декабристов 1825 года, которое стало вызовом для абсолютной монархии и показало необходимость перехода либо к конституционной форме монархии, либо вообще к республике. Но российская монархия проявила твёрдость и самоуверенность, отправила декабристов в ссылку, а некоторых на виселицу, отложив вопрос реформ на несколько десятилетий, что и привело ко всем последующим событиям.
Таким образом, революционная ситуация, приведшая к 1917 году (а перед этим к 1905-му) формировалась на протяжении почти 100 лет.
Именно этим объясняется масштаб потрясений и грандиозный характер революционных событий в 1917 году - за 100 лет накопилось слишком много проблем и противоречий, огромное недовольство как в народе, так и в среде интеллигенции, да и в среде дворянства тоже. Февральскую революцию поддержали даже некоторые из Романовых и представители РПЦ.
Примерно то же самое можно сказать и про события 1991 года - страна шла к ним на протяжении нескольких десятилетий, накапливая проблемы и противоречия, которые не решались руководством, а только замалчивались и усугублялись.
1991-му году предшествовала Перестройка, а ей предшествовали 70-е годы, потраченные руководством не на развитие страны и решение проблем, а на конвергенцию и превращение пролетариата в эгоцентричных обывателей, которые затем поддержали Перестройку и Горбачёва, а после и Ельцина, отказавшись от советской системы окончательно и бесповоротно.
70-м и брежневскому периоду предшествовал период Хрущева и Карибский кризис, который во-многом определил решение руководства СССР пойти на сближение с Западом (конвергенцию) и разрядку, отказаться от противостояния и связанных с этим рисков и угроз, сложностей и вызовов, сталкиваться с которыми стареющее советское руководство, оказавшееся в сытости и комфорте, уже не хотело.
Период Хрущёва начался с известных событий 1953 года, а в них свой вклад внёс непосредственно Сталин, хотя бы тем, что оставил Хрущева в своём ближайшем окружении и не позаботился о своевременной передаче власти Молотову и Берии.
И даже в самой концепции, которая была положена в основу советской системы, при внимательном рассмотрении можно обнаружить разрушительные идеи, которые предопределили все последующие события - и трансформацию пролетариата в эгоцентричных обывателей, и разложение партэлиты, и превращение советской партноменклатуры в новых буржуа, которые захотели присвоить себе находящуюся в их управлении госсобственность и перейти к ресурсному капитализму и скрытой диктатуре - всё это было заложено еще на раннем этапе существования СССР, просто советское руководство этого не понимало, а если и понимало, то не признавало.
Всё вышесказанное означает, что ни 1917-й год, ни Советский Союз образца 70-х, равно как и другого периода - повторить невозможно, да и не нужно. Это уже история, которую нужно не повторять, а изучать.
И 1917-й, и 1945-й, и 1991-й - всё это уже в прошлом.
Вернуться в прошлое и переиграть нельзя.
Найти "Союз, который мы потеряли" невозможно, как невозможно оказалось найти ту Россию, которую кто-то потерял в 1917-м и пытался найти в 1991-м, а нашёл что-то совершенно другое, в чём мы сейчас и живём, не зная, что с этим теперь делать - и начинать не начинали, и закончить не удаётся...
Ни вернуться в прошлое и переиграть, ни воспроизвести и повторить победу или революцию, развитой социализм или сколенвставательные нулевые - не представляется возможным.
И пройти старым путём, действуя по старой схеме, по которой действовал кто-то в прошлом - тоже не получится.
Вывести броневичок на площадь, забраться на него и выступить - при определённом старании получится, но это будет довольно странный перформанс, который в наше время приведёт совсем не к тому эффекту. В качестве театрализованной постановки или реконструкции - годится, можно еще снять клип и выложить на потеху публике, но не более того.
Это касается и всего остального.
Надо искать новые пути.
Попытка повторить 1917-й может обернуться примерно тем же, чем уже обернулась попытка повторить 1945-й - побоищем, которое не только не ведёт к уничтожению настоящего врага, но еще и оказывается ему на пользу.
Впрочем, повторять 1917-й никто всерьёз и не будет.
Повторять 1917-й просто некому. Большевиков в современной России нет. Пролетариата в прежнем виде и количестве тоже нет. Да и генералы по телеграфу голосовать за отречение императора уже не станут. Нет больше императора. Да и телеграф не тот.
Можно, конечно, представить современных генералов, голосующих за отставку президента через Телеграм в каком-нибудь своём закрытом чате... но что-то не верится...
Вот написал это и думаю - смешно получится, если именно так и произойдёт.
Но даже если какой-то отдельный эпизод истории повторится, если генералы снова проголосуют за отречение правителя через современный аналог телеграфа, и если кто-то потом выступит перед собравшимися, забравшись на современный броневичок - повторения всей революционной истории в целом и её итогов не случится.
Мы живём в совершенно другой общественно-политической, экономической, технологической и социальной реальности, чем та, которая была в начале 20-го века.
В начале 20-го века в России шла индустриализация, впереди был процесс урбанизации, массовое переселение в города, ликбез, электрификация - сегодня всё это уже позади.
Если в 1917-м Россия находилась на раннем этапе индустриализации, то современная Россия находится на позднем этапе деиндустриализации.
Большая часть промышленности, которая оставалась от Советского Союза, за прошедшие после его раздела 35 лет уже ликвидирована, оставшиеся предприятия сильно сокращены, почти все перешли на импортные материалы и комплектующие, некоторые работают по сокращенному графику, с неполной загрузкой.
Рабочие, о которых пишут некоторые, что они по-прежнему есть - уже не образуют того мощного класса, который был сто лет тому назад. Они больше не являются той движущей силой, что была в начале 20-го века.
Сегодня самые многочисленные группы - это мигранты и курьеры. И еще, пожалуй, военные, участники боевых действий.
Можно ли рассматривать их как современный пролетариат, как угнетённый эксплуататорами рабочий класс, только не на заводах, а на стройках, на маршрутах доставки, в зоне боевых действий? И настроены ли они достаточно революционно? Не знаю, надо спросить у них самих.
Сформирована ли вообще в России революционная ситуация, чтобы всерьёз рассуждать о том, кто станет движущей силой и как всё будет выглядеть, с броневичком или по телеграфу, с выстрелом Арматы по дворцу или объявлением росгвардейца, что караул устал?
Отдельные признаки революционной ситуации присутствуют - власть давно не принимает эффективных и адекватных ситуации решений, не может закончить с затянувшейся сверх всякой меры войной, занимается пустой болтовнёй и рассказывает сказки про то, что всё под контролем, в то время как ситуация в экономике ухудшается и выхода не просматривается.
Политический тупик, затяжной экономический кризис, санкции, каких не было даже в годы холодной войны (чем она закончилась, все мы помним) и явная управленческая импотенция руководства - всё это налицо.
Но при всём при этом народ не особенно возмущается происходящим - сидит, смотрит в телевизор, ходит по магазинам. Что-то кушает. Вода в унитазах шумит. Недовольные распределились по маленьким кружкам и ворчат, сидя в чатах, в то время как миллионы сидят ровно и смотрят прямо. В прошлом году многие вообще сходили и проголосовали в очередной раз за то "чтобы это не кончалось".
Элита тоже не очень настроена принимать революционные решения. А если вспомнить 1917-й год, то началась революция именно наверху, с генералов и Родзянко, который представлял думских либералов и республиканцев. Да и в 1991-м тоже все решения принимались наверху - и формирование ГКЧП, и митинг Ельцина, и беловежский сговор. Народ просто вышел на митинг, когда его позвали, а потом "проснулся в другой стране".
И еще нужно учесть, что современная Россия - это не самостоятельная страна, а сырьевой придаток Запада. Экономическая колония. Или полуколония, если угодно.
После ликвидации СССР в 1991 году и разгона Верховного Совета в 1993-м Россия утратила экономическую, а с ней и политическую самостоятельность и суверенитет. Именно этим объясняются все последующие события, включая затянувшуюся войну, которую даже войной не хотят называть.
Президент России не является самостоятельным политиком и не принимает самостоятельных решений. Именно это и является причиной того политического тупика и управленческого кризиса, в котором оказалась страна. Самостоятельных решений президент принимать просто не может, а консенсуса между окружающими его "партнёрами" нет. И президент никого не хочет обидеть, чтобы не нарушить хрупкое равновесие, не качнуть галеру и невзначай не перевернуть. Поэтому никаких решений не принимается, только звучат слова за всё хорошее, призывы, пожелания, выражения озабоченности и обещания, что все цели будут выполнены.
В колонии полноценная революция произойти не может. В колонии может произойти только смена администрации, плановая или не совсем.
Еще в колонии может начаться освободительное движение, которое приведёт к перевороту и независимости, а потом уже (или одновременно с этим) к революции. Примерно так случилась Кубинская революция. Кстати, Фидель Кастро поначалу не был никаким коммунистом, к коммунистическим идеям и сотрудничеству с СССР он пришёл уже после того как возглавил Остров свободы.
Россия сегодня находится в уникальной экономической, военной и социально-политической ситуации, выход из которой не в прямом повторении событий 1917 года или какого-то другого периода истории, а тем более из истории других стран. Пытаться повторить успех Фиделя Кастро, думаю, тоже не следует, мы не на Кубе.
Выход из сложившейся ситуации будет таким же уникальным и неповторимым, как и сама сложившаяся ситуация.
И скорее всего таким же сложным.
И займёт это наверное не один год. Возможно, даже не одно десятилетие.
В сложившуюся сегодня ситуацию с ничего не решающим, но при этом незаменимым президентом, сырьевой экономикой, обществом эгоцентричных обывателей, мигрантами и курьерами в качестве главных экономических сил, санкциями и войной, которую не называют войной, хотя она затянулась уже на 4 года и стала тяжелейшей со времён Второй мировой - Россия шла все 35 лет, начиная с ликвидации СССР.
А нынешнее общество и элита начали формироваться еще в 70-е, поэтому можно сказать, что Россия шла к нынешней ситуации около 60 лет.
Выход из сложившейся ситуации будет очень непростым и не быстрым. Сколько должно случиться поворотных событий, чтобы выйти из того тупика, в который завели страну постсоветские сырьевые бароны во главе с незаменимым царь-демократом - пока трудно даже представить.
И чтобы не тыкаться наугад, пытаясь слепо повернуть то налево, то направо, оказываясь в новых тупиках и стараясь повторить что-то неповторимое под общим руководством тех же самых буржуинских, которым всё это только на руку - нужно разобраться в происходящем и научиться самостоятельно думать, оценивать происходящее и прокладывать свой, новый путь.
А для этого нужно следовать другому совету известного автора:
Учиться, учиться, и еще раз учиться!
Этот текст в Телеграм