Тут верою дышат.
Здесь вера как лучший твой друг.
Тут бога православные слышат,
Да так что лягушки замолкают вокруг.
В тот день должен был состояться крестный ход. Но как только увидели бело-голубые очертания Раифского Богородицкого монастыря, озвученная выше информация благополучно вылетела из головы. Предстоял обзор святого места.
Монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника в 27 км к северу-западу от Казани в Зеленодольском районе в поселке со звучным названием – Местечко Раифа. Раифский монастырь является памятником русской культовой архитектуры XVII - XIX веков, а еще это крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской православной церкви.
Раифский монастырь был основан отшельником иеромонахом Филаретом, известным тем, что после смерти родителей он раздал все свое имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришел в Казань и жил в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля, а затем перебрался на берег Сумского (ныне Раифское) озера в Раифу, где построил себе келью. Место выбрано не случайно – вокруг заповедный лес.
Дальше сработало сарафанное радио: в округе разнесли слух, что на берегу озера в хижине-келье живет святой человек и после этого вокруг Филарета собралось много православных христиан. Вскоре была построена часовня, в которую привезли копию иконы Грузинской Божьей матери, списанной с оригинала Красногорского монастыря близ села Холмогоры. В 1659 году Филарет умер, а через два года в 1761 году с благословения митрополита Казанского Лаврентия был основан мужской монастырь, который в то время был построен из дерева.
В 1670 году царем Алексеем Михайловичем в вотчину монастыря передана пустошь Свиные Горы на Каме, в 1674 году – окрестные территории, благодаря чему уцелели старовозрастные леса, ныне составляющие ядро Раифского участка Волжско-Камского заповедника. Щедрые пожертвования монастырю делались на протяжении всей его истории казанскими митрополитами – Тихоном, Лаврентием и другими частными лицами – М. Н. Кудрявцевым, М. Т. Атлашкиным, Н. И. Киселевой и др.
Сильный пожар в 1689 году уничтожил все строения и первыми каменными постройками стали зубчатые стены и башни, которые образовали монастырский кремль, сохранившийся до настоящего времени.
Перед революцией в монастыре было 80 монахов. В 1914 году возле монастыря создан поселок для инвалидов Первой мировой войны. Богородицкая Раифская пустынь делала крупные пожертвования – на войну со Швецией (1703), на нужды Отечественной войны 1812 года.
В 1930 году ее последние иеромонахи Сергий, Антоний и Варлаам, Иов и Иосиф, послушник Петр Тупицын и миряне Василий Гаврилов и Степан Абрамов были расстреляны по обвинению в контрреволюционной деятельности.
В 1930-е годы на территории монастыря содержали политзаключенных, позже – малолетних преступников, а в храмах находились ремонтные мастерские. Раифский монастырь был возвращен русской Православной церкви только в 1991 году. Тогда он представлял печальное зрелище – разрушенные стены и кровля, купола без крестов и обезглавленная колокольня.
Первым, кто откликнулся на решение восстановить монастырь, стал Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, внесший средства на сооружение пяти крестов для Троицкого собора. 14 августа 1991 года из Казани была возвращена икона Грузинской Божьей Матери и состоялась первая служба.
Несколько интересных фактов:
Раифский монастырь назван по месту на Красном море - Раифа, где в IV веке погибли монахи от рук язычников - в честь Св. отцов в Раифе и Синае избиенных. Поскольку монастырь в те времена также находился в окружении язычников, его назвали Риифским.
Хотя рядом с монастырем находится озеро, где немало лягушек, они не мешают послушникам - не квакают. Рассказывают, что однажды, монахи попросили бога избавить их от кваканья лягушек, которое мешало им петь. И свершилось чудо – лягушки замолчали. Проводились эксперименты – когда лягушек из озера вывозили за пределы Раифы, через некоторое время они становились активными и начинали громко квакать. Французские ученые привези из Франции жаб в Раифу, и те вскоре тоже замолчали.
В первую очередь тебя встречают торговые лавки, без них нынче никуда, раз турист косяками валит. По дороге к монастырю магазины и кафе не заканчиваются. Тут и «Прянишная» и кафе «Изба», на противоположной стороне - «Раифский сувенир». В небольшом сквере установлены ряд интересных белокаменных скульптур: «Богородица с младенцем Иисусом», «Монах-отшельник», «Ангел», «Паломник».
У входа в монастырь, рядом с берегом озера огромное мозаичное панно (размерами 3 на 4 метра) Грузинской иконы Божией Матери из тысячи разноцветных ракушек и морской гальки, на обратной стороне изображена колокольня монастыря.
Доска, на которой написана святая икона, имеет в вышину 9 и в ширину 7 вершков. Икона темного цвета. На обороте, по углам, на серебряном окладе, который покрывает всю доску, изображены Евангелисты, а в середине имеется надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Грузинския» снизу: «1720 г. июля 24 дня построен сей образ по благословению великого господина, Преосвященнейшего Тихона, митрополита Казанского». Надпись относится к украшению иконы при митрополите Тихоне.
Ну все, пора уже на территорию монастыря заходить!
Вход в монастырь осуществляется через Надвратную церковь Архангела Михаила с колокольней. Она была построена на средства известного мецената М. Т. Атлашкина. На втором этаже колокольни, когда устроен храм во имя Архистратига Михаила, являющегося небесным покровителем купца Атлашкина. А на самом верхнем ярусе здания установлены часы, причем со всех 4 сторон света (увеличенная копия настенных с гирями, в народе называемых "ходиками") чистопольского производства. В день празднования Воздвижения Креста Господня (14 сентября 1891 г.) "Раифская свеча" была увенчана семиметровым крестом. Надвратная колокольня высотой около 60 метров возведена в 1889 - 1903 годах, и это самое высокое сооружение монастыря. Построена в стиле неоклассики.
Юго-восточная башня заметно выделяется в облике Раифского монастыря. Она была построена на рубеже XVII-XVIII веков и является одной из двух восстановленных угловых башен первоначальной монастырской ограды. К сожалению, другие две угловых башни не сохранились до наших дней. Башня представляет собой три восьмигранника, помещенных один над другим, она сложена из кирпича и увенчана стройным шпилем с крестом и изображением ангела с трубой, возвещающего благую весть. На втором ярусе башни расположена смотровая площадка. Стены завершаются выступами в форме «ласточкиного хвоста». По внутреннему периметру стены были обнесены крытыми деревянными галереями, ныне утраченными. А если говорить в целом, что ранее в Раифском монастыре существовало 5 башен, построенные в период с 1690-1717 г. Но сейчас сохранилось только 3 - северо-западная, юго-восточная и юго-западная и часть стен тоже утрачена.
Ансамбль сооружений Раифской пустыни представляет собой вытянутый с юго-востока на северо-запад пятиугольник площадью более 2 га. Ансамбль отражает архаические черты монастырской архитектуры московского барокко XVII века и более древние псковско-новгородские архитектурные традиции. Планировочную ось определяют ворота в восточной стене, к которым ведет главная дорога из Казани. Вторые ворота – «к озеру» акцентируют парадный фасад монастырского комплекса с южной стороны. Третьи проездные ворота расположены в северной стене вблизи хозяйственного двора.
Композиционным ядром ансамбля являются Троицкий собор и церковь Святых Отцов в Синае и Раифе избиенных в центре монастыря по сторонам главной оси ансамбля.
Перед Церковью Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных с приделом во имя Новомучеников российских разбит некрополь. Она построена в 1708 году и является памятником культовой архитектуры XVIII–XIX веков. Правда, церковь перестроили в 1892–1897 годах по проектам губернских архитекторов А. Г. Невинского и Ф. Н. Малиновского. Двухъярусная церковь по типу четверик на четверике с пристроенными двухэтажным объемом трапезной, келий и одноэтажной кухней. В оформлении храма использованы городковые карнизы, пилястры, лопатки, лучковые окна имеют барочные завершения.
А вот собор во имя Святой и Животворящей Троицы или же Троицкий собор несмотря на то, что был построен позже всех, является масштабной доминанты монастырского ансамбля.
Его строили в 1904–1910 годах по проекту 1890-х годов архитектора Ф. Н. Малиновского в псевдорусском стиле со стилизацией форм под кирпичное узорочье XVII века.
Первоначально предполагалось, сохранив древний храм и разобрав трапезную с примыкавшим к ней приделом, возвести новую трапезную, для чего в 1894 году архитектором Ф.Н. Малиновским был составлен проект. Однако в действительности все произошло наоборот — сначала была построена новая храмовая часть церкви (возможно, в 1904 году), а затем к ней примкнула трапезная с крыльцом, проект для которой разработал тот же Ф. Н. Малиновский.
Собор является холодным. В плане в форме вытянутого креста, трехапсидный, пятиглавый, внутреннее подкупольное пространство (18 х 18 м) не имеет опор. С западной стороны вход в трапезную оформлен двусторонним крытым крыльцом, в центральной части увенчанным куполом. Выстроен в формах эклектики псевдорусского направления, фасады декорированы филенками, аркатурными и фигурными поясами. Отреставрирован в 1995 году.
За храмом, помимо прекрасных клумб, фонтана, стоял и скульптура из известняка "Возвращение блудного сына", руки скульптора Владимира Савельева. Здесь много скульптур, выполненных послушниками и профессиональными скульпторами Владимиром Савельевым, Станиславом Горбуновым и Алексеем Клюкиным.
В монастыре имеется еще одна уникальная церковь. Это Софийская церковь с братским корпусом – памятник культовой и гражданской архитектуры XVII–XVIII веков. Она уникальная размерами - считается самым маленьким храмом в Европе, рассчитанным всего на 7 молящихся. Дело в том, что храмовой зоне здания принадлежит лишь верхняя часть сооружения. Это церковь открыта только для монахов, поднимающихся в храм для молитвы раз в год - в день святых Софии и её дочерей Веры, Надежды и Любови.
Софийская церковь над братскими кельями, возведена в камне в 1739 -1827 годах. А на первом этаже Братского корпуса, расположенного под Софийским храмом, находится редакция монастырской газеты "Раифский вестник". Газета издается более 20 лет, есть также детское приложение "Светлячок". Авторами статей и книг являются послушники и монахи монастыря.
А вот главной святыней монастыря считается чрезвычайно древняя икона Грузинской Божьей Матери, хранящейся в одноименном соборе - Соборе Грузинской Божией Матери.
Построен зимний собор в 1835–1842 годах по проекту архитектора М. П. Коринфского на средства благотворителей мещанина Д. Орлова, купца Л. И. Колычева и др. Иконостас был выполнен А. Г. Старогородским, не сохранившейся иконы – художником А. С. Терновским, учителем Казанской первой мужской гимназии. Крестовокупольный, шестистолпный, трехнефный, одноглавый, завершённый полусферическим огромным синим куполом и одноапсидный храм центричной композиции в стиле позднего ампира. Фасады увенчаны фронтонами, с западной стороны одноэтажный пристрой. В стены вмонтированы барельефы с изображением евангелистов.
Внутри-богатый иконостас, стены не традиционный для православного храма.
Прогулка по территории монастыря довольно интимный процесс, каждый, кто сюда приедет, уверяю, сможет найти ответ на свой вопрос, либо поймет вектор правильного движения. Заглянул и за пределы монастыря. У монастырских стен по-прежнему царит богоугодная тишина. Противоположный берег озера скрыт густой зарослью деревьев, тиха водная гладь озера. В его водах при посещении монастыря в начале 90-х искупался сам Б. Н. Ельцин. На берегу обустроена купель, можно на прокат взять катамаран, лодочки и наслаждаться заповедными местами.
Время посещения Раифского монастыря как раз подходило к концу, как раздался колокольный звон, затем люди стали петь молитвы, неся в руках иконы, среди который главная – икона Божией Матери «Грузинская». Это был крестный ход. Людей было предостаточно: старики, дети, старушки, женщины, подростки, мужчины.
Крестный ход с иконой Божией Матери «Грузинская» из храма в честь великомученика Димитрия Солунского села Новые Параты Республики Марий-Эл проходит ежегодно с 1998 года в последнее воскресенье июня. В конце молитвенного шествия, у стен Раифского монастыря под звон колоколов паломников встречает наместник обители.
Тут я, пожалуй, покину вас ненадолго.
Спасибо, что дочитали до конца.
Подписывайтесь на мой канал, я обещаю Вас радовать новыми очерками.