Найти в Дзене
neznamovneznam

Дэниел Торп и Альпарслан Айдын: Делает ли Турция все возможное для Палестины?

В переполненном зале суда подсудимые сидят в ряд, большинство из них в куфиях – клетчатых палестинских шарфах. Судья и прокурор бормочут о судебной процедуре, а адвокаты время от времени возражают. В обвинительном заключении обвиняемые обвиняются в нарушениях, включая выкрики «Свободу Палестине!» и «От реки до моря Палестина будет свободной!». Но это не Германия, Великобритания или США, где репрессии в отношении сторонников прав палестинцев стали обычным явлением. Это Турция – одна из стран, наиболее громко осуждающих геноцид в Газе, и чей президент называет себя «голосом» палестинцев. Даже здесь не всем позволено говорить «Свободу Палестине!» где бы они ни захотели. Слушания проходили в мае и сентябре, а следующее запланировано на февраль следующего года. Шейме Йылдырым и остальным восьми подсудимым грозит от шести месяцев до трёх лет тюремного заключения. «Они знают, что им придётся нас оправдать», — заявила Йылдырым, одна из подсудимых, покидая зал суда на майских слушаниях. «Нечего

В переполненном зале суда подсудимые сидят в ряд, большинство из них в куфиях – клетчатых палестинских шарфах.

Судья и прокурор бормочут о судебной процедуре, а адвокаты время от времени возражают. В обвинительном заключении обвиняемые обвиняются в нарушениях, включая выкрики «Свободу Палестине!» и «От реки до моря Палестина будет свободной!».

Но это не Германия, Великобритания или США, где репрессии в отношении сторонников прав палестинцев стали обычным явлением.

Это Турция – одна из стран, наиболее громко осуждающих геноцид в Газе, и чей президент называет себя «голосом» палестинцев.

Даже здесь не всем позволено говорить «Свободу Палестине!» где бы они ни захотели.

Слушания проходили в мае и сентябре, а следующее запланировано на февраль следующего года. Шейме Йылдырым и остальным восьми подсудимым грозит от шести месяцев до трёх лет тюремного заключения.

«Они знают, что им придётся нас оправдать», — заявила Йылдырым, одна из подсудимых, покидая зал суда на майских слушаниях.

«Нечего доказывать. Мы все признаём, что совершили то, в чём нас обвиняют», — сказала она. «В чём тут преступление? Они просто затягивают судебное заседание. Мы уже девятый день в суде — вот как они нас наказывают».

Первоначальная реакция Турции на события 7 октября 2023 года и варварское нападение Израиля на Газу была на удивление умеренной. Президент Реджеп Тайип Эрдоган, рассчитывая на роль посредника между ХАМАС и Израилем, сдержал свою обычно резкую риторику. Только после того, как эту роль заняли Катар и Египет, Анкара ужесточила свою позицию.

К началу 2024 года Эрдоган и его правящая Партия справедливости и развития (ПСР) столкнулись с резкой критикой внутри страны за продолжающуюся торговлю Турции с Израилем. К маю того же года турецкое правительство объявило о полном прекращении импорта и экспорта.

Однако некоторая торговля продолжается и по сей день.

Шейма Йылдырым пытается провести демонстрацию солидарности с палестинцами в Газе 17 мая 2025 года в Стамбуле, Турция.
Шейма Йылдырым пытается провести демонстрацию солидарности с палестинцами в Газе 17 мая 2025 года в Стамбуле, Турция.

Шейма Йылдырым убеждена, что её правительство делает недостаточно для палестинцев.

В детстве Йылдырым не занималась напрямую политикой или активизмом. Но после 7 октября 2023 года она начала участвовать в протестах.

«Вскоре я поняла, что просто ходить на протесты недостаточно», — рассказала она изданию The Electronic Intifada.

«Мы просто скандировали лозунги. После стольких мирных протестов я поняла, что нам нужно сделать что-то, что могло бы изменить ситуацию в Палестине».

Вместо того, чтобы участвовать в массовых пропалестинских маршах, организованных правительством, Йылдырым присоединилась к более радикальным протестам, характеризующимся критикой политики правительства.

Наиболее известным организатором подобных протестов стала организация «1000 Youth for Palestine» («1000 Молодежи за Палестину»), активистская группа, вдохновлённая британским движением «Palestine Action».

Их требования включают закрытие посольства Израиля и высылку войск США и НАТО из Турции. Распространены лозунги вроде «Израиль – убийца, ПСР – коллаборационист».

Среди активистов – студенты-коммунисты и консервативные исламисты-антикапиталисты, выступающие против правительства. Во время протестов у зданий предприятий и портов турецкая полиция по борьбе с беспорядками часто арестовывала демонстрантов или разгоняла их  слезоточивым газом.

Эти протесты, очевидно, вызывали недовольство правительства. Защита прав мусульман – как в стране, так и за рубежом – была девизом ПСР на протяжении всего её почти четвертьвекового правления. Особенно шокирующими были кадры молодых женщин в платках (то есть религиозных мусульманок), куфиях, размахивающих палестинским флагом, закованных в наручники и подвергающихся избиениям со стороны полиции.

Нефть в Израиль поступает через Турцию

Азербайджан, расположенный на Черном море - близкий союзник Турции и Израиля.

Около 30% израильской нефти поступает от азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), который проходит непосредственно через территорию Турции, что делает её одним из основных поставщиков нефти в это геноцидное государство.

Анкара утверждает, что международные соглашения не позволяют Турции вмешиваться в транспортировку нефти по этому трубопроводу или определять, где она в конечном итоге окажется. В противном случае Турция может быть обязана выплатить значительную денежную компенсацию.

Однако, будучи участником Конвенции о геноциде 1948 года, Турция, как страна, подписавшая Конвенцию о геноциде, обязана предотвращать преступление геноцида и наказывать за него, что, по всей видимости, превалирует над любыми договорными обязательствами.

В любом случае, критики по-прежнему не убеждены в обосновании Анкарой продолжающейся торговли нефтью с Израилем.

В мае 2024 года Йылдырым присоединилась к акции протеста «1000 молодых людей за Палестину» перед зданием стамбульского офиса SOCAR.

Демонстрация активистской группы «1000 молодых людей за Палестину» была окружена турецкой полицией по борьбе с беспорядками в Стамбуле, Турция, 9 июня 2025 года.

«Мы поняли, что эта компания причастна к этому геноциду», — говорит она.

По словам Йылдырым, протест обострился: двери были выломаны, а активисты, обмазавшие здание красной краской, позже с гордостью продемонстрировали свои испачканные в краску куфии.

Йылдырым также утверждает, что видела подарочные пакеты с логотипом SOCAR среди вещей сотрудников спецподразделения, охранявших офисы компании. На следующий день, 1 июня 2024 года, полиция провела обыск в доме Йылдырым, и она была впервые задержана.

Оппозиция

Многие оппозиционные политики также критикуют продажу азербайджанской нефти Израилю через Турцию.

Суат Кылыч когда-то был близким союзником Эрдогана и даже министром в президентском правительстве. С тех пор он ушёл в отставку и присоединился к исламистской Партии нового благоденствия (ПНБ), находящейся в оппозиции.

Резкая критика со стороны ПНБ политики правительства в отношении Палестины, возможно, способствовала её победе в нескольких опорных пунктах ПСР на местных выборах 2024 года.

«Если израильские самолёты летают благодаря азербайджанской нефти, продаваемой через Турцию, это означает, что мы все причастны к этому преступлению», — заявил Кылыч изданию The Electronic Intifada в своём офисе в Анкаре.

Он также утверждает, что другие товары, включая железо и цемент, по-прежнему экспортируются в Израиль из Турции, но под видом поставок Палестинской администрации, хотя Турция приняла ряд мер, которые, по её утверждению, сузят эту лазейку.

«На бумаге товары идут в Палестину, но, как вы видите, когда они попадают в Израиль, конечным пунктом назначения становятся израильские оккупанты», — заявил Кылыч.

Он утверждает, что его партия немедленно прекратила бы весь экспорт в Израиль и закрыла бы базы НАТО в стране, если бы была у власти. Однако на данный момент партия набирает лишь около 4–7 процентов голосов.

Главная оппозиционная Республиканская народная партия (НРП), получившая на последних местных выборах больше голосов, чем правящая ПСР, также пыталась позиционировать себя как более пропалестинскую, чем правительство.

В апреле НРП организовала акцию протеста в поддержку Палестины в Стамбуле. Марш был заблокирован полицией, чего партия и ожидала, поскольку ни одной оппозиционной группе годами не разрешалось протестовать в центре города – ни по какому поводу.

Многие критики считают риторику НРП в отношении Палестины неискренней внутриполитической деятельностью. В довершение всего, мэр Стамбула Экрем Имамоглу, восходящая звезда партии и кандидат в президенты, назвал ХАМАС террористической организацией.

Это вызвало негативную реакцию у общественности. Эрдоган, в свою очередь, сравнивает ХАМАС с турецкими борцами за независимость, которые защищали страну от иностранной оккупации в 1920-х годах.

«Мы приложили немало усилий в этом направлении. Мы стараемся постоянно поднимать палестинский вопрос», — заявил изданию The Electronic Intifada представитель НРП по иностранным делам Ильхан Узгель. Однако он отказался вдаваться в подробности или отвечать на критику, с которой сталкивается его партия.

Не остановил

Арест не остановил Йылдырым.

Вскоре после освобождения в июне 2024 года она приняла участие в очередной акции протеста во время выступления Эрдогана.

Когда президент обращался к толпе, Йылдырым встала и крикнула: «Господин президент, почему азербайджанская нефть идёт через нашу страну?» Её тут же схватили и вытащили сотрудники охраны.

После нескольких дней, проведенных в полицейском участке, Йылдырым официально предъявили обвинение и отправили в тюрьму.

Через неделю её освободили до суда за «оскорбление президента» и «незаконный» протест. В настоящее время против неё возбуждено четыре судебных дела, и ей запрещён выезд из страны.

«Сейчас процветает лицемерие», — говорит Йылдырым.

«Пропалестинские сторонники в Турции не осознают, что наша страна причастна к этому геноциду. Турция зарабатывает 1,27 доллара с каждого барреля, продавая нефть Израилю по нашему трубопроводу БТД», — утверждает она.

Хотя эта точная цифра широко освещалась, её невозможно проверить независимо.

Не вызывает сомнений то, что Турция, чья национальная нефтяная компания TPAO также владеет долей в трубопроводе БТД, получает значительные доходы.

«Похоже, Турцию больше волнуют деньги, чем жизни палестинцев. Они используют эту нефть для военной техники, самолётов, они используют её для убийства палестинцев», — добавляет Йылдырым.

«Так это или нет, это необходимо расследовать», — заявил изданию The Electronic Intifada депутат от правящей Партии справедливости и развития Исмаил Эмрах Караель. Он возглавляет Совместный парламентский комитет Турция-ЕС, где регулярно поднимает вопрос о продолжающейся войне в Палестине.

«Мы должны смотреть на общую картину», — утверждает Караель.

«Сколько государств прекратили торговлю с Израилем? Сколько государств разорвали дипломатические отношения с Израилем? Сколько стран поддержали иск ЮАР против Израиля по обвинению в геноциде в Международном суде ООН (МС), несмотря на всё сионистское лобби?» — спрашивает он.

«Из этих стран у скольких есть лидер, который делает заявления с такой же ясностью, как наш президент? И за заявлениями следуют действия».

Страх последствий

29 августа министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил парламенту, что вся торговля с Израилем прекращена, а Анкара закрыла своё воздушное пространство для израильских самолётов.

«Ни одна страна не разорвала полностью торговые отношения с Израилем», — добавил министр. О трубопроводе БТД не упоминалось.

И хотя объявление о пролётах попало в заголовки газет, турецкие власти быстро дали понять, что страна закрывает своё воздушное пространство только для официальных израильских рейсов и рейсов, перевозящих оружие или боеприпасы, но не для коммерческих перевозок.

Более того, новые ограничения, похоже, не запрещают судам третьих стран перевозить нефть из Турции в Израиль.

«Единственный голос палестинского народа — это сам палестинский народ», — заявила Лейла, палестинская студентка и активистка в Турции, изданию The Electronic Intifada в ответ на заявление Эрдогана о том, что она является голосом ее народа.

Лейла попросила не называть её настоящее имя, опасаясь последствий со стороны турецких властей.

«Я действительно боюсь депортации. Но в то же время этот страх не мешает мне высказываться», — добавила Лейла.

«Эта поддержка турецкого народа и правительства должна выходить за рамки символических лозунгов», — добавляет Лейла, призывая к действиям, «таким как бойкот, прекращение торговли и военной поддержки сионистов».

Спустя два года после геноцида стало ясно, что для многих Турция всё ещё может сделать гораздо больше, чтобы остановить его.

Дэниел Торп — стамбульский журналист, освещающий политику и экономику Турции и Восточной Европы. Альпарслан Айдын — видеожурналист в Турции, работающий в Agence France-Presse.