Современное цивилизованное общество приносит множество благ, облегчающих нашу жизнь, однако, вместе с этими благами, приходит и множество негативных последствий. В современных реалиях частью нашей повседневной жизни становятся избыток информации (зачастую негативной), постоянное сравнение себя с другими, достигаторство, потребительство, одержимость внешней атрибутикой преуспевания, утопание в рутине, когда каждый новый день практически не отличается от предыдущего, стремление к поддержанию мнимого статуса, приводящее к желанию покупать модные брендовые вещи, будь то одежда, телефоны, машины или что-то ещё, просто потому, что это популярно и другие тоже это делают, как следствие зависимость от своих вещей, которые становятся практически частью личности человека, и вся его жизнь начинает сводиться к обслуживанию этих вещей. Всё это приводит к всё большему и большему, количеству психологических проблем, таких как выгорание, депрессия, панические атаки, тревожность, а в крайних случаях к развитию таких психических заболеваний, как шизофрения или диссоциативное расстройство идентичности. Таким образом, постоянно нарастающие темпы развития цивилизации ведут к постепенному схождению всего общества с ума, и в первую очередь это касается тех, кто больше всего подвержен влиянию массовой культуры.
Рассмотрим эту проблему на примере фильма "Бойцовский клуб". В нём Джек (я решил называть так главного героя, так как он периодически говорил о себе, как о "полной, со стороны Джека, невозмутимости", "ухмыляющейся мести Джека" или об "остром ощущении отчуждённости Джека", что является отсылкой на статьи, которые он нашёл в своём новом доме, где повествование ведётся от лица органов человека. Главный герой и Тайлер Дёрден – две части одного организма, и рассказчик описывал себя как некие аспекты личности Джека) погряз в рутине, у него не было в жизни ничего кроме работы, которая стала для него источником средств для покупки мебели IKEA, которой он обставлял своё жильё. Его жильё и мебель стали для него смыслом жизни, они стали частью его самого. Он был рабом пристрастий к мебели. Это привело к развитию у Джека бессонницы, а в дальнейшем и к раздвоению личности.
Есть разные способы борьбы с проблемой развития психологических проблем. Кто-то записывается к психологу, а то и к психиатру, но можно попробовать сломать систему и пойти от обратного. Назовём этот способ контролируемое безумие.
Как известно, клин клином вышибается, так что чтобы избежать безумия можно сыграть на опережение и самому специально осознанно сойти с ума. То есть творить безумную дичь не потому, что ты действительно сумасшедший, не отдающий отчёт своим действиям и не различающий реальность и свои фантазии, а целенаправленно, полностью понимая ситуацию и отдавая себе отчёт.
Сумасшествие – это защитная реакция организма на непривычные для психики людей условия. Мы миллионы лет эволюционировали в дикой природе, а теперь проводим жизнь в бетонных многоэтажках, беспокоясь о проблемах, которых раньше не было и быть не могло. Наша психика к этому не приспособлена, поэтому, если слишком сильно погрязнуть в рутине городской жизни, мозг начнёт нас насильно выдёргивать из этих условий, что и выливается в психологические проблемы.
Так, в "Бойцовском клубе", первое, что помогло Джеку – это сообщества людей со смертельными заболеваниями в методистской церкви. Там Джек смог поплакать и выплеснуть негативные эмоции, что дало временный положительный эффект. На одной из таких встреч проходила медитация, где участники представляли, что находятся в пещере. Пещера – это место, намного более привычное для нашей психики, чем многоэтажки. Пещера – это часть природы, находясь в ней, человек покидает цивилизацию, к которой привязаны все его проблемы. Находясь в воображаемой пещере, человек вырывается из повседневной суеты и пребывает в гармонии, поэтому это упражнение помогает справиться с психологическими проблемами. По крайней мере на время. Но это довольно слабые меры, способные помочь, если всё ещё не слишком плохо. Однако, проблемы Джека были уже слишком велики, так что, когда он потерял возможность выпускать эмоции, его психика продолжила расшатываться, создавая Тайлера Дёрдена – альтер эго, созданное психикой Джека, чтобы вырвать его из болота повседневности.
Первым делом Тайлер взрывает квартиру Джека. Прямо перед этим Джек лишается чемодана со всей своей брендовой одеждой. Потеря чего-то важного, вокруг чего вращалась вся твоя жизнь – это один из мощнейших способов вырваться из повседневной суеты. Это отрезвляет. Все прежние проблемы становятся ничтожными. Потеряв всё, Джек лишился чего-либо, за что можно цепляться, что делало его рабом этих вещей. И именно так он обрёл свободу.
Позже Тайлер затевает драку с Джеком, а в дальнейшем это перерастает в бойцовский клуб, где постоянно проводятся драки, которые помогают людям забыть о своих проблемах и выпустить пар. Помимо возможности выпустить эмоции, ключевым аспектом драк является боль. Это второй способ вырваться из рутины. Боль также отрезвляет. Это также было показано, когда Тайлер нанёс Джеку химический ожог щёлоком. Чтобы стерпеть боль Джек пытается вернуться в воображаемую пещеру, но это не работает, так как боль намного более эффективный способ выхода из повседневности, чем медитации. Чувствуя боль, человек ощущает себя более живым, чем когда-либо. Смирившись с болью от ожога, Джек подходит к последней черте отвержения современного общества и возвращения к истокам.
Джек жил в полуразваленном провонявшем доме без телевизора и стильной мебели, где приходилось отключать электричество во время дождя, который, собственно, был основным источником воды в доме. Такие условия, далёкие от комфорта, когда человек может расслабиться и забыть о своих проблемах, также вырывают из повседневности. Человек эволюционно приспособлен к жизни в суровых условиях с постоянной угрозой от различного рода опасностей. Такие условия держат человека в тонусе, не дают отрываться от реальности, уходя в мечтания, а вынуждают постоянно находиться здесь и сейчас. При этом, Джек не пребывал в постоянном стрессе, он быстро привык к суровым условиям и чувствовал себя лучше, чем когда-либо. Хотя до этого, живя в квартире, обставленной удобной мебелью, он находился в постоянном стрессе, из-за чего не мог нормально ни спать, ни бодрствовать.
Также, вырваться из оков повседневности позволяет асоциальное, а в более радикальной форме, антисоциальное поведение, что логично, так как нарушая общественные нормы, человек по сути перестаёт быть частью социума и, соответственно, перестаёт подвергаться деструктивному для психики влиянию цивилизованного мира. Антисоциальное поведение присутствует в "Бойцовском клубе" сплошь и рядом. Как пример можно привести домашние задания для участников клуба, первое из которых – развязать драку с незнакомцем на улице. Также было множество других заданий, подразумевающих совершение преступлений.
Ещё одно задание – жертвоприношение. Тайлер запугал человека, угрожая убить его, и тем самым дал ему лучшую мотивацию к учёбе из всех возможных: либо ты учишься, либо ты умираешь. Здесь мы видим ещё один мощнейший способ вырваться из суеты повседневности – страх. После запугивания человека, Тайлер говорит, что "завтрашний день будет самым дивным в его жизни", ведь страх, также как боль или утрата чего-то ценного, позволяет почувствовать себя по-настоящему живым. Только потеряв что-то, мы начинаем ценить это, так что, стоя одной ногой в могиле, человек по-настоящему осознаёт ценность жизни. По отношению к самому Джеку страх был показан, когда Тайлер на машине выехал на встречную полосу и перестал держать руль, после чего машина врезалась в другую, съехала на обочину и перевернулась. Джек был на волосок от жизни, в такой ситуации всё, что человек считает ценным, будь то мебель, одежда, работа, деньги, машина, вмиг перестаёт иметь какое-либо значение.
В следующем после автокатастрофы эпизоде, Тайлер говорит следующее: "В мире, который мне видится, ты охотишься на лосей в пропитанных влагой лесах, окружающих руины Рокфеллер-центра. На тебе одежда из шкур, одна до конца жизни. Ты взбираешься на верхушку небоскрёба Сирс-тауэр (ныне Уиллис-тауэр) и видишь оттуда крохотные фигурки людей, которые молотят зерно и раскладывают узкие полоски мяса по заброшенной скоростной автомагистрали". Тайлер Дёрден – это воплощение природного начала Джека. Тайлер был создан психикой Джека, чтобы вырвать его из оков цивилизации, в которой он давно безнадёжно погряз. Мир, который описывает Тайлер, уничтоженная цивилизация, на руинах которой воцарила дикая природа, а люди вернулись к первобытному образу жизни – это то, к чему стремится Тайлер, то, куда он пытается привести Джека, и постепенно, после прохождения множества практик, вырывающих из цивилизации, Джек начал всё чаще и чаще становиться Тайлером Дёрденом. Если человек слишком сильно отдалился от природы, от своей естественной среды обитания, и никак не пытается вернуться к ней, психика сама начнёт вырывать его из цивилизации. И пока человек психически здоров, он сможет сам регулировать то, насколько близко к Природе он подойдёт, но, если момент упущен, и уже слишком поздно самому пытаться исправить ситуацию, психика будет пытаться приблизить человека к Природе настолько, насколько это возможно. Мир, который видит Тайлер Дёрден, где Джек охотится на диких животных в одежде из шкур – это тот уровень близости к Природе, к которому будет пытаться вернуться сломанная психика, взявшая контроль над рациональным мышлением цивилизованного человека.
Пока психика ещё не вышла из-под контроля, для профилактики этого, можно намеренно вырывать себя из цивилизации при помощи методов, показанных в "Бойцовском клубе", таких как утрата ценного, боль и страх, но в менее радикальной форме, в уменьшенном масштабе. Можно практиковать временный уход от цивилизации на природу, пойти в лес, полазить по деревьям, полежать на траве, почувствовать себя частью природы, забыв про свои проблемы, про внешние атрибуты успеха, навязанные нам обществом. Всё это со стороны может выглядеть как безумие, однако, это как раз и позволяет избежать настоящего безумия. В этом и есть суть контролируемого безумия. Оно выбивает тебя из повседневности, позволяя как бы взглянуть со стороны на окружающий мир, и не даёт бесконечному потоку информации, летящему вдаль, унести твой разум за собой.