Найти в Дзене
Библио Графия

Замах на рубль, удар на копейку. Что не так с романами и экранизациями Гийома Мюссо

Гийом Мюссо — один из самых популярных современных французских писателей. Он работает в разных жанрах — детектив, триллер, мистика, мелодрама. Так получилось, что в первую очередь я познакомилась с ним как с автором детективов и триллеров, прочитав романы «Квартира в Париже» и «Сентрал-парк». Затем в моей читательской «копилке» появился мистический роман «Здесь и сейчас». Все прочитанные у Мюссо книги можно совершенно заслуженно охарактеризовать как «книги, от которых невозможно оторваться». Это действительно затягивающее, атмосферное, пронзительное чтение с массой выразительных деталей. «Квартира в Париже» окутывает туманной серостью дождливого Парижа. Осенний «Сентрал-парк» дурманит запахом увядающей листвы. Погружаясь в роман «Здесь и сейчас», ощущаешь, как останавливается время и «запускается волшебный лабиринт». Гийом Мюссо — тонкий писатель. Он хорошо передаёт состояние героев, их мысли, чувства, чаяния. В его книгах всегда есть захватывающая интрига. Тут он мастер, этого не отн

Гийом Мюссо — один из самых популярных современных французских писателей. Он работает в разных жанрах — детектив, триллер, мистика, мелодрама. Так получилось, что в первую очередь я познакомилась с ним как с автором детективов и триллеров, прочитав романы «Квартира в Париже» и «Сентрал-парк». Затем в моей читательской «копилке» появился мистический роман «Здесь и сейчас».

Все прочитанные у Мюссо книги можно совершенно заслуженно охарактеризовать как «книги, от которых невозможно оторваться». Это действительно затягивающее, атмосферное, пронзительное чтение с массой выразительных деталей.

«Квартира в Париже» окутывает туманной серостью дождливого Парижа. Осенний «Сентрал-парк» дурманит запахом увядающей листвы. Погружаясь в роман «Здесь и сейчас», ощущаешь, как останавливается время и «запускается волшебный лабиринт».

Гийом Мюссо — тонкий писатель. Он хорошо передаёт состояние героев, их мысли, чувства, чаяния. В его книгах всегда есть захватывающая интрига. Тут он мастер, этого не отнять.

Но есть причина, по которой со временем я перестала читать его романы. Это неудачные, на мой взгляд, развязки книг — неоправданно драматичные или чрезмерно закрученные, нелогичные финалы. Есть такое слово — перемудрить. Вот это оно самое. Зачем литературе, рассчитанной на проведение досуга, «приделывать хвост» серьёзного, глубоко драматичного произведения? Для чего шокировать читателя, шарашить ему по нервам? Для чего «завязывать десять узлов», когда и один прекрасно держит? Это всё авторские амбиции... или отсутствие меры.

Всегда удивлялась, почему романы Гийома Мюссо, особенно самые известные из них, не экранизируют. «Квартира в Париже», «Девушка из Бруклина», «Завтра», «Здесь и сейчас»... Они ж так и просятся на экран. Но нет.

Я знаю только две экранизации романов Мюссо. По роману «После…» снят фильм «Заложник смерти» (2008). По роману «Потому что я тебя люблю» — фильм «Пересечение» (2012). Всего два фильма при довольно обширной библиографии.

Решила посмотреть хотя бы один из фильмов, чтобы найти ответ на свои вопросы.

Выбрала фильм «Заложник смерти», снятый Жилем Бурдо. В главных ролях: Ромен Дюрис и Джон Малкович. Это драма с элементами мистики. Восьмилетний Натан попадает под машину и какое-то время находится за чертой, но выживает. Спустя годы, он становится успешным адвокатом. Его личная жизнь полна неопределённости и горя. Однажды он знакомится с доктором, который может видеть, когда тот или иной человек умрёт. Долго и упорно доктор ведёт Натана к пониманию чего-то важного для него... К чему — становится понятно только в финале.

Фильм позиционируется как триллер и драма. На деле же это психологическая мелодрама. Сильно муторный, нудный, невнятный фильм. Так бывает нередко, когда «замах на рубль, а удар на копейку».

Нисколько не хочу принизить творчество Мюссо, но то, что он пишет, — это увлекательная беллетристика. Попытка же сделать из беллетристики глубокое философское произведение обречена на провал. Замес жидковат. Не по Сеньке шапка. Весь фильм зритель «хлебает ковшом» одну трагедию за другой. Очень удачное название дали экранизации романа Мюссо в российском прокате — «Заложник смерти». Чего-чего, а смертей здесь с избытком. Согласна, темы подняты серьёзные (жизнь и смерть, куда серьёзнее?). Но в результате сформулировать для себя, что же хотел сказать автор, я до конца так и не смогла. Значимость только внешняя, а смотришь — и ничего внутри не шевелится, не трогает, и уже назавтра стирается из памяти.

Ясность с Мюссо у меня окончательно сложилась: не надо пытаться прыгать выше своих возможностей, рядиться в чужие одёжи. Пусть это будет лучше хорошее жанровое произведение, чем глубокомысленная, но беспомощная проза (кино).

Читали романы Гийома Мюссо? Смотрели экранизации? Поделитесь своими впечатлениями.

Приглашаю всех на свой канал на Boosty. Там вас ждут увлекательные совместные чтения, отзывы о книгах, отчёты о путешествиях, мои дневники. Ну и, конечно, жду вас в Телеграме!